Сложная форма дислалии

Неправильное произношение 4-х и более фонем носит название сложная дислалия. Часто наблюдаются полиморфные дефекты, затрагивающие несколько артикуляционных групп: шипящие, сонорные, свистящие, глухие, звонкие согласные.

Искажение дикции происходит за счет комбинированных патологий речевого аппарата, физического недоразвития, врожденного нарушения интеллектуальной деятельности.

Сложные дислалии

Если в патологическом процессе задействованы более 2-х форм заболевания, нарушение считается сложным.

Механический вид речевого дефекта влияет на корректность звукопроизношения, причиной является неправильное строение периферического речедвигательного аппарата.

Функциональному расстройству характерно отсутствие патологий работы нервной системы, но есть недостаточная подвижность органов артикуляции, недоразвитие восприятия фонема на слух.

Физиологическое расстройство произношения обусловлено анатомическими особенностями несформированного речедвигательного аппарата у детей возрастом 5-6 лет. При комплексных развивающих практиках нарушение проходит самостоятельно.

Сложная дислалия у детей дошкольного возраста может быть обусловлена наличием ЗПР — задержки психического развития разной степени тяжести.

Нарушение обусловлено повреждением центральной нервной системы и проводящих путей, повреждающих функцию звукового анализа, зрения, искажение восприятия тактильных ощущений.

Особенности сложной дислалии

Сочетанные формы отклонений сложнее поддаются лечению, поэтому процесс исправления речеобразования занимает длительный период времени.

Наиболее частые виды дефектов речи — замещение, искажение фонем, неспособность ребенка воспринимать звуки по акустическим различиям. Совмещенные проблемы имеют специфические признаки, вызванные 3-мя причинами:

  1. Органическая: аномалии строения губ, твердого неба, зубочелюстной системы, дефекты прикуса, ненормальная форма языка или подъязычной уздечки. Страдает произношение вибранта, свистящих, шипящих, губно-губных, гласных губных (о-у).
  2. Функциональная: физическая слабость, вызванная длительными соматическими болезнями, неблагоприятное социокультурное окружение. Не происходит различение звонких, глухих, твердых звуков на слух.
  3. Анатомическая неготовность различать и воспроизводить фонемы полностью исчезает к 7-8-летнему возрасту.

Симптоматика простой и сложной дислалии зависит от степени тяжести проявления и дополнительных обстоятельств, затрудняющих коррекционную терапию. Неблагоприятным фактором бывает тугоухость, резко сниженное зрение, умственное недоразвитие.

Комбинацию нескольких факторов желательно распознать в раннем возрасте, когда логопедическая практика и посещение узкопрофильных специалистов обеспечивают более качественный результат.

Диагностика

Для того, чтобы дифференцировать фонематические нарушения слуха, дефекты строения и функциональность речевых органов, необходимо провести ряд исследований. Он включает следующие меры:

  1. Сбор анамнеза — течение беременности, сопутствующие заболевания, генетическая предрасположенность к аномалиям развития артикуляционного аппарата.
  2. Посещение детского невропатолога для подтверждения или отрицания умственной отсталости. Возможного назначения аппаратных обследований, определяющих работу коры головного мозга.
  3. Консультация ортодонта-стоматолога с последующим исправлением прикуса, устранением проблем зубного ряда.
  4. Осмотр отоларинголога — установление тугоухости, степень функции слухового анализатора.
  5. Оценка устной речи, установление количества, выраженности дефектов произношения, дифференциация симптомов дизартрии.

Получение подробных рекомендаций психиатра нужно для определения способности усваивать новый материал, установления интенсивности интеллектуальной нагрузки на занятиях с логопедом.

Выявление речевого расстройства особенно важно в раннем детском возрасте, так как определение источника проблемы может помочь ребенку полностью исправить произношение, либо научиться справляться с языковым нарушением.

Направления коррекционной работы

Каждый случай в отдельности подразумевает различные методологии логопедии. После дифференциальной диагностики обычно следует незамедлительное посещение логопеда минимум 3 раза в неделю.

Лечение начинается с предварительной подготовкой, формированием способности узнавать и дифференцировать неправильно произносимые группы фонем на слух.

В этот период родителям нужно следить за ежедневным выполнением ребенком короткой программы гимнастики, предложенной логопедом. Индивидуальный план коррекции предполагает:

  • постановку звука — закрепление навыков правильного произношения фонем;
  • выработку новых процессов речеобразования при помощи многократных повторений, участия логопедических инструментов;
  • поощрение осмысленного участия пациента в процессе формирования фонетического слуха на основе правильного дидактического материала;
  • расширение активного словарного запаса, выработка лексического автоматизма — при выраженной умственной отсталости;
  • развитие экспрессивной речи: постепенный переход от анализа простых слогов, словоформ к сложным;
  • постепенное формирование способности к составлению предложений, простых по структуре.

Практика исправления речевых дисфункций основана на мягкой психотерапии, развитии доверительных отношений ребенка к лечащему доктору.

Пользу для детей с проблемами восприятия речи оказывает чтение вслух интересных познавательных книг с последующим подробным обсуждением героев, поступков, иллюстраций.

Сложные случаи требуют внимательности, терпения и максимального участия родителей в коррекционной терапии.

Специфической профилактики лексических нарушений нет, лучший способ эффективной коррекции — своевременная диагностика и коллективная работа над устранением проблем.

Логоправ
Добавить комментарий

тринадцать − девять =

Adblock
detector