Особенности создания речевой среды в дошкольной образовательной деятельности

ФГОС уделяет большое внимание проблеме развития речи дошкольников. Речь является средством общения, обогащения их культуры.
Необходимо усердно работать над пополнением лексического запаса слов, над формированием способности принимать участие в диалогах, над развитием монологической речи.

Нуждается в развитии звуковая культура речи, интонационная ее составляющая. Дети должны иметь хороший фонематический слух, быть знакомы с книжной культурой.

Почему важно создавать речевую среду?

Сегодня редко можно встретить дошкольника, у которого полноценно развита речь. Поэтому нужно позаботиться о развитии детской речи, следить за ее чистотой. Нужно обучать детей говорить правильно, исправлять имеющиеся у них нарушения. Причем дефектами речи считаются любые виды отклонения от принятых в обществе норм родного языка.

В предыдущей статье мы уже обсуждали то, что развивающая среда оказывает огромное влияние на формирование речи дошкольников.

Эта среда должна быть правильно организована, быть наполнена множеством сенсорных раздражителей и инструментов для игры с детьми. При этом среда эта должна сохранять свою доступность и естественность.

Что значит «хорошо организованная речевая среда»?

Хорошо организованная речевая среда способствует активной деятельности познавательного и творческого характера со стороны всех воспитанников группы детского сада.

Сегодня существует множество исследований, которые подтверждают, насколько важно создать такую речевую среду, которая бы соответствовала особенностям детей конкретной возрастной группы.

Необходимо стремиться оказывать на детей положительное воспитательное воздействие, развивать их желание познавать окружающий мир, знакомиться с родным языком. Ребенок должен осознавать, какие существуют явления в его родной речи, и стремиться их использовать в собственном общении с другими людьми: как взрослыми, так и сверстниками.

Поэтому сегодня считается, что развитие речевой среды в пределах детского сада является одним из самых важных направлений в совершенствовании педагогического процесса по формированию речи дошкольников.

Речевая среда создается таким образом, чтобы у детей были благоприятные условия для формирования речевых способностей. Причем возможность такая должна быть у детей не только во время проведения занятий, но и в процессе самостоятельной деятельности.

Предметное окружение должно стимулировать все основные виды деятельности ребенка: его умственную деятельность, физическую активность, игры, речевую деятельность. Все это закладывает фундамент для полноценного формирования речевых способностей.

Согласно федеральным стандартам речевая среда должна быть уютной и комфортной для детей. Она должна быть организована рационально, наполнена разными сенсорными раздражителями, содержать игры.

Эффективность речевой среды

Речевая среда при разных подходах организации может оказывать как стимулирующий эффект, так и сдерживающий. Поэтому нужно обязательно учитывать особенности детей, связанные с их возрастом, а также индивидуальные особенности каждого дошкольника.

У дошкольников в шестилетнем возрасте формирование речи может быть развито на очень высоком уровне. Множество дошкольников четко произносят звуки русского языка. Они могут контролировать громкость голоса, интонацию и темп. С помощью речи они способны выразить свое удивление, задать вопрос или продемонстрировать свою радость.

В этом возрасте ребенок владеет достаточно большим запасом слов. Но его лексика продолжает активно обогащаться. Происходит завершения одного из главных этапов формирования речи: овладение грамматическим строем речи. Дошкольники способны строить разные высказывания: они могут описывать что-либо, рассуждать о чем-либо или повествовать. По мере того, как формируется связная речь детей, они начинают использовать различные подходы к связям между словами в предложениях и между разными предложениями.

Стоит отметить, что существуют другие специфические особенности дошкольников старшего возраста в отношении развития речи.

Некоторые дети в этом возрасте пока не научились правильно произносить каждый звук родного языка, Они не могут контролировать громкость и темп собственной речи в разных ситуациях, часто допускают ошибки в грамматических формах. Им сложно дается согласование разных частей речи в предложении. Вызывают сложности трудные синтаксические конструкции.

