Алалия — моторная форма нарушения речи

Заниматься развитием речи ребенка нужно с раннего возраста. Существуют особые нарушения, которые со временем сложнее поддаются коррекции. К ним относится алалия–несформированность всех речевых компонентов вследствие поражения речевых зон коры головного мозга.

Алалия бывает двух видов:

  • моторная;
  • сенсорная.

Чаще встречается смешанная форма с преобладанием одной из них. Легче поддается коррекции моторная алалия.

Причины моторной алалии

Этот речевой дефект обусловлен нарушением работы зоны Брока — речедвигательного центра, находящегося в лобных долях. Они отвечают за моторную сферу, мотивации и поведения. У ребенка возникают сложности в артикуляционной моторике при формировании высказывания.  Причины появления моторной алалии:

  1. Неблагоприятное воздействие на эмбрион, особенно в первый триместр беременности.
  2. Слабый тип нервной системы — наличие неврологического статуса, ее быстрая истощаемость, подверженность к стрессам.
  3. Черепно-мозговые травмы.
  4. Микровоизлияния в головном мозге, приводящие к «откату» речевого развития ребенка.
  5. Неблагоприятная речевая среда в которой растет малыш.
  6. Моторная алалия может возникнуть на фоне физических и психических затруднений.

Поэтому на консультации логопед беседуя с родителями, просит подробно рассказать о первых годах жизни ребенка. Установив причину появления дефекта специалист составит коррекционную работу.

Патогенез

В современной логопедии существует несколько концепций механизма моторной алалии:

  • сенсомоторные связывают нарушение речи с недоразвитием сенсомоторной сферы. Данная концепция является доминирующей в логопедии;
  • психологические — дефект проявляется на фоне отставания психической деятельности;
  • языковые связывают моторную алалию с недоразвитием и затруднением операций формирования речевого высказывания.

Понимание патогенеза этого дефекта поможет составить оптимальную коррекционную работу по его преодолению.

Классификация

Данное нарушение имеет две разновидности–кинестетическая и кинетическая.

В кинестетическом варианте очаг поражения локализуется в нижних отделах постцентральной области коры головного мозга. Они отвечают за анализ и синтез ощущений от артикуляционной моторики. Поражение этого участка приводит к трудностям в отборе правильных движений для организации речевого высказывания. Ребенку не различает движения, поэтому у него формируется оральная апраксия.

Кинетический вариант моторной алалии обусловлен недоразвитием нижней премоторной области коры головного мозга. Это приводит к трудностям в формировании артикуляционных укладов. Также поражение данной области влияет на работу голосового и дыхательного аппарата.

Симптомы моторной алалии

Проявления дефекта зависят от его варианта, потому что у них различные очаги поражения. При оральной апраксии ребенок не отличает движения, что приводит к появлению множественных замен одних укладов на другие. Ребенок может заменять простые движения более сложными.

В устной речи кинестетическая апраксия проявляется в нестойких замен фонем. Иногда могут быть искажения и смешения. Нарушены всегда несколько групп звуков, что влияет на формирование фонематических процессов. Искажена слоговая структура, нарушена темпо-ритмическая сторона.

При кинетическом варианте происходит нарушение артикуляционной моторики. Это проявляется в искажении, замедленном темпе речи, недоразвитие фонематических процессов (в большей степени фонетического слуха). Кроме экспрессивной стороны, есть затруднения в понимании обращенной речи.

Неврологическая симптоматика при обоих вариантах моторной алалии одинакова: быстрая утомляемость, отставание высших психических функций, снижена потребность в общении. Но при кинетическом варианте неврологическая симптоматика ярче выражена.

Осложнения

Если коррекционная работа была проведена в поздние сроки или логопедическая помощь не была оказана, могут возникнуть осложнения.

  1. Появление дисграфии и дислексии — нарушения письма и чтения.
  2. На фоне моторной алалии может возникнуть заикание.
  3. Трудности в общении с людьми, появление и усиление речевого негативизма.

Перечисленные осложнения затрудняют интеграцию ребенка в общества и усвоению школьной программы.

Диагностика

За помощью к специалисту обращаются, если к 1,5г малыш не разговаривает. Проводят комплексное обследование:

  • невролог — беседует с родителями, спрашивает о течение беременности, родах и первых годах жизни малыша, назначает ЭЭГ, МРТ головного мозга;
  • логопед — проверяет состояние артикуляционной моторики, звукопроизношение, слоговую структуру, сформированность фонетико-фонематических процессов, словарный запас и экспрессивную сторону речи. Задания подбирают с учетом возраста и с использованием наглядных материалов;
  • психолог — оценивает эмоционально-волевую сферу и сформированность высших психических функций.

Диагноз «моторная алалия» ставит только невролог на основании всех собранных данных. Логопед определяет структуру речевого дефекта.

Коррекция моторной алалии

Чем раньше начата работа по преодолению речевого дефекта, тем она будет эффективнее. Логопедическая работа проводят параллельно с медикаментозным и физиотерапевтическим лечением (назначает невролог) и помощью дефектолога (коррекция эмоционально-волевой сферы).

  1. Стимулирование речевой активности на основе поощрений, обогащения словаря, звукоподражаний. Одновременно ведут работу над навыками диалога.
  2. Формирование фразовой речи — работа над звукопроизношением, слоговой структурой и грамматическим строем. В основе упражнений — отраженная речь, заучивание коротких стихотворений, артикуляционная гимнастика.
  3. Развитие связной речи. Малыша учат составлять простые фразы по картинкам, постепенно усложняя задания и материал. Параллельно проводят работу над преодолением аграмматизмов и развитию навыков коммуникации.
  4. Коррекция фонемо-фонематических процессов — уточнение звуковых образов, фиксация внимание на ощущениях от положений органов артикуляции.

Вовремя проведенная работа по преодолению моторной алалии позволит ребенку догнать сверстников в речевом развитии и успешно осваивать школьную программу. Эффективность коррекции зависит от совместных усилий специалистов и родителей.

Тебе нравится статья?
0 0
Самые посещаемые страницы
Оценки
Логоправ
Добавить комментарий