Развитие речи посредством сочинения

Согласно В.В. Виноградову, речь является психическим процессом, который представляет собой деятельность общения с использованием языка. Человеческая речь в силу своего семантического характера может быть использоваться для осознанного общения с другими людьми.

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством  языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

Речь как психический процесс, по определению Рубинштейна С. Л., это деятельность общения посредством языка. Семантический характер человеческой речи обусловливает возможность ее использования для сознательного общения.

Развитие речи учеников – это процесс освоения речи: ее восприятие, способы выражения мыслей посредством языка и речевых механизмов.

Основные условие для успешного развития речи учеников в начальных классах: дети должны испытывать потребность в общении; должна быть развитая речевая среда, которая бы питала формирующуюся речь школьника, изучающего языковые средства; должен использоваться значимый материал, составляющий содержание речи; нужно овладеть теоретическими знаниями о закономерностях языка; нужно постоянно корректировать речь, подчинять ее изучаемым правилам, приобретать культуру речи.

Развитие речи тесно связано с развитием мышления. Система речевого развития подразумевает использование речевых ситуаций, организацию речевой среды, проведение словарной работы, использование синтаксических упражнений, организацию работы с текстами, интонациями, исправления и совершенствование речевой компетенции.

Все это базируется на правилах лексики и грамматики, стилистики, фонетики, а также на принципах словообразования. Работа проводится также в соответствии с теорией речи и текста. Она не изучается в школу, но при этом является основой для методики развития речи учеников.

Сочинение как средство развития речи

Речь младших школьников можно развивать в процессе написания сочинений.

Уже с первого класса дети работают над сочинениями. Сначала они оформляются в виде небольших устных высказываний. Затем они перерастают в форму ярких эмоциональных рассказов. Постепенно сочинение превращается в настоящую интеллектуальную работу. Сочинение формирует интеллектуальные способности, учит контролировать эмоции, приучает школьников оценивать пережитое и размышлять над ним, формирует наблюдательность, учит делать выводы, сравнивать.

Сочинения дают возможность детям более глубоко осознавать собственные чувства, побуждения.

Сочинения классифицируют на разные параметры. В зависимости от источника, можно поделить на те, которые составляются об увиденном, пережитом, об услышанном. Также бывают те, которые основаны на книгах, фильмах или картинах. Еще одна группа – это те, что включают в себя разные источники. И последняя группа – это сочинения, написанные на основе воображения учеников.

Если говорить о самостоятельности или несамостоятельности, то можно выделить коллективные сочинения, на общую для всего класса тему и индивидуальные.

Если говорить о жанровой принадлежности, то сочинения могут принимать форму рассуждения, описания или повествования. В начальной школе редко сочинения принимают вид повествования или другого жанра в чистом виде. Обычно школьники пишут в смешанном жанре.

  1. Повествование характеризуется тем, что описываемые в нем события протекают последовательно и связаны между собой. Эти сочинения обладают сюжетом, они похожи на рассказы. Повествование – это наиболее живой, подвижный жанр для сочинений.
  2. Описание характеризуется в том, что можно указывать признаки явлений и предметов. Цель описания  — предоставить ребенку наиболее полные и точные сведения о предметах. Элементы описания обычно встречаются в текстах повествовательного типа.
  3. Рассуждения – это связное повествование, которое использует различные приемы доказательства чего-либо: сопоставления, суждения, наглядные примеры, выводы.

Если говорить о стиле, то сочинения могут быть деловыми и образными. Образными обычно являются рассказы о произошедших событиях и описания красивой природы. Деловые – это наблюдения, отчеты и планы, описания дел, объявления, задачи по математике и т.п.

Сочинения также можно классифицировать по темам. Это могут быть следующие тематики: описание природы России; трудовая деятельность; профессии для города и деревни и т.п.

Также сочинения могут принимать форму письменных и устных. Они могут быть домашними, классными или смешанного типа.

Если говорить о целях проведения, то сочинения могут быть контрольными или обучающими.

