«Культура речи преподавателя» — это специальный курс, который разработан для повышения квалификации преподавателей самых разных дисциплин. На этом курсе педагоги совершенствуют коммуникативно-речевые компетенции через разные виды работы.
Наиболее эффективными, как мы считаем, являются формы интегрированного характера, которые предполагают активное обучение посредством деловых игр и коммуникативных тренингов.
Очень важно в процессе проведения специального курса разработать занятия по самосовершенствованию в области культуры речи. Коллективные виды работы по повышению квалификации учителей должны были сочетаться с самообразованием.
Рассмотрим условия формирования у учителей культуры речи в профессиональной деятельности.
Первое условие – это создание позитивной мотивации к формированию речевой культуры за счет рефлексивных процессов. Это можно реализовать путем самооценки и самоанализа. Оценка своей речи позволяет формировать навыки оценивать свои коммуникации, учитывая речевую культуру. Этот подход является сильным стимулятором для самообразовательной деятельности в области речевой культуры.
Второе условие – это привлечение к дискуссионно-аналитическому общению. Многие современные исследователи считают, что дискуссия стимулирует активность суждений, инициативу педагога, побуждает его обогащаться духовно, глубже вникать в моральные и этические проблемы. Все это развивает логическое мышление, что особенно важно для речевой культуры и нашего исследования.
Групповые дискуссии организуют в виде диалогического общения, в процессе которого приобретается практический опыт участия в совместных обсуждениях и в решении проблем теоретического и практического характера. При участии в дискуссии, учителя учатся точно выражать свои мысли с помощью докладов и в выступлениях, они активно отстаивают свою позицию, приводят аргументы, опровергают ошибочные позиции.
Учителя принимают участие в обсуждениях на тему культуры, ценностей, добра из ла, совести, поведения и художественной литературы.
Третье условие – это расширение среды эталонных речевых коммуникаций путем организации разных форм воспитательного процесса в процессе деловых игр и тренингов.
Деловые игры и тренинги позволяла достичь расширения среды речевого общения путем организации разных форм коммуникативной деятельности после занятий.