Как справиться с дислалией?

Когда ребенок неверно произносит звуки, пропускает либо заменяет другими, скорее всего речь идет о дислалии. Подобная речевая проблема распространена среди дошкольников, однако оставлять его без внимания и коррекции недопустимо.

Этот дефект становится проблемой после поступления в школу, маленькому ученику сложно научиться читать, в письменной речи он допускает массу ошибок. Что же должно насторожить, когда начинать бить тревогу, куда обращаться за помощью? Рассмотрим по порядку.

Общие сведения

Дефект речи, при котором человек пропускает звуки, заменяет их на другие либо произносит некорректно, называется дислалией.

В процессе того, как малыш учится говорить, ошибки неизбежны. Однако есть возрастные нормы становления звуков. Обратиться за консультацией к логопеду необходимо если ребенок:

  • В 3 года неправильно произносит, либо меняет звуки [з], [с] [ц].
  • В 4 у него проблемы с [ч], [щ], [ш], [ж].
  • В 5 и старше не чисто произносит любые звуки, меняет парные согласные.

Если вовремя начать коррекцию, от речевых дефектов можно успешно избавиться. План работы логопеда и, при необходимости, других специалистов будет зависеть от формы дефекта.

Классификация дислалии

По этиологии существует несколько разновидностей заболевания.

Причина механической формы – патология органов речи (языка, губ и пр.)

Функциональная связана с неточным восприятием звуков и их произнесением.

Моторная подразумевает не точное движение органов речи, звуки произносятся грязно, размыто (фонематическое искажение)

При сенсорной форме ребенку сложно различать на слух звуки, в следствии чего, он их путает, меняет (акустическое расстройство). Важно то, что органы слуха сформированы правильно, т. Е. это не проблема слуха, а проблемы с восприятием, дифференциацией.

Сенсомоторная форма включает как проблемы и с восприятием звуков и с их воспроизведением.

По количеству «проблемных» звуков различают следующие формы дислалии:

Структура речевого дефекта при дислалии делится на:

  • Полиморфную. Искажение произнесения разных групп звуков
  • Мономорфную. Проблема с одной группой (только шипящие, только сонорные и пр.)

Классификация по неправильно произносимым звукам:

ВидыЗвуки, при произнесении которых возникает проблема
Гаммацизм[г’],[г]
Ламбадацизм[л’] [л]
Сигматизм[ш],[щ],[ч],[ж],[з’],[з],[с’],[с]
Ротаризм[р],[р’]
Каппацизм[к’],[к]
Йотаризм[й]
Хитизм[х],[х’]

Если ребенок меняет звуки к термину добавляют приставку пара: парасигматизм и пр.

Так же распространенные дефекты произношения звуков:

  • Смягчения – большую часть твердых звуков произносит мягко.
  • Озвончения. Замена глухих на звонкие.
  • Оглушения. Звонкие произносит глухо.

Для правильной постановки диагноза и адекватной коррекционной работы важно понять, откуда взялась патология.

Причины дислалии

При механическом типе, речевые дефекты связаны с проблемой строения органов речи. Они бывают:

  • Врожденные. Передаются по наследству, проблема внутриутробного развития.
  • Приобретенные. Травмы, хирургические вмешательства, отсутствие зубов. В этом случае проблема появляется даже у взрослых.

К врожденным патологиям, служащим причиной механической формы относятся:

  • Низко расположенное, либо узкое небо.
  • Укороченная уздечка верхней губы, языка.
  • Нарушенный прикус.
  • Малоподвижные губы.
  • Проблемы с зубами (слишком мелкие, отсутствуют и пр.)
  • Не соответствующий размер языка (большой или чересчур маленький).

При функциональной форме речевой аппарат малыша сформирован правильно, у него здоровые органы слуха и психические функции сохранны. Патогенез функциональных изменений речи обусловлен рядом причин:

  • Малыш копирует речь других. В окружении есть маленькие дети либо кто-то с неправильным звуковоспроизведением.
  • С ребенком часто сюсюкают. Некоторым родителям кажется милым в разговоре коверкать слова, произносить их по-детски.
  • Педагогическая запущенность. С детьми не разговаривают, либо занимаются крайне мало. Такое бывает в неблагополучных семьях, или в селах, когда родители сутками работают.
  • Двойная языковая политика. Молодые родители, посмотрев передачи про суперталантливых деток, пытаются научить их нескольким языкам одновременно. Эффект бывает обратный. Так же проблема возникает, когда родители, разговаривают на 2 и более языках.
  • Слабо развито восприятие звуков, не видит отличие между схожими звуками.
  • Частые болезни. Ребенок тратит время не на развитие, а на выздоровление.

Чем раньше родители обнаружат проблему, тем быстрее и легче будет ее решить.

Симптомы дислалии

Общаясь с ребенком, заметить дефекты звукопроизношения очень просто. Конечно, мама, папа и близкое окружение малыша привыкает к его речи и понимает практически все, что он говорит. Однако игнорировать сложности с произношением, списывать на возраст не стоит.

Диагностика проводится, если отмечается:

  • Замена схожих звуков: шарик – сарик.
  • Пропуск букв: мячик – мяик, кошка – кока.
  • Не чистое произношение, посторонние звуки в виде свиста, хрипения и пр.
  • Смягчение, оглушение звуков, отсутствие твердых, мягких согласных: стол – сьтоль, спать – сьпать, зайчик – сайчик.
  • Чередование правильного и ошибочного звуковоспроизведения.

Если специалист подтверждает наличие проблемы, маленькому пациенту назначают обследование.

Диагностика дислалии

Схема логопедического обследования включает:

  • Общение с малышом. Ему показывают картинки, просят назвать изображение. Затем ребенок повторяет за логопедом. Так обнаруживаются группы проблемных звуков.
  • Опрос родителей, нужна информация о: круге общения ребенка, особенностях беременности, родов, особенности поведения. Необходимо изучить историю болезни.
  • Визуальный осмотр. На наличие видимых изменений речевого аппарата.

Дифференциальная диагностика требует консультации:

  • Стоматолога.
  • ЛОР- врача.
  • Педиатра.
  • Психолога.
  • Детского невролога.

После того, как диагноз поставлен, начинается основная работа.

Коррекция дислалии

При механическом виде заболевания, потребуется помощь стоматолога, хирургическое вмешательство.

При функциональном виде, основная нагрузка ложится на логопеда. Деятельность направлена на:

  • Общее развитие речевого аппарата (артикуляционная гимнастика).
  • Поэтапная постановка звуков. Работа над правильной артикуляции.
  • Занятия направленные на развитие памяти, речи.

Важно, чтобы родители работали в тандеме со специалистом, выполняли задания на дом. Важную роль играют занятия с психологом, развитие мышления, восприятия и других функций.

Прогноз на выздоровление и меры профилактики

Говорят, гору осилит идущий. Систематическая работа позволяет решить проблему полностью. Длительность коррекции зависит от формы речевого дефекта, количества проблемных звуков. Обратившись за помощью в возрасте 3 – 4 лет, вы успеете поставить речь до поступления в школу.

Профилактика:

  • Регулярное общение. Адекватная речь родителей.
  • Совместные занятия, чтение сказок, рассматривание картинок.
  • Развитие мелкой моторики, лепка, рисование.

Рассмотренный нами дефект речи является распространенной проблемой, если не пускать ситуацию на самотек, можно ее успешно решить.

Оценки
( Пока оценок нет )
Логоправ!
Добавить комментарий