Первое, что делает при подготовке преподаватель – это определяет тему. Тема – это предмет, обозначающий то, о чем пойдет речь. Тема позволяет отобрать материал, найти подходящие признаки и факты, а также явления, которые отражаются в сочинении.

От того, как тема будет сформулирована педагогом, как школьники ее понимают, зависит полнота ее раскрытия в тексте. Тема неразрывно связана с идеей. Идея – это мысль автора, которая выражается в художественных образах.

Заглавие и тема не всегда могут совпадать. К примеру, школьникам предлагают тему «Первые признаки весны». Конечно, можно прямо так и назвать работу. Но педагог, а в 3 или 4 классе и сами ученики могут придумать другую формулировку названия.

Детям нравятся образные и яркие заглавия. Ведь понимание темы часто зависит от того, как ее преподнести: сухо или эмоционально, художественно или лаконично.

Если во время работы над сочинением дети не только выполняют задание педагога, а испытывают более глубокие и серьезные побуждения – стремятся о чем-то рассказать, то это будет побуждать их к творчеству. В таких работах обязательно будет место идейному содержанию, которое непрерывно сливается с темой.

Но если ученики пишут на слишком широкую тему, они могут потеряться и не раскроют ее достаточно глубоко и определенно. Они могут описывать конкретные детали, слабо их связывая между собой.

Поверхностное раскрытие темы – это один из распространенных недостатков сочинений детей. Но он не единственный. Дети не всегда способны обнаружить границы темы. Они могут писать обо всем, что хоть как-то напоминает указанную тему. Другими словами, они недостаточно точно понимают суть темы.

Работая над сочинением или рассказом, дети могут использовать один из двух подходов: от материала к теме, от темы через наблюдения к материалу.

Чтобы ученики развивались гармонично, они должны использовать оба способа. В первом случае педагог помогает детям готовиться, иногда долгое время. Учит их наблюдать, копить факты и материал, обдумывать его. Подобным образом сочинения пишутся о прогулках и походах, когда дети описывают пережитое или увиденное.

В других случаях детям предлагают тему, начинается работа над планом подготовки к ее описанию. Дети накапливают материал, отбирают наиболее важные его компоненты, систематизируют данные. После этого пишется текст.

Некоторые темы подразумевают использование двух вариантов работы.

  1. Первое условие для написания хорошего сочинения – это грамотная организация работы над темой, понимание этой темы и ее раскрытие.
  2. Следующий шаг в работе над сочинением – это составление плана. План – это обязательная часть работы как над устными, так и над письменными сочинениями. Любое речевое высказывание основано на плане. Это своего рода каркас или проект сочинения. План может принимать форму устного, письменного или даже картинного.

Обучение работе с текстом по возрастам

В первом классе функцию плана выполняют вопросы преподавателя. Дети просто на них отвечают, составляя связанные по смыслу предложения. Во втором классе школьники с помощью вопросов учителя составляют план.

В третьем классе они начинают работать коллективно, опираясь на составленный или самостоятельный план.

В четвертом классе дети самостоятельно составляют план на заданную тему.

План рекомендуется делать из трех – пяти пунктов. Дошкольники должны сами составлять планы – готовые им не выдаются. Иначе это будет препятствовать развитию мышления. Обычно план составляют перед написанием сочинения. Но иногда его можно составить и заранее. Например, если подразумевается длительная подготовка к сочинению. В этом случае план можно перестраивать и совершенствовать.

Время составления плана должно определяться целью сочинений и их видом. К примеру, план сочинения по картинкам должен составляться перед тем, как он будет написан. Даже перед тем, как будет рассмотрена картина. Могут быть два варианта: план по рассмотрению картины и план рассказа, основанного на сюжете картины.

План сочинений об экскурсиях составляют на основе того, как проходила сама экскурсия или по плану наблюдений. План можно уточнять перед тем, как дети приступят к написанию работы.

