Средства овладения речью и культурой общения у детей старшего дошкольного возраста

Переходя к рассмотрению средств овладения речью дошкольников, обратимся к понятию «средство».

Понятие «средство» в работах исследователей

Сам термин «средства» сегодня трактуется очень широко – от педагогической ситуации до  различных материальных объектов.

Одни авторы применяют его в узком смысле, имея в виду средства-инструменты, которые служат достижению общеобразовательных и воспитательных целей.

Другие к средствам обучения  относят и интеллектуальные средства осуществления мыслительной деятельности, которые дают возможность проводить опосредованное и обобщенное познание объективной действительности.

Третьи рассматривая средства в широком смысле, обозначают этим термином все содержание и весь проект обучения и собственно средства-инструменты обучения.

Ежеленко В.Б. понимал  «средства в педагогике как предметы, действия, явления в природе и в обществе, в мышлении человека. Он рассматривает «весь реальный мир как обстоятельство для формирующейся личности, во всех его проявлениях в целом и частном, входящие в ее окружение реально и мыслимо сначала в абстрактном представлении педагога, а затем в педагогическом процессе, соотносимые им с педагогической целью».

Нужно отметить, что Ежеленко В.Б. рассматривает средства не только как средства научения каким – либо навыкам и вооружения детей  какими – либо знаниями, а исходя из определения предмета педагогики. Поэтому средства у него не только средства обучения, но и средства воспитания тоже.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО):

  • «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Коммуникативная готовность ребёнка

Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность.

Коммуникативная сформированность ребенка дошкольного возраста проявляется в том, что посредством речевой активности он способен решать различные бытовые, игровые, учебные и других типов задачи.

При этом дошкольник должен исходить из того, в каких условиях совершается деятельность. Для того, чтобы дети могли достичь компетентности в сфере коммуникаций, важна роль педагогов. Воспитатели решают различные задачи, связанные с развитием тех или иных аспектов речевой деятельности.

Сюда относятся такие задачи, как формирование связности в речи, пополнение лексического запаса, усвоение грамматического строя речи, овладение звуковой культурой, подготовка к школьному обучению.

Выбор форм воспитательного процесса

Воспитательный процесс необходимо основывать на том, какие формы работы наиболее адекватно отражают способности детей в связи с их возрастными особенностями. Выбирая ту или иную форму работы, педагог учитывает контингент, степень оснащенности группы, культурные особенности местного региона, специфику самого учреждения, собственный опыт и творческие способности.

Для развития речи чаще всего используется образовательная ситуация. Она подразумевает то, что в обучении будет задействована небольшая детская группа, количество участников в которой от трех детей, но не больше восьми.

Образовательный процесс позволяет одно и то же дидактическое средство использовать для организации различных образовательных ситуаций. Например, имеющуюся игрушку, книгу или картинку можно использовать для решения различных задач, носящих развивающий речь характер.

Создание образовательных ситуаций для общения

Воспитатель может успешно применять различные образовательные ситуации, которые создаются с целью постепенного усложнения упражнений и занятий. Таким образом ребенок будет постепенно учиться доброжелательно поддерживать деловой разговор, учиться правильно задавать вопросы, правильно строить логическую цепочку рассуждений, обобщать полученные знания в один рассказ, презентовать составленный текст.

Например, можно обучить детей тому, как по доброму приветствовать людей в различных ситуаций. Для того, чтобы детям было интересно, нужно использовать игровые ситуации обучающего характера. Однако следует понимать, что сама по себе ОИС не формирует в ребенке качества и знания. Их формирую содержание, которым наполнена эта ситуация. Такими ИОС могут быть ситуации-оценки или ситуации-иллюстрации.

Согласно А.Г. Арушановой, необходимо выбрать такую форму развития ребенка, которая бы активизировала его процессы общения. Для этого можно обучать детей игровому общению. Сюда включаются различные известные народные игры, также современные подвижные и дидактически игры, а также различные инсценировки и драматизации.

Педагог должен осознанно создавать различные ситуации общения. Также иногда ситуации общения возникают неожиданно и спонтанно. Это нужно использовать для того, чтобы направлять детей на освоение речевых навыков.

Создание ситуаций для общения

Существуют разные виды ситуаций общения. Например, это могут быть лексические, а также вербально-оценочные или коллизийные ситуации. Также бывают прогностические ситуации и описательные. Все зависит от того, какова поставлена перед общением задача.

Чаще всего педагог не организует их самостоятельно, а действует на основании того, что уже произошло. Он лишь направляет возникающие ситуации в нужное русло с целью речевого развития.

