Логоритмические занятия и коррекционные средства

Логоритмические занятия практикуются в детских садах уже на протяжении многих лет. Каждое занятие оснащено всем необходимым материалом. Используются также и разные средства логоритмических занятий.

Особенности организации логоритмических занятий

Перечислим основные средства логоритмических занятий, применяемые в практике логопеда:

  • ходьба;
  • марширование.;
  • развивающие дыхание упражнения;
  • упражнения по развитию голоса;
  • артикуляционные упражнения;
  • упражнения для поддержания мышечного тонуса;
  • упражнения для концентрации внимания;
  • упражнения на счет;
  • упражнения с речью без музыки;
  • упражнения для развития чувства такта и музыкального метра;
  • упражнения для развития чувства темпа;
  • упражнения на ритм;
  • упражнения на пение;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • просто игры с речевыми элементами под музыку;
  • упражнения для формирования творческих способностей.

Работая с детьми, страдающими ОНР, перечисленные выше средства логоритмических занятий позволяют воздействовать на процессы торможения, помогают развивать координацию, формируют точность движений, учат ребенка уверенно ориентироваться и двигаться в пространстве.

С помощью логопедической ритмики можно помочь дошкольнику выработать рефлекс сосредоточенности, а в перспективе формировать его произвольное внимание.

Логоритмические методики

Логоритмические методики и средства логоритмических занятий позволяют в интересной для детей форме и доступной для их понимания форме формировать различные речевые навыки, в том числе и дыхание, его темп, выразительность речи. Во время музыкальных игр дети дополнительно развивают свои мимические способности, работают со своим голосом и артикуляцией.

Логопедическая ритмия позволяет достичь многих целей, которые являются частью логопедии. Дети расширяют свой активный запас слов, запоминают грамматические структуры, доводят до автоматизации произношение сложных звуков, расширяют свое восприятие фонематики. Единственная разница в том, что для закрепления полученных навыков используется музыка и движения.

Благодаря этому дети с удовольствием погружаются в игровую атмосферу коррекционных занятий. Формируется благоприятная атмосфера, которая способствует ускорению формирования речевых навыков и творческой активности. Дети легко усваивают новые знания. А так как новый материал передается в сочетании с музыкой и движениями, то это задействует все виды памяти ребенка.

Направления логоритмических занятий

Логопедическая ритмика содержит в себе два разных направления для коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОНР.

  1. Первое направление связано с формированием неречевых функций. Ребенок развивает моторику, учится координировать свои движения, ориентироваться в пространстве, его мышечный тонус развивается, также становится более совершенным чувство ритма, развивается способность к пению, лучше начинают работать все виды памяти и внимания.
  2. Второе направление связано с формирование речи детей и коррекцией их речевых дефектов. Сюда включаются упражнения по формировании дыхания и голоса, развивается темп речи, интонация речи. Также идет работа над артикуляционной составляющей речи и над мимической моторикой. Дети учатся координировать свою  речь с движениями, правильно произносят звуки и развивают фонетический слух.

В целом это направление логопедии, как и все средства логоритмических занятий, позволяет работать с детьми в рамках логопедических учреждений, а также в различных нервно-психиатрических заведениях.

Логоритмия имеет ряд специфических особенностей, что касается восприятия музыки и ритма. Главная особенность – это сочетание всех видов деятельности с движениями и музыкой. Музыка оказывает мощное эмоциональное воздействие на состояние человека, дает возможность значительно разнообразить привычные задания  и упражнения.

Еще одним принципом использования логопедической ритмики на коррекционных занятиях является использование речевых материалов. Важно внедрять в занятия самые разные формы слова: это могут быть и хороводы, и пение, и тексты песен, и инсценировки, и указания режиссера, и команды капитана команды и многое другое.

С помощью слова можно создавать новые упражнения, которые основываются не на музыкальных, а на стихотворных ритмах, что также позволяет работать над ритмичностью движений.

Самый подходящий возраст для речевого развития ребенка – это дошкольный период. Содержание занятий в этом возрасте и уровень орфоэпии в этом возрасте определяет то, каким человеком станет ребенок, когда вырастет, а также показывает степень его культурной сформированности.

