В дошкольном возрасте ребенок встречается с различными заболеваниями, некоторые из них могут быть серьезными, другие же нет.
Ребенок может столкнуться с такой проблемой, как неправильное произношение определенных звуков. Такое нарушение называется дислалия.
Общие сведения
Функциональная форма дислалии – это неправильное звукопроизношение. Вид речевого нарушения, которое проявляется патологией произношения звуков у людей.
Функциональная дислалия у детей обусловлена нарушением функционирования корковых отделов речевого или слухового анализатора либо неправильным воспитанием речи.
Справка! Болезнь диагностируют у детей в возрасте 3-5 лет, довольно реже у пациентов младшей школьной возрастной группы.
Неточность произношения случается из-за незавершенного созревания центрального речевого аппарата или проблем с воспитанием ребенка.
Если не уделять проблеме должного внимания, то в будущем это приведет к нарушениям чтения и письма. В ходе логопедического обследования можно установить форму заболевания. Затем врач назначит лечение, т.е. проведение работы над коррекцией речи.
Виды функциональной дислалии
В медицине существует две основные формы дислалии. Они разделяются по причине возникновения и по месту заболевания.
- Функциональная – без особо грубых нарушений. Данный вид не связан с врожденными нарушениями. Проблема происходят из-за социальной жизни ребенка.
- Механическая – с повреждениями органов, которые участвуют в формировании речи.
Также функциональная дислалия разделяется на несколько основных форм:
- Акустико-фонематическая. Это неправильное произношение отдельных звуков из-за недостаточного развития. Т.е. людям трудно распознавать, что они говорят. Например, слово «кости» произносится как «гости».
- Артикулярно-фонематическая. В этом случае физиологический слух находится в норме. Дефекты звукопроизношения проявляются из-за недостаточного развития фонематического слуха. Чаще всего происходит неправильное употребление мягких и твердых согласных.
- Артикулярно-фонетическая. Нарушение речи вызвано неправильным использованием артикуляционным аппаратом. Бывают случаи, когда неправильный звук близок к правильному по акустическому эффекту, но иногда наблюдается другой тип искажения. В следствии этого окружающие не правильно воспринимают звук.
Справка! Каждый человек до пяти лет страдал физиологической формой дислалии. А всё, потому что новорожденный малыш появляется на свет с недоразвитым артикулярным аппаратом.
Также функциональный вид нарушения разделяется на два типа:
- Моторная функциональная дислалия. Это когда при разговоре искажаются движения речевого органа.
- Сенсорная функциональная дислалия дислалия. В этом случае ребенок заменяет и смешивание буквы.
Причины функциональной дислалии
Функциональное нарушение развивается из-за нестабильного психологического и физического состояния ребенка. В свою очередь это может быть связано с полученными травмами.
В первую очередь дислалию диагностируют у детей с проблемами психического развития, а также у тех, кто перенес тяжелые болезни в момент формирования речевой функции.
К другим не менее важным причинам относятся:
- отсутствие воспитания ребенка;
- нарушение слуха;
- двуязычие в семье;
- педагогическая запущенность;
- снижение слуха;
- когда родители недостаточно времени уделяют малышу и к развитию речевого аппарата;
- если ребенок копирует объект с неправильной речью;
- проблемы фонематического слуха.
Симптомы функциональной дислалии
Различные формы нарушения имеют общие проявления. Несформированность выражается в замене, смешивании и искажении звуков. Неправильное произношение затрагивает только согласные, гласные остаются правильными. Также в речи человека страдают как мягкие, так и твердые звуки.
Родители должны проследить за речью своего ребенка. Первые нарушения проявляются в виде неправильного восприятия слова («гора» — «кора», «рука» — «лука»). Ребенок начинает заменять и смешивать фонемы. Нарушение может касаться как отдельных звуков, так и целых групп.
Осложнения
Если вовремя не обратиться за помощью, то в будущем возникнут более серьезные проблемы, которые спровоцируют появление других дефектов речи. Также нарушения отражаются на общении с окружающими: люди с трудом могут понимать речь дислалика.
В школьном возрасте сверстники могут высмеивать и передразнивать ребенка. А это уже скажется на психическом здоровье.
Моторная дислалия может привести к появлению ошибок при письме (под диктовку, сочинения, изложения) и чтении. Из-за этого возникает неуспеваемость в школе по гуманитарным предметам. Устранить и исправить речь может только грамотный логопед.
Диагностика
Подтвердить нарушение можно только на осмотре у логопеда. Врач проведет обследование на звукопроизношения и артикуляционную группу.
Также проходит осмотр мимической и жевательной части лица, исследуется подвижность органов речевого аппарата. В диагностику входит обследование речевого дыхания.
Врач ведет обследование при помощи определенных картинок с изображением предметов и групп предметов. В процессе работы выявляются недочеты в произношении. С помощью картинок происходит обследование слоговой структуры.
Коррекция функциональной дислалии
Лечение и коррекция речи разделяется на три этапа. Это:
- Подготовительный. Здесь важно установить контакт с пациентом. Необходимо, чтобы он привык к обстановке и специалисту. Первая работа заключается в развитии внимания, памяти и фонематического восприятия.
- Корректировка первичных произносительных навыков. Логопед учит ставить отдельные звуки, произносить в слогах и словах. Все доводится до автоматизма.
- Закрепление навыков. Контроль за речью пациента. Правильное употребление звуков в разных ситуациях общения.
Справка! Работа над речью проводится три или четыре раза в неделю.
Если форма нарушения легкая, то понадобится не более трех месяцев для устранения дислалии.
Если присутствует осложненная форма, то корректировка речи будет длиться до 6 месяцев. Быстрый и успешный эффект будет зависеть еще и от родителей ребенка.
Профилактика функциональной дислалии
Чтобы в будущем не столкнуться с данной проблемой, каждый родитель должен знать меры профилактики.
- В раннем возрасте провести осмотр у профильных врачей, которые смогут выявить нарушения развития речевых органов.
- Уделять больше времени общению с ребенком.
- Если наблюдается задержка формирования речи, то необходимо обратиться к логопеду.
- Окружающие ребенка взрослые должны говорить на правильном и грамотном языке.
- Предпринимать различные меры для полноценного развития ребенка, особенно в умственном плане.
- Контролировать состояние здоровья.
- Во время беременности обязательно посещать акушера-гинеколога.
Заключение
Различные формы функциональной дислалии – это нарушение, которое корректируется и лечится. Продолжительность лечения будет зависеть от возраста и сложности нарушения.
Лучше всего проводить комплексную терапию, т.е. с участием логопеда, психолога и родителей. Каждый клиент получает индивидуальную программу для коррекции речи.