Можно использовать ситуацию «Что не так?». Суть упражнения в том, чтобы помочь детям правильно подбирать подходящую форму приветствия. Разные виды приветствия будут уместны в одних ситуациях, и совершенно неуместны в других.

Приветствие «Добрый вечер», к примеру – вежливое и грамматически верное. Но оно не подходит, если два человека встретились утром. Или, допустим, нельзя сказать старшему по возрасту «привет!».

Также рассматривается ситуация «Улыбка».

Нужно научить детей использовать невербальное общение. Например, смотреть людям в глаза и улыбаться, чтобы продемонстрировать свою расположенность.

Ситуация «Рукопожатие» помогает научить детей использовать при встрече жестовое приветствие.

Эти три вида приветствия демонстрируют, как речь может проявляться по разному. Она помогает решать различные практические и познавательные задачи.

Воспитатель может заранее планировать те или иные образовательные ситуации. Например, он может побудить детей придумывать загадки для описания тех или иных предметов.

Либо можно попросить детей составить рассказ об их любимом месте в городе. Также можно поиграть в игру, в которой дети угадывают, из какой сказки взята вещь.

Проектная деятельность в развитии речи и общения

Такие авторы, как Т.А. Данилина или М.Б. Зуйкова и другие считают, что одним из способов организовать педагогический процесс является организация проектной деятельности. Это позволяет взаимодействовать детям и взрослым в процессе осуществления какой-то общей практической задачи.

Чтобы развивать речь ребенка, можно успешно использовать различные современные методы проектов.

Например, можно организовать проект «Как появляется книга». Через этот проект дети обучаются речевому творчеству. Они сами составляют различные книги сказок или загадок. Также можно организовать занятие, на котором детей обучают правилам ведения спора и прививают им нормы этикета во время ведения спора.

Игровая деятельность в развитии речевой культуры

Игровая деятельность также является мощным средством развития речевой культуры. Игры побуждают детей к взаимодействию друг с другом. Им нужно обмениваться информацией, сотрудничать, осуществлять коммуникационные связи самых разных видов. Это отличная возможность практиковать навыки общения.

Получается, что развивать культуру и способность к общению посредством речевого развития можно самыми разными способами. Старшие дошкольники также с удовольствием играют в народные игры. Это не просто возможность весело провести время. Народная игра – это феномен, который воплощает в себе накопленный культурный опыт, традиционный в данной местности. Народные игры помогают обучать детей, развивать их способности и воспитывать в них нравственные качества. Игра с самых древних времен является контрольным мерилом личности человека.

Игра также позволяет закрепить речевые навыки ребенка. В последнее время различные издания часто публикуют информацию о том, почему именно игровое общение обладает преимуществами над традиционным обучающим общением.

Игровые тренинги в развитии культуры речи

Игровые занятия помогают детям сильнее вовлечься в процесс приобретения новых знаний и умений. С помощью игр можно научить детей быть доброжелательными, привить им хорошие манеры, развить в них различные коммуникативные способности.

Игра учит ребенка распознавать состояние другого человека. В игре часто нужно переживать за других, радоваться с ними или огорчаться вместе с ними. Игра побуждает к сотрудничеству и взаимопомощи.

Поэтому очень полезно в воспитательной практике в пределах детских образовательных учреждений основывать занятия на играх-тренингах, которые позволяют детям в увлекательной форме развивать свои способности и интересы.

Перед игрой детей просят проявлять друг к другу уважение и терпение, а также быть внимательными к потребностям другу друга. Переход от одной части игры к другой должен осуществляться грамотно и быстро, так чтобы дети не отвлеклись и не ушли из под контроля.

Игры, проводимые в форме тренингов, помогают дошкольникам адаптироваться друг ко другу. Также это создает отличные условия для того, чтобы дети проявляли себя максимально полно, так будет расти их уверенность в собственных силах.

Практический опыт демонстрирует наглядные результаты, которые показывают, что дети начинаю проявлять любознательность, они доброжелательно относятся к людям, адаптируются к меняющимся обстоятельствам, хорошо ориентируются в обстановке. Таким детям не сложно начать беседу с ровесниками и взрослыми.

Конечно, отечественные и зарубежные психологи имеют разную оценку того, какую роль играют игры в развитии детей. Однако лично я считаю, что если уж и не важнейшее, то точно значительное место игра имеет в развитии личности дошкольников. Даже взрослые люди часто прибегают к игре и считают это полезным, тем более игра важна для детей дошкольного возраста.