Развитие речи уже с самых ранних лет – это одно из главных направлений  в детском образовательном учреждении.

Воспитательный процесс с детьми с ОНР

Воспитательный процесс в детском саду строится таким образом, чтобы ребенок мог всесторонне развивать свою личность, общаясь со сверстниками и взрослыми людьми.

На воспитателях лежит очень ответственная роль: научить детей использовать чистый язык в своей повседневной речи, свободно использовать литературный язык в диалогах монологах, приучить их к звуковой речевой культуре.

Для того, чтобы ребенок в дальнейшем мог успешно обучаться в школе, он должен развить в себе полноценную речь.

Естественно, что маленькие дети, которые еще только начали формировать свои речевые навыки, часто допускают ошибки в звукопроизношении. Причиной этого может быть плохо развитый фонематический слух. То есть ребенок не может полностью воспринимать чужую речь и дифференцировать ее звуки.

Необходимо заботиться о том, чтобы ребенка все время окружала полноценная речевая среда. Развитие у дошкольников чистой грамотной речи – это важная общественная задача. Необходимо, чтобы всю серьезность этого осознавали не только педагоги, но и родители детей.

Большинство здоровых детей уже к четырем-пяти годам полностью владеют звукопроизношением. Но из-за различных причин (индивидуальных, патологических или социальных) некоторые дети не только не избавляются к этому возрасту от дефектов речи, но и приобретают стойкие привычки неправильного произношения некоторых звуков. У таких детей также наблюдается весьма специфическое музыкальное развитие.

Дошкольники испытывают трудности в том, чтобы развить плавную и и спокойную речь. Поэтому музыка в данной ситуации играет огромное значение. Дети очень легко воспринимают музыку.

Они способны интуитивно распознать содержание музыки, непосредственно ее воспринимать. Использование этой особенности поможет откорректировать недостатки в речевом развитии.

Исследования в области логоритмических занятий

Многие исследователи много сил посвятили тому, чтобы изучить воздействие логоритмики на дошкольников.

В.М. Бехтерев писал о том, что ритмические занятия важны для того, чтобы выявить имеющиеся ритмические рефлексы у ребенка, научить ребенка неосознанно отвечать на некоторые раздражители (например, слуховые), а также помочь ребенку избавиться от лишних или неправильных движений.

В.А. Гиляровский писал о том, что логоритмика и доступные средства логоритмических занятий способны положительно повлиять на общий физический тонус организма, улучшить настроение, формировать правильную моторику. Благодаря ритмике можно натренировать подвижность процессов, протекающих в ЦНС.

Г.А. Волкова писала о том, что во время логоритмических занятий необходимо применять следующий подход: нужно постепенно делать упражнения более сложными, использовать разнообразные задания и формы работы. Но при этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, имеющего трудности в речи.

Принципы занятий по логоритмии

Работая над ритмом, важно добиться систематичности и регулярности. Также эту работу нужно проводить в несколько этапов. Сначала нужно сосредоточить усилия на моторной деятельности. Далее нужно научить ребенка воспринимать ритм в неречевом материале (например, в музыке, в звучании часов и т.п.).

На следующем этапе нужно учить детей воспринимать ритм в речевом материале. Далее – ребенок учиться работать с ритмом в движениях. И самым последним этапом является ретенция ритма. То есть важно научить детей сохранить определенный ими ритм в своей памяти. Обычно этот шаг дается трудно детям, страдающим речевыми дефектами.

Логопедическая ритмика – это коррекционная методическая система, которая направлена на формирование грамотной и полноценной речи у детей, страдающих речевыми дефектами.

Средства логоритмических занятий

В логоритмической деятельности необходимо все средства применять таким образом, чтобы движения ребенка были связаны с музыкой. Также необходимо их сочетать с использованием речи.

Речевой материал должен быть разнообразным. Это могут быть слова из песни, инсценировка чего-либо, речевые сопровождения во время совместных игр.

Также активно применяются упражнения, в которых дети воспринимают ритм без музыкального фона. Ритм в таком случае может задавать стихотворение. Главное, сохранить принцип: движение должно согласовываться с ритмом.

Рассмотрим некоторые виды активности во время ритмических занятий и их возможности более подробно.

