Диагноз — алалия: особенности речи, интеллекта и психики ребенка

Алалия представляет собой недоразвитие речи или ее полное отсутствие. Заболевание развивается вследствие поражения речевых зон коры головного мозга.

Причинами алалии могут быть:

  • патологии внутриутробного развития,
  • родовые травмы,
  • гипоксия,
  • черепно-мозговые травмы,
  • осложнения заболеваний (менингит, энцефалит, рахит).

В результате происходит торможение развития нервных клеток (нейробластов), инертность нейронов и функциональное истощение клеток головного мозга.

В современной логопедии выделяют 3 вида алалии:

  • Моторная (экспрессивная): ребенок понимает речь окружающих, но собственная речь отсутствует или недоразвита.

В свою очередь, моторная алалия подразделяется на: 1. эфферентную, проявляющуюся в искажении звуков из-за неправильной артикуляции, 2. афферентную, при которой нарушена цепочка движений для произношения звуков.

  • Сенсорная (импрессивная) вызвана поражением речеслухового анализатора — обладая хорошим слухом, ребенок не понимает смысл речи окружающих. Слышимые слова не соотносятся с предметами и явлениями.
  • Смешанная (сенсомоторная) — самая тяжелая форма алалии, т.к. нарушены обе стороны речи: понимание и говорение.

Особенности интеллекта

Среди специалистов нет единого мнения относительно влияния алалии на уровень интеллекта ребенка. Особенности умственных способностей зависят от:

  1. вида алалии. При моторной алалии недостаток речевых навыков может быть компенсирован предметно-образным мышлением. Детям же с сенсорной и сенсомоторной алалией часто ставят ошибочные диагнозы: аутизм, тугоухость, олигофрения, дизартрия.
  2. возраста ребенка. Алалик доречевого возраста (до 3 лет) может казаться умненьким, забавным и сообразительным, т.к. на фоне отсутствия речи у него сохранен первичный интеллект. Уже к 4-5 годам становится очевидным отставание в развитии, ведь большую часть знаний о мире взрослые передают детям в вербальной форме. К школьному возрасту проблема усугбляется и может привести к диагнозу «вторичное снижение интеллекта».

Язык и мышление неразрывно связаны. Речь выполняет не только коммуникативную, но также мыслеобразующую и когнитивную функции. Без своевременной логопедической корректировки работы отставание алаликов от сверстников увеличивается с каждым годом.

Тем не менее, хотя интеллектуальное развитие ребенка с алалией лимитируется состоянием речи, это не говорит о его умственной отсталости.

С физиологической точки зрения, интеллектуальные особенности при алалии объясняются «специализацией» полушарий мозга. Зоны Брока и Вернике, расположенные в левом полушарии, отвечают за порождения и восприятия речи.

При недостаточном развитии или травме левого полушария утрачивается грамматическую правильность и плавность речи, возникают сложности с абстрактной лексикой. Правое полушарие в большей мере отвечает за наглядно-образное мышление, в отношении речи — предметные значения слов (особенно конкретных существительных).

При доминировании в работе мозга правого полушария человеку проще оперировать зрительными, пространственными, звуковыми образами.

СПРАВКА! Об ослабленности левого полушария при алалии свидетельствует тот факт, что многие алалики являются левшами.

У детей с алалией наиболее заметно отставание в сфере вербально-логических способностей. Они испытывают трудности:

  • в усвоении, запоминании и воспроизведении информации, передаваемой вербальным способом.

ВАЖНО! Это особенно заметно, если знания не подкреплены непосредственным опытом ребенка. Например, у городских детей может вызвать затруднения простой вопрос «Какие животные дают молоко?», но они прекрасно знают, на какой сигнал светофора следует переходить дорогу.

  • с построением развернутых словесных определений предметов и явлений;
  • плохо развиты слухо-речевая память и слуховое внимание.

При этом невербальные мыслительные операции выполняются на том же уровне, что и у здоровых детей. Например, у алаликов хорошо развиты:

  • количественные представления, счетные навыки;
  • логические операции сравнения и противопоставления (если они не требуют сложного грамматического оформления),
  • пространственная координация, решение задач технического характера.

Это свидетельствует о том, что отставание в умственном развитии при алалии носит вторичный характер. По мере развития речи и с помощью специальных дидактических приемов оно постепенно нивелируется.

