Как формировать речевое творчество у дошкольников

В старшем дошкольном возрасте, ребенок начинает активно осваивать различные речевые конструкции. Осваивается ребенком форма монолога. По мнению О. С.Ушаковой параллельно с развитием связной речи, происходит совершенствование грамматического строя речи и освоение смысловой стороны слова. В этом возрасте основное освоение системы родного языка завершается, хотя по-прежнему активно протекает словотворческий процесс.

Важную роль играет целенаправленное обучение, осуществляемое в игровой форме, направленное на совершенствование навыков построения высказываний. Ребенок в старшем дошкольном возрасте, узнает много нового об окружающем мире и естественно испытывает огромное желание, поделится со сверстниками и взрослыми своими наблюдениями и впечатлениями. Появляется потребность в овладении новыми формами и качествами родного языка.

Развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста – это один из факторов формирования общих творческих способностей во всех видах художественной деятельности, доступной для дошкольников. Процесс влияет на волевую, эмоциональную и познавательную области дошкольника.

За основу формирования речевого творчества дошкольников берут опыт восприятия содержания литературных произведений и их художественной формы. Детей знакомят с разнообразными литературными жанрами, с их особенностями. Это помогает детям учиться воспринимать художественные образы, что помогает более глубоко погружаться в театральную и изобразительную деятельность.

Лишь только в старший дошкольный период появляется возможность формировать творческую речевую деятельность. Это связано с тем, что у детей к этому времени формируется достаточный объем знаний о том, как устроен окружающий мир, что закладывает основание для содержания речевой творческой активности. Дошкольники изучают сложные виды связной речи, развивают лексический запас. Они учатся действовать согласно замыслу.

Воображение в этот период очень пластично и достаточно легко поддается влиянию со стороны педагогов. Формирование речевого творчества изучалось О.С. Ушаковой, Е.И. Тихеевой и другими исследователями, которые разработали тему и типы рассказывания, методики и алгоритмы обучения.

Чтобы дошкольники достигли успеха в словесном творчестве, нужно обогащать их опыт впечатлениями, пополнять словарь и активизировать его.

Если у ребенка мало впечатлений от жизни, он проводит мало наблюдений, мало общается, это приводит к тому, что процессы словотворчества не возникают, а если и появляются, то быстро угасают.

Работа по формированию речевого творчества должна быть осуществлена при формировании художественного воображения детей, их навыков коммуникации и при формировании всех его речевых сторон.

Чтобы развивать речевое творчество, нужно формировать целостное восприятие произведений литературы, подмечать единство их содержания и формы. Контаминация разных произведений литературы позволяет формировать способности к воображению.

То, как разные виды художественной деятельности связаны между собой, позволяет обогатить творческие способности детей, помогает им соотносить художественные образы, которые возникают при восприятии произведений искусства и при создании личных сочинений.

Уже на пятом году дошкольники интересуются речевым творчеством. Они учатся придумывать небылицы, сказки и стихи.

У старших дошкольников интерес к речевому творчеству замечен практически у каждого ребенка. Он выражается в разных формах так, что некоторые создают действительно оригинальные сочинения, а некоторые нет. Их воображение обладает воссоздающими способностями. Их память побуждает детей самостоятельно пытаться реализовывать собственные сказки и истории в словесном замысле.

Ученые пишут, что главное, чтобы дети могли различать жизненную правду от сказочного вымысла, могли критически воспринимать собственные сочинения, чтобы у них не формировался ложный обман.

Поэтому детям нужно помогать. И так как словотворчество позволяет совершенствовать все личностные аспекты детей, то нет необходимости формировать у них способность к придумыванию сказок.

Многие исследования доказывают, что уже в этот период можно наблюдать у дошкольников наклонности литературно-творческого характера.

Задача развития речевого творчества заключается в том, чтобы этот процесс постепенно становился внутренней способностью быстро и легко ориентироваться в новых словах и даже самостоятельно их создавать.

А эта потребность всегда имеется, ведь люди постоянно что-то создают новое или открывают для себя новые явления или объекты. И им нужно присваивать имена.

Усваивая способы словообразования, нужно испытывать к словам интерес, уметь творчески применять умения и знания. Без этой базы нельзя развивать правильные грамматические методы образования новых слов.

Таким образом, при формировании речевого творчества у дошкольников можно заметить три этапа повышения степени сложности творческих заданий. На первом этапе эти задания требуют до дошкольников первоначальной деятельности и ориентировки. Для этого дети учатся изменять, находить и придумывать.

Следующий этап – это целенаправленные действия детей, поиск тех или иных решений. Дети понимают, что основываясь на старом, можно находить иные комбинации, что-то менять и улучшать.

Третий этап подразумевает самостоятельную активность дошкольников. Эти задания позволяют выявить способности любого ребенка.

Формирование детского творчества – это актуальная проблема современной педагогической системы. От решения этой проблемы зависит то, насколько успешно будет протекать воспитательный процесс и насколько активной будет творческая личность ребенка.

В дошкольный период проще всего начинать формировать способности ребенка во всех направлениях. Это же касается и речевого творчества.

Есть разные подходы к тому, что может запускает и формирует творчество дошкольников. А.В. Бакушинский и К.Н. Вентцель воспринимают творчество, как результат зарождающихся внутри ребенка сил. Ученые считают, что эти способности возникают спонтанно.

Логоправ
Добавить комментарий

Adblock
detector