Маршировка и ходьба

Эти упражнения носят вводный характер. С самых первых занятий эти упражнения применяются с целью помочь детям научиться изменять темпы в собственной речи во время движений. Темп марширования корректируется музыкальным сопровождением.

Необходимо в каждое логоритмическое занятие включить элементы ходьбы. Это самый естественный для человека вид физической активности. С точки же зрения координации ходьба – сложный процесс. На первых занятиях детей учат ходить по кругу вдвоем или по одному.

При этом нужно научить ребят постоянно следить за сохранение расстояний между участниками упражнения. Сюда же включаются упражнения по построению в шеренги, в колонны, в линейки и т.д. Это полезно для развития пространственного восприятия в процессе поворотов, в движениях к центру, в маршировки задом наперед.

Необходимо проследить, чтобы уже с первых дней дошкольники учились работать с разным темпом в речевой и двигательной деятельности. Нужно помогать им ориентироваться на музыкальный темп при этом. Этот принцип основан на то, что дети очень легко и инстинктивно воспринимают форму музыки и ее содержание.

Дыхательные упражнения как средства логоритмических занятий

Этот вид деятельности помогает выработать у детей правильное диафрагмальное дыхание. Нужно учить их регулировать продолжительность выдоха, делать это постепенно и регулировать мощность.

При этом дыхательные упражнения нужно совершать с движениями разных частей тела. Например, сначала можно долго тянуть определенный звук и сопровождать это каким-то движением. Затем звук меняется на другой, движение также подбирается другое.

Когда дети произносят на выдохе тот или иной звук, начинается их работа над голосом. Важно научить детей регулировать высоту голоса, его силу, выразительность, тембр и другие характеристики.

Развивая голос детей, нужно задействовать музыкальное сопровождение. Но иногда необходимо обходиться и без него. Для того, чтобы научить регулировать силу голоса, детей просят произносить гласные звуки то тихо, то громко, усиливая или ослабляя при этом фоновую музыку.

Насколько длительным будет звучащий звук зависит от длительности выдоха. Нужно просить детей прочитывать одно и то же стихотворение с разными интонациями.

Для того, чтобы формировать четкую дикцию, необходимо проводить упражнения по регуляции дыхания и улучшению голоса, а также артикуляции. Например, часто используют такие задания. Сначала включить музыку, которая четко передает ритм, и попросить детей артикуляцией изображать гласные. Затем попросить их произносить в ритме звучащей музыки шепотом, а затем в полный голос.

Вместо музыки можно использовать простой счет учителя. Далее в этом же режиме проходит работа над слогами и словами, в которых присутствуют согласные т, ф, ш, п, с. Далее можно перейти на короткие стишки, поговорки или пословицы.

При этом нужно учить детей менять темп речи и работать с ударениями. Также можно включить в упражнения подвижные игры, которые стимулируют к формированию движения, а также положительно влияют на артикуляцию детей и их голос.

Драматизация

Применяются также драматизации, используют замедленную ходьбу. А для установления ритма помимо музыки можно использовать счет, хлопки или пение. Также можно вместе с детьми петь вокализы. Это мелодии, в которых вместо слов используют гласные звуки. Далее можно разучивать с детьми гаммы. Также разучивается связное пение, которое влияет на качества голоса ребенка.

Для того, чтобы формировать дыхание, нужно использовать пение междометий, которые показывают эмоции. Это могут быть самые разные чувства, свойственные человеку. Например, радость или гнев, а также страх или боль. Также можно встраивать эти междометия в стихотворения, по-разному окрашивая звук.

Пение и танцы

Пение это достаточно сложный для человеческого мозга вид деятельности, связанной с активным звукообразованием. Пение основано на умении человека координировать свой голос. Благодаря пению активно регулируется дыхание ребенка, эти занятия ускоряют развитие легких и расширяют грудную диафрагму. Благодаря пению можно научиться плавности в речи.

Танцевальные упражнения и пение песен оказывают хорошее влияние на детей, имеющих речевые дефекты. Главным составляющим пения является речь. Текст песни и музыка организованно переплетаются друг с другом.

Чтобы помочь детям правильно образовывать звуки и развить певческое дыхание, нужно использовать мелодию, имеющую сочетание коротких и длинных фраз. Важно подбирать такие песни, которые имеют медленный или средний темп. Эти песни должны иметь слитное звучание.