Накопление материала – это еще одна подготовительная ступень к работе над сочинением. Нужно различать два способа накопления и канала: общее развитие, эрудиция, более широкий круг компетенций и процесс целенаправленного сбора или отбора материала. Также сюда включается накопление материала, подчинение его конкретной цели, определенной теме выступления или сочинения.

Первый вариант более непрерывный и постоянный. Второй протекает достаточно быстро, иногда задолго до процесса написания сочинения и даже еще до выбора конечной темы. Подготавливаясь к теме перелетных птиц, сложно ограничиться во времени.

А чтобы подготовиться к теме погоды в феврале, нужно хотя бы месяц подготовки. Детей водят в музеи и на выставки, изучение материалов продолжается на основании разных материалов: каталогов, проспектов и альбомов. Часто проводятся обсуждения и дискуссии. Дети долго время проводят наблюдение и исследование.

Материалы для будущих сочинений не только накапливают в сознании детей, но и записывают в виде заметов, зарисовывают и составляют из него словарики, подбирают опорные слова. Продолжительность сбора такого материала значительно больше, чем время для выступления или для написания текстов.

Сбор материалов заканчивается систематизацией и выделением главных аспектов, что должно использоваться обязательно с отсечением второстепенных и лишних деталей. Параллельно со сбором этого материала, с его расположением можно подготовиться. Это включает в себя подготовку словаря, запоминание правописания отдельных слов, составление словосочетаний или отдельных предложений, а также текстовых фрагментов.

Естественно, что во время подготовки к сочинению, могут использовать разные варианты работы. Ведь каждая ступень работы над сочинением носит в себе творческий характер, что проявляется в индивидуальности всех учеников, в их интересах, в одаренностях и способностях.

Кульминация работы – это процесс написания сочинения. Во 2 классе процессу уделяется целый урок. В третьем классе для сочинения уделяется урок и еще 20 минут следующего занятия.

Этапы работы с текстом

Обычно подготовка к сочинению и сам процесс по написанию занимает больше времени, чем другие виды работ. Накопление материала на тему проведенной экскурсии проводится задолго до самого написания.

За явлениями природы наблюдения проводятся в течение недели или даже месяца. Картину обычно рассматривают непосредственно перед написанием сочинения. Иногда план составляется заблаговременно, поэтому урок по написанию текста рассматривается, как итоговое занятие всей проведенной работы.

Если к сочинению долго готовились, то процесс построение урока во многом определяется процессом подготовки. Можно выделить некоторые главные этапы уроков письма сочинения:

  1. Обозначение темы, его задач, обсуждение этого с учениками.
  2. Беседа, с помощью которой материал упорядочивается.
  3. Составление плана.
  4. Подготовка к написанию текста: дети составляют отдельные словосочетания, фрагменты текста.
  5. Подготовка к орфографически грамотному написанию сложных слов.
  6. Написание.
  7. Самопроверка, исправление ошибок.

Развивать речь детей младшего школьного возраста во время занятий по русскому языку при работе с сочинением можно, используя три группы методов: имитация, коммуникации и конструирование. Все эти группы можно сочетать в работе педагога и учащихся.

Они хорошо друг друга дополняют. В целом они позволяют создать основу для системы развития речи учеников, которая прочно связана с обучением русскому языку, литературе, риторике и помогает вести активную социальную деятельность ученикам.

Методы имитации также еще называют методами «по образцу». В процессе имитационных методов применяются также анализ образцового текста, синтез новых конструкций языка, осуществление поисковой деятельности.

Дети выбирают слова и другие языковые средства, моделируют образцовые текст, создают на основе этих моделей предложения и текст, обобщают правила и даже занимаются творчеством – пересказывают и письменно излагают, стараясь творчески дополнять и изменять, инсценировать и драматизировать.

Обучение по образцу подразумевает использование широкого набора типов и приемов ученических работ: это множество типов пересказа прочитанного, это письменные изложения разных типов: с использованием языкового разбора текста, с иллюстрированием и жанровым изменением.