Обычно при общении с ровесниками дети проявляют очень яркие эмоции – они гораздо более раскованы, чем при общении со взрослыми. Дети учатся сопереживать своим товарищам и радоваться вместе с ними. Таким образом, дети уже умеют эмоционально воспринимать речь и суждения других людей. Когда дети общаются с ровесниками, то чувствуют что нормы общения в этой среде менее регламентированы.

Так появляется больше возможностей проявить самого себя. Это побуждает проявлять инициативу.

Формирование культуры общения на занятиях

Для того, чтобы развивать культуру общения у дошкольников в старшем возрасте, проводятся специальные занятия.

Занятия организованы таким образом, чтобы общение между детьми проходило в процессе коллективной деятельности. Так дети обучаются уважать мнение товарищей, строить положительные коммуникации, пусть даже если они возникают между людьми с противоположными точками зрения. Каждое такое занятие нужно начинать с игры-приветствия.

Благодаря такому приветствию можно создать благоприятный эмоциональный настрой у детей. Это помогает снять имеющееся напряжение. Можно анализировать какое-либо произведение.

Также можно моделировать различные ситуации, распределять между детьми роли, выбирать наиболее подходящую форму поведения либо нравственную установку. Различные материалы могут значительно оживить атмосферу игры, придать тонуса эмоциям детей, помочь лучше усвоить изучаемые культурные установки.

Беседа как средство формирования культуры общения

Еще одним эффективным методом формирования культуры общения являются беседы.

С помощью беседы можно определить, насколько большая у ребенка потребность в том, чтобы выражать свои мысли, насколько легко ребенок вовлекается в разговор, когда тема беседы ему интересна и понятна.

В педагогике для беседы есть свой термин: «вопросно-ответный метод». Этот способ позволяет активизировать деятельность мозга человека для получения новых знаний, либо для закрепления уже имеющихся знаний.

Беседа всегда считалась эффективным приемом, используемым педагогом для работы с детьми разного возраста, в том числе и дошкольного.

Очень важно, чтобы при обучении детей дошкольного возраста использовались различные методы обучения. Если сочетать словесные формы работы с наблюдениями, то это оказывает мощный эффект на образовательный процесс в целом.

Одним из таких словесных методов является беседа. Причем под беседой в данном контексте мы понимаем целенаправленный организованный разговор с детьми какого-либо явления. Беседа не подходит для младших дошкольников. Однако уже в среднем дошкольном возрасте ее можно использовать в качестве метода обучения.

Практика показывает, что к сожалению сегодня в большинстве учреждений редко применяют этот подход. Обычно это связано с тем, что педагоги испытывают трудности в следующих моментах:

  • они не знают, какой материал подобрать для беседы;
  • не понимают, как можно помочь детям не отвлекаться и не уклоняться от беседы до самого конца;
  • не знают, как всех детей вовлечь в обсуждение вопроса.

В результате того, что воспитатели просто не понимают, как правильно организовывать беседы, этот метод используется нерегулярно, проводится формально, а дети не проявляют во время беседы достаточную активность.

Педагогическая литература при этом содержит достаточно сведений о методе проведения беседы, причем сегодня мы можем встретить разные позиции по этому поводу. Например, знамениты работы И.Г. Песталоцци в этой области.

Практика использования беседы в развитии речи и общения

Однако практика показывает, что при проведении беседы воспитатели часто просто в виде монолога выдают детям новую информацию.

А.П. Усова уделяет внимание беседе,  как очень эффективному методу обучения. Она считается одной из главных разработчиков современной педагогической системы в отечественном дошкольном образовании. Автор считает, что беседа – это один из самых ценных методов речевого развития.

Также известны работы Е.И. Радиной, которая еще в послевоенное время провела исследование, изучающее влияние беседы на обучение дошкольников. Автор пыталась выявить, какова роль беседы в развитии мышления, в расширении кругозора в формировании навыков общения. Эксперимент проводился в рамках детских садов города Москвы.

Ученые планировали систематические беседы на протяжении всего года, также разрабатывали различные варианты бесед и проверяли, как выполнялись эти рекомендации на местах. Каждый месяц проводилось две или три беседы в каждой группе.

Все это заносилось в протокол. Учитывалось поведение детей. Педагоги вели дневники, в которые записывали, какие поступки совершали дети, чем занимались и во что играли, конкретные речевые высказывания – все, что связано с проводимыми беседами.

Беседа с дошкольниками прежде всего помогает систематизировать имеющиеся представления и уточнить их. Этого невозможно добиться посредством игровых методов обучения так же эффективно, как посредством беседы.

