Как научиться пересказывать информацию

Пересказ — это передача текста своими словами. Иногда этот процесс называют изложением. Но у этих двух видов речевой деятельности есть существенные различия. Познакомимся сегодня с пересказом как видом речи.

Что такое пересказ

Все мы умеем и любим читать. Иногда нам приходится одолевать большие по объему печатные или электронные тексты.

Не всегда мы читаем то, что нам нравится. Периодически школьникам задают прочитать произведения, которые бы они по собственному желанию никогда бы не взялись читать.

Мало того, так после прочтения требуется пересказать эти повествования.

Конечно, было бы проще, если бы наш мозг мог усваивать информацию и надолго удерживать ее в памяти. Но это из разряда фантастики.

Чаще всего, прочитав книгу, мы пару дней еще можем из нее что-то вспомнить, а потом все содержимое напрочь улетучивается.

А как быть, если пересказать надо будет на уроке через недельку-другую?

И тут на помощь приходят навыки пересказа.

Для пересказа не нужно подробно излагать всю книгу. Требуется лишь рассказать о главных моментах произведения и, возможно, дополнить свой пересказ мнением или отношением к прочитанному.

Таким образом, пересказ представляет собой краткую передачу основных мыслей из книги. Целые сборники пересказов даже опубликованы на отдельном сайте.

Виды пересказа

Пересказы могут быть нескольких видов. Классифицироваться они могут на разные группы.

По объему: краткие (сжатые), стандартные, подробные пересказы.

  1. Краткие пересказы, обычно, состоят из нескольких предложений, независимо от количества исходной информации. Такие пересказы требуются при составлении аннотаций или при ответе на уроке. Часто их называют «в двух словах», хотя слов там, конечно же, больше. Но такое определение получили краткие пересказы за свою сжатость передачи данных.
  2. Стандартные пересказы содержат всю основную информацию от исходного текста. В них нельзя упускать важные события и главных персонажей. В такие пересказы добавляются введение и заключение для подведения итогов передаваемой информации.
  3. Подробный пересказ подразумевает передачу информации очень близко к тексту. Обязательно есть вводная часть, основная, которая разбивается на количество глав, частей, имеющихся в исходном тексте, и заключительная часть с выводами, выражением собственного мнения по информации.

Подробный пересказ нельзя качественно сделать без плана. Именно план поможет не упустить всех деталей, остановиться на каждом значимом событии, описываемом в оригинальном тексте, подчеркнуть и конкретизировать образы главных и второстепенных персонажей.

По источнику информации: по прослушанному тексту, по просмотренному, по прочитанному.

Пересказ может быть по аудиоинформации, например, это могут быть новости, какие-то сенсационные сообщения. Для этого вида пересказа подходит краткое, сжатое изложение. Тут важно акцентировать внимание на фактах.

Пересказ по просмотренному фильму, сериалу может быть как кратким, так и стандартным. В очень редких случаях фильмы пересказывают подробно, но это не требуется. Достаточно обычного стандартного пересказа, чтобы рассказать обо всех интересных моментах фильма. Если пересказ заинтересует, человек захочет лично посмотреть этот фильм со всеми недостающими подробностями.

Самым трудным пересказом считается пересказ по прочитанному. Читать — это вообще сложный процесс, так как человеку приходится сосредоточиться на тексте, подключить свое воображение, чтобы «увидеть», прочувствовать то, что написано.

Детям, особенно в начальных классах, очень сложно даются пересказы текстов из учебника, так как они видят буквы, складывают из них слова и предложения, а в смысл вникать при этом еще не могут.

Обидно, что школьников даже не обучают технике пересказа. Их просто просят рассказать о том, что написано. А это не одно и то же.

Пересказ — это целое искусство, если подходит к этому процессу серьезно. Пересказ — это переживание, а лишь затем изложение.

По наличию выразительных языковых средств: сухие пересказы, пересказы с использованием средств выразительности, творческие.