Методы по образцу включают в себя и более мелки упражнения частного характера: дети составляют предложения или элементы текста по модели или типу данного. Они отрабатывают правильное произношение, учатся применять паузы и интонацию, учатся пользоваться ударением по образцу учителя.

Также они учатся понимать замысел автора – писателя, основываясь на артистическом исполнении разных рассказов и письменных сочинений, учитывая прочитанное.

«По образцу» ученики работают на разными типами речи и жанрами. Они осваивают работу с рассуждением, описанием и повествованием.

Они учатся использовать в рассказе стилистику, содержание и композицию. Знакомятся с этими особенностями для других жанров: для очерка, для отзыва, для газетной заметки, для характеристики. Также они учатся составлять деловые бумаги: писать заявления и объявления, деловые письма и телеграммы.

Методы обучения сочинительству

В начальных классах часто используют имитационные методы. Но этого недостаточно: ведь работа с образцами помогает лишь подготовить учеников к следующим методам речевого развития.

Методы коммуникации основаны на теории речевой деятельности, например на анализе речевых актов: при этом учитывается каждая ступень: ситуативная ступень, мотивация, восприятие речи слушающим, обратная с ним связь.

Эти методы подразумевают использование разных приемов и обучающих средств, а также типов упражнений. Педагог создает речевые ситуации или выбирает их из жизненного потока. Он устраивает ролевые игры, организует трудовую деятельность, проводит экскурсии и походы, организует наблюдения за картинами.

Также широко используются и другие способы накапливать впечатления и материал. Сюда можно включить любой тип деятельности, которые вызывает у ребенка потребность к высказыванию. Это же относится и к ведению записей в дневниках, рисование, создание воображаемых сказочных сюжетов, выбор разных жанров работы: выступления по радио, доклады, ведение телепередач, рекламная деятельность.

Коммуникативные умения и навыки

Эта методика подразумевает, что ученики должны обладать целой системой умений, которые реализуются в разного рода устных и письменных речевых упражнениях. Сюда включаются семь групп таких навыков:

  • навыки, которые связаны с темой, с ее пониманием и нахождением для нее границ;
  • навыки подчинять свои сочинения конкретному замыслу, способные выражать в них свою мысль, эмоции, отношения;
  • навык собирать, накапливать материал, находить в нем главное и второстепенное, учитывая тему и замысел;
  • способность систематизировать материал, составлять по нему план, использовать композицию;
  • способность подготавливать текст: подбирать слова в соответствии с темой, использовать нужные сочетания, фразы, подготавливать фрагменты текста в устном варианте;
  • способность составлять текст в устной речи: импровизировать, а в письменной – писать без грамматических ошибок, правильно располагать текст на листе и делить его на отдельные абзацы;
  • способность совершенствовать, исправлять написанное, осуществлять редакцию, проверять на орфографические ошибки.

Конструирование текста

Конструирование – это метод синтетического характера. Он работает в связи с первыми двумя. При обучении детей по образцам, проводится анализ и моделирование.

В последствии ученики начинают конструировать собственные тексты, опираясь на эти модели. Конструирование также имеет прочную связь и с коммуникативным методом. Ведь он позволяет обеспечить мотивацию в речи, делает ее действенной, определяет личностные и социальные функции речи.

Конструирование текста подразумевает использование большого набора типов речевых упражнений, приемов. Многие из них обладают подготовительной и вспомогательной функцией: они внедряются в подготовительный процесс речевых упражнений на всех их этапах.

Эта работа со словами и словосочетаниями носит логический характер. Ребенок должен оперировать с понятиями, строить их определения, сравнивать разные предметы или природные явления, учитывая их признаки.

Также дети моделируют структуру текста, подчиняют собственный текст этой модели. Они способны его редактировать, отрабатывая типы связи в нем. Они учатся составлять тексты разной смысловой функциональной модели и разных жанров.

В следующей статье рассмотрим педагогические условия развития речи учащихся начальных классов при работе над сочинением.

Оценки
( Пока оценок нет )
Логоправ!
Добавить комментарий