Текстовое содержание должно быть наполнено множеством звонких и гласных звуков. Если в песне изобилие глухих согласных, то это мешает развитию звукообразования и делает процесс изучения пения более трудноусвояемым.

Выбирая песни, нужно учитывать возраст ребенка, коррекционные задачи. Важно, чтобы мелодии были простыми и запоминающимися. Аккомпанемент не должен быть сложным. Также неплохо, чтобы текст песни можно было бы инсценировать.

Упражнения без использования музыки

В.А. Гринер был первым, кто предложил этот тип упражнений. Он предлагал использовать их для работы с заикающимися детьми. Эти упражнения можно включать в утреннюю зарядку или в физкультурные минутки. При этом дети проговаривают строки из стихотворений и совершают движения.

Движение может и отсутствовать. Главное – это произносить слова в стихотворной форме. Слово, облаченное в ритму, позволяет облегчить речевую активность ребенку.

Важно подобрать материал, который бы подходил для подобного рода занятий:

  • речевой материал должен помогать нормализовать ритм и темп речи заикающегося;
  • он должен развивать речь у тех, кто страдает ОНР;
  • он должен помогать автоматизировать звукопроизношения у тех, кто страдает дизартрией;
  • стихотворения должны быть такими, чтобы ритм речи можно было легко соотносить с движениями частей тела;
  • не нужно выбирать стихи с длинной или короткой длиной строки;
  • стихотворение должно содержать множество глаголов, что поможет соотносить его произнесение с движениями;
  • текст стихотворения должен иметь сюжет, главное действующее лицо: это позволит избежать механических движений;
  • стихотворение нужно подбирать так, чтобы учитывать возрастные ограничения, а также возможности ребенка в силу его речевых и двигательных недостатков.

Для того, чтобы правильно организовать выполнение заданий, можно также использовать и упражнения по счету. Ритм счета позволяет детям чувствовать ритм движения, что помогает им использовать это в своей речи.

Только если ребенок усвоит ритмический контур слов, он сможет начать правильно и без ошибок говорить.

Важно учитывать онтогенез ребенка, оказывая на него логоритмическое воздействие.

Работая с музыкой, важно применять только простые мелодии. Это поможет детям легко дифференцировать различные ритмы и осознанно подчинять им собственные движения. Постепенно такие движения будут доведены до автоматизма. Благодаря автоматизму ребенок избавляется от напряженности, это позволяет ему экономить свои силы, легко выполнять движение и это положительно влияет на качество исполнения.

Ритмы можно использовать, имитирую движения животных и птиц, а также показывая трудовой процесс.

Драматизация должна быть соответствующей пониманию детей в силу их возрастных особенностей, индивидуального развития и возможностям в движении. Для младших дошкольников правильно было бы подобрать легкие движения, а для старших дошкольников целесообразно подбирать более сложные имитационные движения.

Базовая основа средств логоритмических занятий

Существует два базовых принципа, которые помогут правильно организовать ритмические занятия:

  • Они должны отражать беспорядок или порядок. То есть с их помощью нужно быстро переходить от неорганизованного движения к организованному, который предусмотрен заранее;
  • «третий лишний» дает возможность осуществлять разные построения и трансформации в игровом процессе.

Ритмические занятия всегда должны использовать речь. Над речью необходимо проводить комплексную работу: это может быть работа над жестами, мимикой и самими звуками. Материал, используемый в качестве речевого, делится на три условные группы:

  1. Движения, инсценирующие слова. Дети выражают смысл текста, при этом занимают разные положения и совершают разные действия;
  2. Упражнения, в которых нужно назвать действие. Эти упражнения проходят в индивидуальном или групповом режиме. Важно использовать материалы, которые соответствуют возрасту и возможностям детей. Групповые занятия помогают формировать чувство группового ритма.
  3. Диалоги. Это могут быть разные занятия. Например, в одних из них один говорит, а другой действует и молчит. Либо диалог ведется в виде речевой активности обоих участников. Либо это может быть даже групповой диалог.