Во время беседы можно помочь ребенку более глубоко понять действительность, обратить внимание ребенка на то, что он недостаточно хорошо осознает. В результате знания ребят становятся более четкими и осмысленными.

В ходе беседы взрослый может рассуждать с ребенком, задавая ему вопросы. Вопросы помогут направить мысли дошкольника в нужное русло, помочь им что-либо вспомнить, побудить высказать собственные суждения или догадки.

Беседа ценна прежде всего тем, что педагог помогает ребенку начать мыслить логически, учит его рассуждать, помогает сознанию дошкольника выбирать конкретное мышление, мыслить на уровне абстракций, а это очень ценно для дальнейшего образования ребенка в школе. Но именно это и является трудностью для воспитателя.

Ведь одно дело – сообщить детям новые знания, и совсем другое – научить его размышлять. Поэтому большинство педагогов прибегают к более простой методике – просто рассказывают или читают детям что-нибудь. Беседа помогает ребенку выражать свои собственные мысли. Также она практикует способность выслушивать партнера по беседе.

Беседа позволяет воспитателю объединить детей группы вокруг общей темы, пробудить у них интерес к теме и друг ко другу. Дети делятся своим опытом и суждением, другие же перенимают эти взгляды. Формируется привычка слушать чужую точку зрения и уважать ее, а также делиться своей.

С одной стороны это побуждает детей проявлять активность во время разговора, но и с другой стороны учит их сдерживать свои эмоции. В результате мы имеем то, что беседы – это недооцененный метод развития коммуникативной компетенции у дошкольников. Также она помогает прививать детям нравственные и социальные нормы.

Среда в процессе развития коммуникативной компетенции

Одним из важнейших условий, которые помогают развивать коммуникативную компетенцию, является среда, содержание которой наполнено образцами культуры речи. Все типы деятельности дошкольника неотделимы от его фактической жизни. Это же касается и учебной деятельности, и речевой деятельности.

Поэтому весь образовательный процесс, вся окружающая ребенка среда должна способствовать тому, чтобы формировать в нем культуру общения.

Степень успешности предлагаемого обучения неизбежно оказывает влияние на активность ребенка, на его деятельность. Очевидно то, что невозможно развивать у дошкольника речевую деятельность, не учитывая при этом его возможности для общения. Еще одним важным условием развития речевой культуры является сформированность их эмоциональной сферы.

Ребенок должен уметь сочувствовать другим людям, понимать их боль или радость, ему должно быть несложно находить с людьми общий язык, устанавливать контакт с окружающими людьми. Детей нужно обучать добиваться успеха путем общих усилий. Они должны уметь заботиться не только о своих, но и о чужих потребностях.

Естественно, что положительный результат может быть получен только в том случае, если общение с дошкольником организуется на основе нравственных принципов. С одной стороны, нужно передавать ему знания о том, как правильно выстраивать отношения с другими людьми. С другой же стороны, важно научить его проявлять к другим внимание.

Наглядные пособия в формировании культуры общения

Развивая речь дошкольников, можно использовать активно различные картинки. Картинки позволяет изобразить тот или иной предмет так, чтобы было заметно, какими признаками он обладает. На картинке также можно изобразить какую-либо ситуацию. Благодаря изображениям дети легко воспринимают новый материал, с ними легче вести беседу и активизировать их лексику.

Очень полезно в связи с этим рассматривать вместе с ребятами изображения к сказкам. Мир сказок затрагивает сердца детей. Он помогает им радоваться вместе с героями и переживать за них. А сюжет сказок завораживает своей динамичностью. Литературный язык, используемый в сказах, наполнен различными выразительными и изобразительными средствами.

Это позволяет детям лучше познакомиться с миром природы, с предметным миром. Благодаря сказкам ребенок начинает понимать, что значит быть храбрым и стойким, что такое добро и зло.

Развитие кругозора для формирования культуры общения

Еще одним важным условием является развитие детского кругозора. Широкий кругозор позволяет детям более качественно общаться друг с другом. Их речь отражает эстетическое и нравственное восприятие мира. Они не просто грамотно строят речевые высказывания, но чувствуют красоту родного языка.

Таким образом, овладение речью как средством общения и культуры – совокупность наиболее пригодных  для обслуживания общества средств языка, складывающихся как результат отбора языковых элементов; выбор и организация языковых средств; выбор между способами выражения и запрещение не нормативной лексики.

Наиболее эффективны в процессе развития компонентов культуры общения у детей старшего дошкольного возраста игры, беседы, занятия, направленные на развитие нормативного, коммуникативного и этического компонентов культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

Логоправ
Добавить комментарий

Adblock
detector