Звук Щ — постановка и автоматизация

Если малыш уже научился правильно выговаривать звук Щ, то не следует заставлять его сразу произносить то, что он услышал в словах и предложениях. Такая работа должна происходить под руководством специалиста – логопеда и включает в себя несколько этапов.

В этом направлении предпринимаются следующие шаги:

  • отрабатывается автоматизация изолированного звука Щ путём многократного повторения;
  • малыш пробует произносить этот звук в слогах и словах;
  • звук Щ вводится педагогом в словосочетания и фразы;
  • маленький ученик произносит его в предложениях, учится различать слова с ним в речи других людей.

Постановка звука Щ у детей

 

Правильное произношение можно выработать несколькими способами. В первом случае педагог отталкивается от уже знакомого малышу звука Ш.

При этом логопед вместе с ребёнком совершает нижеследующие действия.

  1. Просит непоседу приподнять кончик язычка к верхним альвеолам и «пошипеть как большая змея».
  2. Специалист обращает внимание малыша на то, что его широкий язык в средней части сильно давит на нёбо, а его боковые края плотно прижаты к верхним зубкам.
  3. Уздечка в ротовой полости натянута, а губы округлены и немного выдвинуты вперёд. Зубы слегка сомкнуты. В этой позиции воздух при выдохе проходит в узкую щель посредине язычка. И звук Ш плавно переходит в Щ.

Второй способ постановки включает в себя работу, которая основывается на уже имеющихся в речи ребёнка звуке Ч и слогах Си — Ась.

В этом случае работа происходит в такой последовательности.

  1. Логопед просит непоседу очень долго произносить звук Ч и затем прервать выдох.
  2. При озвучивании ребёнком слогов Си — Ась специалист слегка приподнимает кончик маленького язычка с помощью шпателя к альвеолам верхних зубок и легонько отодвигает его назад. В результате образуется звук Щ.

Автоматизация звука щ в слогах не представляет особых трудностей у детей.

Предлагаю следующие упражнения.

Звук Щ в начале слова

Когда ребёнок научится изолированно произносить звук, он начинает повторять за взрослым слоги: Ща, Щу, Щё, Ще, Щи. Автоматическое повторение слогов постепенно складывается в слова: «Ща – Ща – Щавель», «Щу – Щу – Щупать» и тому подобное.

Игры и упражнения.

  1. Отсортируй правильно

В большой ёмкости перемешаны разноцветные пуговицы разного размера. Перед малышом – тарелки маленькие, средние и большие. В ходе игры ему предлагается мелкие пуговки положить в маленькие тарелки и произнести слоги Ще и Щё. Среднего размера пуговки поместить в средние тарелки (слог Щу), а крупные ёмкости заполнить большими пуговицами (слог Ща).

  1. Я ищу (используется звуковая таблица со звуком Щ).

Педагог предлагает ребёнку картинки с изображением предметов, животных, рыб. Он произносит слово и просит малыша поставить фишку на соответствующую картинку. При этом ему нужно внимательно повторять слова: «я иЩу» с выделением звука. («Я иЩу Щётку»).

Звук Щ в середине слова

Игры и упражнения.

  1. Будь внимательным

Ведущий называет слова, а маленький ученик хлопает только тогда, когда услышит слово, где есть звук Щ. В этой игре можно использовать следующие слова: чаща, лапоть, дом, мышь, чудовище.

  1. Где «ч», а где «щ»

Игра напоминает предыдущую. Только в этом случае, если ребёнок слышит звук Щ, он хлопает один раз. Когда педагог произносит звук Ч, дитя хлопает в ладоши два раза. Учитель называет следующие слова: починить, общий, банщик, очень, мечта, расчёт.

Звук Щ в конце слова

Игры и упражнения

  1. Строим дом для звука Щ

Для этой игры можно взять конструктор. Непоседе предлагается положить два кирпичика – это слог Ща. После этого к двум кирпичам добавить третий – слог Щи. Четвёртый кирпич будет обозначать Щу. А когда дом из пяти кирпичей будет готов, получится слово «плющ». Также можно попутно предложить непоседе нарисовать этот домик на бумаге.

  1. Весёлые кнопочки

Малыш должен проговорить слово с автоматизируемым звуком и при этом нажать пальчиком на «кнопочку» (нарисованный цветной кружок, цветок, рыбка). Сколько таких «кнопок», столько будет и повторов.

Слова, которые используются: помощь, вещь, хрящ, прыщ и другие.

Словосочетания и фразы на звук Щ

  1. Научи Петрушку говорить правильно (пальчиковый театр)

В гости к ребёнку приходит кукла Петрушка, которая рассказывает свою историю и изображает повествование соответствующими действиями. При этом рассказчик намеренно искажает звук Щ в словосочетаниях и просит маленького зрителя исправить его.

Истории могут быть на темы: «ГоряЩие Щепки». «ПомоЩь товариЩам».

  1. Лови – бросай

Взрослый бросает крохе мяч и произносит словосочетания с заданным звуком, а ребёнок правильно заканчивает фразу. В игре желательно использовать такую фразу, как: «в реке живут Щупленькие Щучки».

Автоматизация звука Щ в предложениях

Ниже приведены примеры предложений, которые ребёнок повторяет за взрослым.

ОвоЩи хранят в яЩике. ХиЩная Щука поймала леЩа.

Пример стихотворения, которое можно выучить и рассказывать наизусть.

КотиЩе построил огромный домиЩе

И Щедро отдал он его комариЩу.

ЗлюЩий комар поселился в домиЩе.

И укусил он беднягу котиЩе.

Также процесс автоматизации звука пойдёт значительно быстрее, если родители дома вместе с ребёнком будут закреплять его произношение каждый день.

Заключение. Ежедневные упражнения и постепенное введение звука в устную беседу приведут к чистой и правильной речи. Наверняка исчезнет некрасивая шепелявость, которая так огорчала и малыша, и его родителей. Устойчивого произношения для ребёнка 4 – 7 лет можно добиться лишь в том случае, если кроха по – настоящему увлечётся процессом и заметит долгожданный результат.

Другие статьи на сайте, на которые стоит обратить внимание:

«4-й лишний» – логопедическая игра. Автоматизация звука Р

«Жадина» – логопедическая игра на автоматизацию звука «Р»

Тип речи – повествование

Методы диагностики алалии

Какие упражнения полезны ринолаликам?

Оценки
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Логоправ!
Добавить комментарий