В результате ребенок неправильно использует слова внутри предложения. А во время монологической речи неправильно связывает предложения друг с другом.

Если обратить внимание на формирование связной речи, то можно заметить, что дети не способны строить связные тексты. В их речи отсутствуют важные компоненты, такие как вступление, основная часть и заключение.

Поэтому подготовительная группа – это период, когда нужно активно продолжать работу над развитием речи. Необходимо уделить особое внимание пополнению лексического запаса слов.

Одной из важнейших задач на этом уровне развития является развитие способности подбирать точные слова и правильно их использовать в разных контекстах.

Формирование связной речи должно проводиться так, чтобы научить детей строить высказывания разных типов. То, как дошкольник может построить свои высказывания, насколько его речь жива и интересна, можно судить об его сформированной речи, о том, как он владеет богатством русского языка.

Направления функционирования речевой среды

Учитывая особенности сформированной разных речевых аспектов, необходимо организовать следующие направления в речевой среде для дошкольников старшего возраста:

  • необходимо продолжать развивать речь, как средство для общения с другими людьми. Дети должны уметь знакомиться, использовать правила этикета в речи, развивать все диалогические навыки, грамотно аргументировать свою позицию по тем или иным вопросам;
  • необходимо целенаправленно развивать способности ребенка самостоятельно рассказывать что-либо (поощрять детей, когда они что-то рассказывают, учить их из высказываний делать рассказы, уточнять что-либо или обобщать);
  • нужно организовать совместную деятельность с детьми в зоне интересных предметов (сюда приносятся вещи, которые помогают детям расширить представления о том, как разнообразен окружающий их мир);
  • создать возможность детям самостоятельно заниматься речевым творчеством.
  • нужно организовать активность детей в уголке для экспериментирования (здесь дети могут лучше узнать окружающий мир, а затем обсудить это друг с другом и преподавателем).
  • подходы и методики, которые позволяют развивать способность детей самостоятельно что-то рассказывать (побуждать детей рассказывать что-либо).

Принцип рациональности речевой среды

Речевая среда должна быть организована рационально. Дети должны чувствовать себя естественно и непринужденно. При этом их должны окружать сенсорные раздражители. Сюда включатся и игровые материалы, стимулирующие развитие речи.

Причем составными элементами этой среды могут быть следующие: книжная библиотека, зона развития сенсорики и моторики, зона для занятия театральной деятельностью, природный уголок, уголок для ведения сюжетных игр, мастерская, правила дорожного движения. Все эти зоны несут обучающую нагрузку, они оказывают позитивное влияние на формирование детской речи.

Речевая среда содержит в себе высокий формирующий потенциал. Но во многом это зависит и от действий педагога. Важно, чтобы воспитатели сами подавали хороший пример правильной речи.

Работники детского сада имеют обязанность регулярно совершенствовать владение разными навыками речи. Поэтому нужно заботиться о развитии навыков коммуникаций у самого преподавателя.

Согласно работам Ф.А. Сохина и других исследователей, речевого развития, дети учатся разговаривать благодаря слуху и подражанию. Дети говорят то, что слышат. И то, какая речь их окружает, формирует внутренние речевые механизмы дошкольников.

Одно из главных средств обучения речи – это подражание. Согласно С. Бениловой, дети подражают взрослым. Они очень тонко перенимают особенности продуцирования фраз, употребления слов. Перенимают они и ошибки в произношении и другие дефекты речи.

Поэтому педагоги должны очень ответственно подходить к собственной культуре речи.

Таким образом, к особенностям создания речевой среды в ДОУ мы отнесли:

  • речевая среда должна быть уютной и комфортной для детей;
  • речевая среда должна быть организована рационально, наполнена разными сенсорными раздражителями, содержать игры.
  • речевая среда должна сохранять свою доступность и естественность.

Хорошая организация речевой среды дает возможность детям формировать способности речи не только во время занятий, но и в процессе самостоятельной активности.

Логоправ
Добавить комментарий

Adblock
detector