Звук З — постановка и автоматизация

В возрасте 2-3 лет ребенок учится говорить. Он самостоятельно может формировать слова и учится строить предложения. В этом возрасте немногие родители обращают внимание на дефекты речи. Чаще внимание взрослых привлекает сам процесс «говорения».

Когда исполняется 4-5 лет, то он уже может четко сказать, что именно он хочет в тот или иной момент. Именно в это время обеспокоенные родители прибегают к помощи логопеда.

Почему дети не могут произносить звук З?

Одной из наиболее частых проблем в произношение является звук З. Специалисты относят его к разряду свистящих звуков. Есть малыши, которые просто неверно произносят трудный звук и при этом смешно шепелявят, а есть и те, кто игнорирует проблемный звук в словах.

В детском возрасте артикуляционный аппарат ребенка недостаточно развит. Когда малыш учится говорить, то он самостоятельно ставит себе произношение тех или иных звуков. Позже запускается процесс механической памяти и бывает очень сложно переучиться правильно говорить.

Зачастую родители ругают малыша и учат произносить слова правильно, применяя при это стандартную технику повторения. Например, можно услышать, как мать говорит : «Скажи сказка, зонтик, зола». Такой подход неверен.

Малыш будет говорить так, как привык, а не так, как показывает его мама. Для правильной постановки речи необходимы занятия с логопедом.

Он покажет в каком месте должен находится язык, подберет комплекс упражнений, способствующий закреплению пройденного, назначит курс артикуляционной гимнастики.

Особенности звучания и произношения звука З

Свистящие звуки имеют ряд характерных особенностей при произношении:

  1. Губы необходимо растянуть в широкую улыбку.
  2. Зубы плотно сжаты.
  3. Передняя часть языка максимально прижата к верхнему небу.
  4. Кончик языка плотно прижимается к нижним резцам.
  5. Звуки, которые должен издать ребенок будут похожи на гул.
  6. В середине должна образоваться «дырочка» через которую идет струя воздуха.

Важно: малыш должен чувствовать, что воздух холодный. Для того, чтобы проверить правильность произношения достаточно поднести ладонь ко рту, и произнести звук. Рука почувствует небольшой холодок.

Техника обучения звукопроизношению З

Для того, чтобы поставить правильное произношение звука логопед проводит трудоемкую работу. Вначале необходимо зафиксировать верные движение органов артикуляционного аппарата.

Далее следует закреплять полученный результат с помощью упражнений. Когда звук «пойдет» его следует тренировать не только на занятиях с логопедом, но и дома. Родители для получения результата должны следить за произношением слов с проблемным звуком в повседневной речи.

Постановка звука делится на несколько этапов:

Артикуляционная гимнастика. Логопед с помощью различных упражнений развивает речевой аппарат. Для грамотного произношения нужно подготовить платформу и перед каждым началом занятия проводить гимнастику. Она позволит лучше воспринимать дальнейшие упражнения.

Рекомендуется проводить занятия непрерывно каждый день утром;

Постановка звука. Есть дети, которые уже к 4 годам могут верно произносить свистящие звуки. Им нужно только закреплять свои умения и навыки на практике. А есть и те, кто только учится «свистеть».

Автоматизация. На этом этапе ребенок, с помощью специальных упражнений, доводит полученный результат до совершенства путем постоянных повторений.

Игры на автоматизацию звука З

Игра «Блинчик»

Основная задача, которая ставится перед ребенком — научится держать язык в расслабленном состоянии.
Суть игры в том, чтобы положить язык на нижнюю губу и удерживать его там в расслабленном состоянии.

Важно: губы при выполнении должны быть в небольшой улыбке.

Игра «Кто дальше загонит мяч»

Задача ребенка в этой игре научится выдувать холодную струю воздуха. Для проведения потребуется небольшой кусочек ваты плотно скатанный в шарик. С помощью свиста должен как можно дальше откинуть белый «мяч».

Игра «Почистим зубы»

Основной целью игры является научить малыша держать кончик языка за нижними зубами. В процессе игры ребенок должен чистить внутреннюю поверхность нижних зубов кончиком языка. Делая движения то из стороны в сторону, то вверх и вниз.

В возрасте 2-3 лет родителям рано беспокоиться о правильном произношении звуков у своего ребенка. Многие дети перерастают период «шепелявения» и успешно учатся говорить красиво не прибегая к помощи специалиста.

В 4-5 лет детям с неверным произношением предлагают услуги индивидуальные уроки логопеда в детском саду или направляют их в логопедическую группу.

Родителям часто кажется скучным повторение таких простых и заурядных действий. Однако следует помнить: чтобы добиться результата малыш должен тренироваться каждый день. Постоянные занятия дома, повторение слогов, слов и предложений с проблемным звуком пойдут на пользу ребенку и помогут выровнять речь.

Тебе нравится статья?
0 0
Самые посещаемые страницы
Оценки
Логоправ
Добавить комментарий

  1. Татьяна

    Очень интересная статья, много нужного узнала. Правильная постановка речи важна для последующей жизни. Часто сталкиваешься с людьми, которые имеют дефект речи. Обычно они зажаты, комплексуют и в результате имеют проблемы с общением.

    Ответить