Если требуется просто рассказать о том, что написано в тексте, то достаточно сухо перечислить события, дать краткую характеристику героев.

Используя же средства выразительности, мы получаем живую историю, как бы пережитую вместе с рассказчиком. Здесь подключаются эпитеты, фразеологизмы. Такое пересказ не лишен передачи эмоций и чувств, которые были вызваны полученной информацией.

Творческие пересказы дополняются своими какими-то деталями, используются вводные слова и образные выражения.

Что необходимо для формирования навыка пересказа?

Прежде всего нужна внимательность во время чтения книги. Не следует упускать из виду важные детали, события.

Может быть придется запастись бумагой и карандашом, чтобы делать пометки основных мест, начеркать план, в каком порядке происходят главные события, обратить внимание на главных персонажей.

При пересказе совершенно не нужно заучивать какие-то места из книги. Тут важно использовать обычный разговорный стиль речи, бытовые выражения, которыми можно обозначить мысли из текста.

Пересказ будет интересным, если использовать выразительность речи. Понятное дело, что рассказывать о строении лягушки из какого-то научного журнала задорным голосом не получится. Но передать эмоции во время пересказа какого-то художественного произведения вполне получится, если при чтении проникнуться в текст мыслями и чувствами.

Пересказ: как научиться?

Перед тем, как приступать к пересказу, необходимо внимательно прочитать текст. Для этого лучше брать не короткие рассказы, а те, в которых хотя бы 10 предложений.

Почему короткие тексты не подходят для обучения пересказу? Потому что в них нет истории, которую можно представить мысленно. Именно воображение помогает мозгу сконцентрироваться на информации. Это позволяет запоминать суть информации.

Короткие же тексты провоцируют заучить готовые варианты предложений или их куски. Это ухудшает качество пересказа. Да и пересказом-то в общем-то не является. Обычная зубрёжка.

Итак, первый этап: прочитать.

Второй шаг заключается в анализе, обдумывании информации. Можно сделать пометки на черновике, где перечислить порядок изложенных событий, записать имена главных героев, дать им краткую характеристику: внешность, характер, что делал по сюжету.

Некоторые педагоги предлагают делать схематические зарисовки. К некоторым текстам это уместно, к другим — вредно, так как в процессе пересказа ученик «ломает голову», что же там нарисовано. Теряется цепочка мыслей, пересказ не получается.

Поэтому предпочтение лучше отдать наброскам плана и отдельных фраз.

Третий шаг — повторно перечитать сам текст, затем свои черновые записи.

Теперь можно пересказывать.

Как научить пересказывать маленьких детей

Пересказу нужно обучать детей уже до школы. Это поможет развивать их мыслительные способности, формирует память и внимание.

Тексты могут быть маленькими. Ребенок слушает историю, а затем его просят сказать одним предложением, о чем он услышал только что.

Есть еще один вариант подготовки к пересказу. Он подходит также для младших детей.

Пересказ с наводящими вопросами.

После зачитывания истории взрослый спрашивает, ребенок отвечает.

К каждому событию в истории должен быть один вопрос. Если ребенок затрудняется ответить, не надо ему подсказывать.

Лучше зачитать соответствующий отрывок из текста еще раз.

Можно проводить обучение в виде игры.

Сначала ребенку дается установка: Сейчас я прочитаю тебе историю, а ты внимательно слушай и потом скажешь мне, где…, когда…, кто… и т.п.

Другим интересным (тоже игровым) приемом является пересказ — «сплетня».

Ребенку рассказывается история. Затем второй взрослый подзывает малыша к себе и просит «рассказать ему по секрету», что он только что узнал.

Малыши любят «посплетничать» (поябедничать) и с удовольствием рассказывают папе (например), что им прочитала мама.

Если каждый день использовать такой прием, то ребенок очень быстро научиться «по секрету» рассказывать, что он узнал.

Оценки
( 3 оценки, среднее 3.67 из 5 )
Логоправ!
Добавить комментарий