Например, один участник диалога высказывает свою просьбу. Второй молча реагирует на эту просьбу, выполняя ее. Или отказываясь ее выполнить. Другие же упражнения подразумевают речевую активность всех участников процесса.

Занятия с музыкальными инструментами

Очень эффективный прием работы по ритмике с детьми. Задействуются при этом простые музыкальные игрушки, которые легко усвоить ребенку. Это дает возможность вовлечься в сферу музыки и проявить свой творческий потенциал.

Для того, чтобы помочь детям формировать звуковысотный слух, можно задействовать колокольчики, каждый из которых по-своему звучит по высоте. Так дети научатся отличать то, какие колокольчики звучат выше, а какие ниже.

Если поставить металлофон наклонно, то он превратится в своеобразную музыкальную лесенку. Дети будут визуально представлять себе направления звукоряда и расстояние, которое находится между разными звуками.

Для того, чтобы развивать чувства ритма, можно использовать ударные инструменты. Либо это могут быть музыкальные инструменты, у которых есть только звук, имеющий определенную высоту.

Для того, чтобы формировать тембровый слух, можно использовать инструменты, которые схожи друг с другом по тембру.

Например, это может быть бубенчик и бубен. Динамический же слух развивается при применении всех видов инструментов, которые позволяют детям произвольно ослаблять или усиливать звучание в зависимости от того, какая сейчас игровая ситуация.

Музыкальные инструменты помогают детям формировать движения пальцев, развивать дыхание, работать над артикуляцией, формировать голос, развивать слух, регулировать просодическую сторону речи.

Самостоятельные музыкальные занятия

Самостоятельные занятия музыкой – очень действенный метод логоритмии. Это помогает детям координировать свой голос и свои движения со звучащей музыкой. Дети приобретают развитые чувства тона и ритма. Они приобретают любовь к пению. Эмоциональная сфера жизни ребенка значительно обогащается.

Музыкальную деятельность дети ведут в процессе различных музыкальных игровых занятий. Они водят хороводы, поют, пляшут или подбирают те или иные мелодии на своих инструментах-игрушках. Детям нравится водить хороводы и петь. Также они с удовольствием выбирают разные мелодии на музыкальных игрушках.

Детские выступления, театральные работы, праздники, как полноценные средства логоритмических занятий – все это позволяет детям полноценно погрузиться в музыкальную среду. Утренник в детском – это особый отчет о проведенных коррекционных логопедических мероприятиях.

В учреждения детского сада материал  нужно подбирать так, чтобы он не отклонялся от требований воспитательной программы. В пределах школы, материал должен соответствовать программе по литературе и русскому языку. Если же работа проводится со взрослыми людьми, то материал подбирается согласно образовательным задачам конкретного заведения.

Помимо прочего музыкальные занятия дают возможность решать и эстетические задачи, особенно когда упражнения затрагивают музыкальную деятельность, побуждают человека заниматься изобразительным или речевым творчеством. Также это касается организации постановок или театрализованных упражнений.

Помимо прочего, упражнения по ритмике посвящены решению общих задач учреждения, в пределах которого они осуществляются. В зависимости от имеющихся расстройств речи и дефектов других систем организма, от степени нарушения чувства ритма или темпа, дефектов двигательной активности или психических расстройств, решаются те или иные коррекционные задачи.

По своей структуре занятия должны давать возможность усваивать одновременно и музыкальный, и двигательный, и речевой материалы. Программа должна учитывать возрастные особенности воспитанников, вид их речевых дефектов, этап проводимой коррекционной работы.

На первых минутах можно использовать вводные упражнения. Также начинать можно, вместе исполнив песню или послушав музыку. Также можно разучить новую песню, изучить новое движение или часть пьесы.

Важно сохранять во врем занятий свободную атмосферу, дети должны чувствовать себя непринужденно и с удовольствием заниматься музыкальной деятельностью, участвовать в играх, заниматься изобразительным творчеством и, естественно, проявлять речевую активность.

Этапность логопедической работы

Логопедическая работа с дошкольниками, страдающими речевыми дефектами, должна осуществляться в четыре этапа. Так дети приобретают адекватное музыкальное и ритмическое воспитание.

