Культура речи педагога — тренинг формирования

На следующем этапе мы организовали работу по формированию у учителей культуры речи через организацию деловых игр и тренинговых занятий.

Цель тренинга: повысить культуру речи учителя.

Задачи:

  • формировать профессиональную коммуникативную речь у учителей;
  • уточнять знания учителей о правильной речи и о приемах, которые необходимы для оказания влияния на детскую речь;
  • развивать качества языкового оформления высказываний;
  • развивать способность учителей использовать методические и культурные правила в своей речи каждый раз при общении с дошкольниками;
  • помочь повысить самооценку и уверенность в себе;
  • получить положительный эмоциональный настрой от общения с коллективом.

Ведущий объясняет особенности предстоящей формы работы и предлагает выполнить следующие задания:
1) Приведите примеры нарушения норм литературного языка (произношения, ударения, словообразования, морфологических, синтаксических, стилистических норм), используя свои жизненные наблюдения и различные литературные источники;
2) Посетите урок или внеклассное мероприятие в начальной школе; проанализируйте речь учителя с точки зрения культуры речи; дайте оценку ее компонентам( чистота, выразительность речи и т. д.);

Далее мы провели следующие варианты деловых игр:
a) Выберите фрагмент объяснения нового материала по чтению, русскому языку, окружающему миру; воспроизведите фрагмент перед воображаемым классом, используя фразеологизмы, крылатые слова, пословицы и т.п.;
b) Выберите фрагмент беседы перед родителями; выступите с беседой;
c) Выберите в текстах «Книг для чтения» слова, нуждающиеся в объяснении: педагогика, психология и т.п.;
d) Представьте себе свой первый визит к родителям ваших учеников и разговор с ними;
4) Потренируйтесь в составлении образцов письменной речи (отчета, заявления, аннотации, реферата и т.п.), а также в оформлении школьной письменной документации.

Выбирая виды и формы заданий для проведения самостоятельной работы, мы отдали предпочтение упражнениям, закрепляющим нормы литературного языка и развитие речи. Также проводились тренировки техники речи, выдавались тестовые и творческие задания. Очень важно, чтобы использовался дифференцированный подход, а практические задания имели профессиональную направленность.

Таким образом, нами были реализованы условия формирования культуры речи у учителей начальных классов.

Рекомендации по формированию культуры речи в профессиональной деятельности учителя начальных классов

Перспективы исследования мы видим в более глубоком и детальном изучении каждого из компонентов культуры речи, в выявлении педагогических условий, способствующих оптимизации процесса развития речевой культуры педагогов начальных классов, а также в изучении проблемы развития речевой культуры студентов как на протяжении учебы в вузе, так и в их дальнейшей профессиональной деятельности.

Для развития культуры речи учителям следует совершенствовать следующие навыки: умение слушать; дикцию; выразительность; общительность; открытость.
Чтобы речь педагога стала для учащихся образцом, нужно не просто знать главные коммуникативные свойства речи, но и их содержание, а также стараться реализовать их в своей речевой практике.

Грамотная речь – это речь, структура которой соответствует языковым нормам: орфоэпическим, морфологическим, лексическим, стилистическим, пунктуационным, акцентологическим, каллиграфическим и другим.

Чистота речи – это состояние речи, при которой в ней отсутствуют чуждые литературной речи обороты и слова.

Следующие элементы засоряют речь человека:

  • диалектные слова (свойственные только для местного говора);
  • профессиональные термины;
  • канцеляризмы и штампы (свойственный для деловых документов речевые сочетания);
  • жаргонизмы;
  • паразиты и сорняки;
  • вульгаризмы (слова, с помощью которых в грубой форме обозначают какие-либо явления и предметы);
  • иноязычная лексика.

Речевое богатство – это применение разных средств языка в полной мере. Лексическое богатство заключается в том, что человек использует в своей речи большой запас слов. Семантическое богатство тесно связано с лексикой. Необходимо непрестанно работать над обогащением словаря. Это позволяет развивать речь, делать ее более образной и экспрессивной.

Можно работать со следующими упражнениями, которые формируют речевое богатство:

  1. Перечислите слова на тему вуза, школы, магазина, столовой, театра и т.п.
  2. Используйте лексические значения слов: каркас, каламбур и т.п.

Педагог должен умело использовать и функциональные качества речи: логичность, уместность, точность, ясность, доступность и т.п.

Логоправ
Добавить комментарий

Adblock
detector