Формирование гражданской идентичности младшего школьника

Гражданская идентичность один из аспектов формирования личности ребенка. Начальным школам необходимы эффективные методы, помогающие формировать гражданскую идентичность, и ее руководство сегодня находится в поисках подходящих вариантов.

Современные преподаватели ставят перед собой важную задачу – увеличить духовный потенциал молодого поколения, сформировать понимание нравственности, эстетики посредством искреннего интереса к прошлому своей нации, к разным видам культуры: отечественной, национальной, мировой.

Школа как социальный институт воспитания ребёнка

Процесс воспитания реализовывается через все социальные институты, однако, главная роль отводится именно общеобразовательным учреждениям.

Школа, являясь институтом социализации и воспитания может использовать технологии, средства, способы воспитания, но определить ценности человеку, сформировать его основы можно лишь в социальном пространстве, включающем больше возможностей и предложений.

Перед разрытием сущности термина «гражданская идентичность», стоит рассмотреть такие отдельные понятия, как «гражданственность» и «идентичность».

Понятие гражданственности

Согласно педагогическому словарю, «гражданственность» — это «качество личности, характеризующееся стремлением и навыками трудиться ради интересов государства, народа, нести ответственность, выполнять соответствующие обязанности, осознавать собственные права».

Е.Н. Землянская дает «гражданственности» следующее определение: это «нравственное свойство личности, основанное на любви к Родине, понимании собственных обязанностей и прав в отношении общества. Это непосредственная причастность к политической и общественной деятельности своего народа, являющейся важной во сферах жизни человека».

гражданская идентичность

Гражданская идентичность — это…

Идентичностью человека считается осознание собственной принадлежности к конкретной позиции в социальных ролях и эго состояниях.

Под гражда́нской иденти́чностью подразумевается   индивидуальное ощущение принадлежности к обществу конкретной страны, которое дает возможность гражданскому обществу действовать как коллективный субъект.

А. Г. Асмолов, являющийся знаменитым российским ученым и психологом, рассматривает термин «гражданская идентичность» в качестве понимания личностью собственной принадлежности к гражданскому сообществу конкретной страны на общекультурной базе». Одновременно он отмечает следующее: гражданская идентичность отличается от понятия гражданства тем, что обладает личностным смыслом.

А.А. Логинова выдвигает свое мнение о том, что гражданская идентичность школьника представляет собой процесс отождествления себя с гражданской общностью, нормами, ценностями, выводящими его на понимание себя как гражданина своего государства и как члена гражданского общества, понимание собственной принадлежности к гражданскому обществу, понимание обязанностей и прав, реализуемых в ходе активного участия в жизнедеятельности гражданского общества.

В жизни общественно-политические события оцениваются по ценностям общества, которые мотивируют его поведение и всю деятельность.

Формирование гражданской идентичности младшего школьника

Для младших школьников формирование идентичности является регулярной, многоплановой, целенаправленной деятельностью преподавателей и учащихся по формированию патриотических качеств.

Среди этих качеств можно выделить:

  • способность к жизни в рыночных условиях, достижение экономической самостоятельности соответственно своим навыкам и нуждам;
  • умение интегрироваться в сформировавшуюся систему взаимоотношений, контактировать с другими гражданами;
  • готовность всегда объединиться для решения проблем личностного и общественного характера, готовность сотрудничать, быть с согласии;
  • неприятие озлобления, насилия над личностью; любовь к Родине, попытки стать полезным в своем семействе, обществе, школе, стране.

В ФГОС НОО проект по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся начальной ступени общеобразовательного процесса должен предполагать приобщение к культуре своей этнической группы, основным ценностям российского общества, общим ценностям человека плане формирования  гражданской идентичности, кроме того, обеспечивать:

  • планирование обучающих мероприятий, дающих возможность осваивать знания и применять их на практике;
  • формирование основательной образовательной среды, состоящей из урочной, внеурочной и внешкольной работы, которая берет во внимание историко-культурные, религиозные особенности;
  • формирование у учащегося активной позиции.

Задачи формирования гражданской идентичности

Под формированием гражданской идентичности подразумевается:

а) усовершенствование когнитивной составляющей (получение информации o принадлежности к гражданскому обществу; присутствие знаний об идентифицирующих показателях, основах и принципах конкретного общества, o гражданстве, характере отношений между человеком и государством, взаимоотношениях между гражданами; интерпретацию разных ситуаций согласно личным представлениям o себе как россиянине);

б) усовершенствование ценностной составляющей (развитие и демонстрация позитивного восприятия антропообразов и типизаций, которые характеризуют комплексные свойства «гражданин», «россиянин», «патриот», факту принадлежности к общности, как выражения эмоционального переживания идентичности; демонстрирование «обратной связи», переживаний как итог удовлетворенности участием в референтной группе);

в) усовершенствование эмоциональной составляющей (гордости за собственный край, государство, семью).