Первый этап характеризуется тем, что нужно создать условия, при которых можно наладить хороший контакт с дошкольниками, а потом уже использовать средства логоритмических занятий. При этом нужно учитывать индивидуальные черты личности каждого из них. Обычно на первых порах дети проявляют общие черты: они не проявляют интереса к игрушкам, общаются с неохотой, ориентировочная деятельность у них ослаблена.

Все это происходит из за того, что дети боятся новой обстановки. Сначала ребенок должен установить с ребенком визуальный контакт. Дело в том, что любая речевая установка вначале может помешать спонтанности активности ребенка.

Даже похвала. Более того, если пытаться сразу же установить с дошкольником речевой контакт, не учитывая при этом того, какой уровень коммуникации для него доступен, то в результате возникнет атмосфера непонимания между взрослым и ребенком, что может наложить отпечаток на последующие занятия.

Сначала используются такие приемы, как улыбка, кивки головой, мимика и другие невербальные способны коммуникаций. Также нужно выжидать, пока ребенок не будет готов наладить контакт.

Также как и логопед, музыкальный педагог должен очень внимательно и тактично выявлять на первых занятиях возможности каждого воспитанника в плане музыки и движений.

Далее начинаются формироваться и корректироваться следующие движения дошкольников. Во-первых, это основные движения, такие как бег, ходьба и подобные им. Они позволяют развивать физическое здоровье детей.

Их мышцы укрепляются, сердечно-сосудистая система начинает работать более активно, укрепляется нервная система, развиваются процессы торможения и возбуждения в головном мозге. В результате ребенок приобретает благоприятное состояние нервно-психических процессов.

Упражнения для общего развития позволяют организму ребенка двигаться точно, выполнять упражнения в нужном ритме и темпе, опираясь на звучащее музыкальное сопровождение. Эти упражнения оказывают влияние на разные мышечные группы, развивая их. Особенно развиваются мышцы плечей и рук, также мышцы ног и туловища.

Эти упражнения, как важные средства логоритмических занятий, можно использовать, задействуя только собственное тело. Также можно применять вспомогательные предметы – различные палки, мячи, обручи, флажки. Все эти упражнения способствуют гармоничному формированию мышечных групп, помогают выработать правильную осанку.

Нужно внимательно наблюдать и дожидаться, когда ребенок начнет проявлять хотя бы небольшую спонтанную деятельность (начинает повторять движения, танцевать, создавать сюжетную игру, что-то делать с игрушками – у каждого это может быть что-то свое).

Как только это происходит, можно считать, что наступило время к речевому контакту. Для этого нужно попробовать просто называть действия, которые ребенок совершает. Либо называть игрушки, в которые он играет.

В результате дошкольник приобретает ориентировочность в своей деятельности, его спонтанная активность усиливается. Таким образом с помощью речевых поощрений можно развивать спонтанную деятельность детей и постепенно усиливать речевые контакты с ними.

Далее можно организовать совместную или индивидуальную игру. Также нужно позаботиться, чтобы на занятиях педагог или логопед также был включен в игровую деятельность и вместе с ними выполнял упражнения.

По мере того, как речь ребенка нормализуется, а двигательная сфера приобретает черты, характерные для хорошего развития, можно проводить более подвижные игры, в которые входит активный бег, метания мечей, прыжки и лазания.

Логоритмика также активно применяет мероприятия, которые развивают творческую инициативу детей. Игра для любого дошкольника – это главный вид деятельности. Поэтому игры активно внедряются во все логопедические ритмические занятия с детьми.

Очень полезны игры, в которых дети драматизируют сюжеты из стихотворений и прозаических произведений на самые разные темы. С помощью мимики, речи, движений и пантомимики дети пытаются передать зрителям смысл этого текста.

Заключительные упражнения имеют цель успокоить после проведенных занятий детей, помочь им переключиться на привычную волну. Во время этих упражнений психическая и физическая нагрузка сводится к минимуму.

Их проводят в разной форме. Например, применяют марширование, перестроение, прослушивание музыкальной композиции с последующим рассказом о своих впечатлениях.

Для того, чтобы дети справлялись с этим, нужно выбирать такие музыкальные композиции, которые без названия и текста легко понятны и способны родить различные образы в сознании ребят.

Оценки
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Логоправ!
Добавить комментарий