Особенности лексики

При алалии лексический запас достаточно мал. Ребенок затрудняется называть даже хорошо знакомое ему слово, изображенное на картинке. Особенные сложности алалики испытывают, имея дело с абстрактными понятиями.

Из-за недостаточного словаря, дети могут использовать одно слово для обозначения разных предметов. При этом употребление слова может идти вразрез с его действительным лексическим значением (вместо «стол» — «стул»).

Несмотря на достаточные артикуляторные возможности, у таких детей наблюдается нарушение звукопроизношения. В их речи часто встречаются:

  • литеральные парафазии — замена звука в слове на другой (вместо «грач» — «врач», «грап» и т.д.),
  • персеверации — навязчивое воспроизведение звуков или слов,
  • элизии — выпадение звуков (вместо «апельсин» — «писин»).

Недостатки лексики ребенок может компенсировать с помощью частых пауз и активного использования мимики и жестов.

Особенности грамматического строя речи

При алалии затруднена дифференциация грамматических форм. Это проявляется как в экспрессивной (высказывание), так и импрессивной речи (понимание).

У ребенка могут возникнуть следующие сложности:

  • склонение существительных. Преобладает именительный падеж, при употреблении родительного и дательного опускаются предлоги и искажаются окончания.
  • время глагола и спряжения. Предпочтение отдается глаголам в неопределенном наклонении, инфинитивам.
  • использование прилагательных в речи. Возникает путаница в окончаниях, изменении по числам и родам.

Особенности построения фразы

При алалии затруднения вызывает не только построение фраз, но и повторение длинных сложноподчиненных предложений или фраз с непривычной структурой.

Наиболее распространенные ошибки:

  • Алалики зачастую не используют в своих фразах предлоги и союзы.
  • Контаминации — объединение нескольких слов в одно (вместо «трактор пашет» — «трашет»).
  • Повсеместно нарушаются грамматические правила построения предложений: слова не изменяются согласно падежу, склонению и спряжению.
  • Во фразах полностью или частично отсутствуют слова-предикаты.

Ребенок чаще всего оперирует односоставными предложениями, реже — двусоставными. Недостающие части фраз, как правило, компенсируются жестом.

Особенности связной речи

Связная речь у детей с алалией не сформирована. Им с трудом дается (или не дается) связный рассказ, отражающий последовательность событий или объяснение сути явлений.

Для речи алаликов характерны:

  • нарушения ритмики — разной длительности паузы между словами и слогами,
  • скандированность или фрагментарность (фразы неполны, эмоционально окрашенные, односложные),
  • лаконичность или, наоборот, тавтологичность (повторение одних и тех же слов и оборотов).

При сенсорной алалии ребенок с легкостью может повторить произнесенную взрослым фразу, однако смысл предложения ему не доступен. В самостоятельной речи таких детей наблюдается логоррея — бессвязное воспроизведение всех знакомых словосочетаний и звуков.

Особенности эмоционально-волевой сферы

Дети с алалией проявляют живой интерес к познанию окружающего мира, в раннем возрасте хорошо идут на контакт со взрослыми и другими детьми. Однако им свойственен инфантилизм, проявляющийся в неустойчивости (лабильности) настроения, некоторой дурашливости, излишней доверчивости.

Игровая деятельность алаликов демонстрирует неустойчивость их внимания. Интерес к предметам имеет «летучий» характер. Не обладая достаточными коммуникативными навыками, в игре со сверстниками ребенок с алалией выполняет роль ведомого.

С возрастом негативное влияние речевой недостаточности может вызвать:

  • немотивированную агрессию,
  • раздражительность,
  • замкнутость,
  • неумение доводить дело до конца,
  • неуверенность в себе,
  • обидчивость.

Боясь ошибиться в высказывании своих мыслей и стать объектом насмешек, ребенок-алалик может проявлять речевой негативизм в активной (истерики, физическое проявление недовольства) или пассивной форме (избегая контакта с окружающими, ребенок вместо просьбы о помощи проявляет самостоятельность в решении проблем).

ВАЖНО! Дети с алалией наиболее уязвимы в непривычной для себя обстановке и кампании, плохо адаптируются к новым условиям.

Заключение

Алалия ограничивает когнитивные возможности, мешает нормальной социализации, накладывает негативный отпечаток на психическое состояние ребенка. Она не искореняется самостоятельно, потому требует своевременной диагностики и адекватного лечения.

Оценки
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Логоправ!
Добавить комментарий