Проектная деятельность в формировании гражданской идентичности

В случаи с детьми младшего школьного возраста, формирование гражданской идентичности происходит, в первую очередь, под влиянием родной семьи, религиозного или этнического окружения; ребенком – личных представлений о Родине как знакомом пространстве, образе места, которое он может назвать «своим». Такое формирование может проходить плодотворно в условиях проектной работы.

Проект представляет собой ряд реальных действий, основой которых является актуальная проблема социума, нуждающаяся в разрешении.  Если ее реализовать, улучшится ситуация в определенном социуме. Этот способ считается одним из самых действенных в процессе участия в социальной жизни и решения актуальных задач.

Вовлечение школьников в данный проект будет развивать в них следующие навыки: анализировать ситуацию, искать и отбирать нужную информацию, моделировать свое поведение, рассматривать стратегии и модели поведения во время конфликта, принимать осознанное решение проявляя ответственность, коммуницировать, разделять факты и личное мнение.

Основу метода проектов составляет усовершенствование умений учащихся к познанию, конструированию собственных знаний, навыков ориентироваться в обширном пространстве с постоянно обновляющейся информацией, развивать критическое мышление. Итоги законченных проектов необходимо «осязать», иначе говоря, в случае теоретической проблемы добиваться конкретного решения, практической – составлять конкретный план, готовый к воплощению в реальность.

Технология организации проектной деятельности

В технологию организации проектной работы среди школьников входят поисковые, исследовательские и проблемные методы, имеющие творческое начало, нацеленные на реализацию школьниками ожидаемого результата самостоятельно.

Есть специальные условия организации такой деятельности, и они заключаются в следующем:

  • Проектная работа считается обучением, она направлена на изменение личности через осознание ограничений своих знаний и незнаний, поиска подходящего выхода.
  • Проектная работа всегда нацелена на разрешение проблемы социального характера. В рамках ее выполнения социальные проблемы становятся «проектными задачами», и школьники пытаются их решить посредством своих проектов. Проектная деятельность сопровождается сотрудничеством, дает возможность производить личный вклад, совершать положительные действия, потому обязана проводиться в группах.
  • Процедура проектирования может предполагать ситуации, при которых проектировщик делает остановку. Это происходит по причине его неудовлетворенности сделанным, или ради запланированной рефлексивной проверки. Подобные обстоятельства именуются «пересмотром проекта», нуждаются в наличии пространства для того, чтобы осуществить рефлексию, которая возможна посредством проектного дневника группы.

Проектная деятельность в начальном школьном учреждении несет особое значение, заключающееся в том, что учащиеся обретают социальные практические навыки за пределами заведения, приспосабливаясь к современным жизненным условиям. Она влияет на развитие личностных качеств – самостоятельности, ответственности, целеустремленности, инициативности, толерантности, настойчивости.

Педагогические условия формирования гражданской идентичности

Педагогические условия, в которых проектная деятельность играет роль средства формирования основ идентичности младших школьников:

  1. Любой проект должен включать проблему, решение которой способствует развитию национального самосознания.
  2. Усовершенствование ценностных ориентаций, эмоциональная отзывчивость по отношению к собственной малой Родине, событиям, происходящим в общественной жизни.
  3. Обязателен подбор заданий, способствующих усовершенствованию составляющих системы знаний у младших школьников, являющихся базой гражданской идентичности.

Подобные проекты могут быть эффективными, и это зависит от выбранных преподавателем средств, способов, норм. В ходе воспитательного процесса младших школьников следует уделять время этой деятельности. Использование методов, способов и норм позволяет оптимизировать эффективное усвоение правил поведения.

Из опыта работы формирования гражданской идентичности

В качестве подходящего примера стоит привести организацию деятельности в нашем школьном учреждении, где принимали активное участие дети 3 «А» класса. Они трудились над проектами «Моя малая родина», «Государственные символы», «Герб нашей школы» и многими другими. В содержании опорой служила программа, разработанная А. И. Савенковым.

Представим более детальную информацию о проекте «Герб нашей школы», над ним ребята работали по собственной инициативе. Процедура исследования проходила в индивидуальном порядке, также, в небольших группах. Дети смогли сформировать больше, чем 50 версий герба школы, после чего был выбран самый лучший.

Во время работы школьниками была основательно изучена государственная символика, расширены ранее полученные знания о геральдике, появилось чувство гордости за собственную державу, республику, школу. Дети смогли ощутить свою прямую причастность к гражданскому обществу.

Герб учреждения, как непосредственный итог проектной деятельности, презентованный на районной научно-практической конференции, на сегодняшний момент являет собой один из ярких символов Калининской школы. Таким образом, представлен предметный результат описываемой деятельности. Можно считать, что выполненная работа стала подтверждением эффективности проектной деятельности в процессе формирования у школьников младшего возраста гражданской идентичности.

Оценки
( Пока оценок нет )
Логоправ!
Добавить комментарий