Педагогические условия создания речевой среды в подготовительной группе детского сада

Педагогические условия – это:

  • обстановка, в которой что-то происходит;
  • среда, в которой пребывают и без которой не могут существовать предметы и явления;
  • основа, предпосылка для чего-либо.

Условия для создания речевой среды

Создание эффективной речевой среды в подготовительной группе детского сада по нашему мнению будет возможным, при соблюдении следующих условий:

  • моделирование предметного пространства, способствующего речевой активности дошкольников;
  • использование практических методов обучения — имитация, беседа и игровых методов;
  • разработка специальных занятий для обогащения лексики, обучения грамматическим формам и т.д. (ознакомление с художественной литературой, малыми формами фольклора и т.п.)

Рассмотрим каждое условие подробно.

Воспитатель, который работает с детьми дошкольного возраста, каждый день ставит перед собой педагогические цели. Он стремится использовать в своей работе принципы воспитания, следит за содержанием своей работы и деятельности детей, подбирает наиболее подходящие методики и подходы к работе, определяет, какой будет форма работы. Однако вся эта работа является лишь первой ступенью в организации полноценного воспитательного процесса.

Следующая ступень требует еще более ответственного отношения. Она заключается в том, чтобы свести все компоненты образовательного и воспитательного процессов в единую целую систему. И для этого используется моделирование.

Моделирование речевой среды для общения

Моделирование среды общения – это предварительная работа по созданию основ будущего предметного окружения. Прежде чем приступить к практической работе, нужно мысленно представить себе конечный результат. Без моделирования компоненты предметной среды будут выбираться случайным образом. Будет определенная неясность в том, как они взаимодействуют друг с другом. Моделирование же представляет осознанно и четко представить себе все, что будет включаться в развивающую речь среду.

Благодаря моделированию предметного пространства можно грамотно организовать речевую активность дошкольников. Процесс образования и воспитания приобретает элементы технологичности. Так как деятельность ребенка происходит в определенной системе воспитания, это оказывает значительное на него влияние. Моделирование среды подразумевает создание такой модели, которая была бы направлена на формирование личности ребенка во время педагогического процесса. Это дает возможность устранить факторы, которые мешают ребенку развивать речь. Также создаются все необходимые условия для полноценного формирования.

Моделирование – это способ познания, который проявляется в создании моделей и их исследовании. Модель – это такое представление о будущей системе, которое отражает наиболее важные закономерности в ее составе.

Важно понимать, что речь усваивается ребенком на уровне интуиции. Но для ее полноценного усвоения необходимо обладать определенными способностями:

  1. Нужно уметь использовать свой артикуляционный аппарат, произносить звуки речи, контролировать интонацию и слышать свой голос;
  2. Нужно уметь понимать смысл, заложенный в чужую речь, заключенную в комбинации звуков и интонацию;
  3. Нужно уметь оценивать смысловые компоненты речи, соотнося их со своими эмоциями;
  4. Нужно уметь запоминать то, как принято в общении сочетать элементы смысла и оценки.

Ребенок лучше развивает свою речь, если его психика формируется полноценно. А для этого необходимо создавать все условия, в которых у ребенка происходит интенсивная речевая деятельность.

Методы обучения — имитация, игры

Одно из важнейших условий формирования речевой активности – это использование разных подходов к обучению, которые построены на законах лингводидактики.

Метод обучение – это деятельность ученика и учителя, которая выполняется для того, чтобы передать знания от учителя к ученику.

Для формирования речевых способностей дошкольников нужно использовать следующие методики: имитировать деятельность, проводить беседу.

Имитация в речевом развитии

Имитация – это процесс, когда ученик и учитель говорят что-то похожее, но по-разному. Учитель произносит фразу быстрее, чем в обычной речи, использует выразительную интонацию. Ученик старается повторить речь учителя, имитируя ее. Также он старается использовать речевые движения, понять суть этой речи. Очень важно, чтобы педагог при этом сам не имитировал произношение ученика и следовал правилам родного языка.

Подход этот годится для использования на самых ранних этапах развития ребенка. Продолжается же он и на протяжении всего обучения в школе и даже в зрелый период .

Метод имитации иногда используется несознательно во время общения с детьми. Например, когда ребенка купают в ванной или занимаются другими бытовыми процедурами.

Используется этот метод для занятий, как с самыми маленькими детьми, так и со старшими дошкольниками. Также он активно применяется практически во всех играх.

Во время игры с предметами дошкольники производят множество действий с этими вещами. Например, они перекладывают предмет с места на место, бросают его, показывают другим детям. Они толкают и щупают предметы, наблюдают за ними. Также они называют, какими качествами обладают эти предметы. Учитель должен общаться с детьми в эти моменты. Он должен задавать им вопросы. Например, он может спросить: «Какого цвета этот кубик? Он большой? А эта машинка катится или стоит?» дошкольник отвечает на вопросы взрослого.

Это помогает ему усвоить новые слова и активизировать имеющийся запас слов.

Когда мы помогаем ребенку что-то строить из конструктора, мы можем называть разные предметы, которые строят. Также можно словами обозначать свои действия.

Например, дошкольник собирает домик из конструктора вместе с воспитателем.

  • Что мы с тобой делаем, Саша? Домик? Какой? Маленький или большой?
  • Большой домик.
  • Домику нужна крыша. Подай ,пожалуйста, вон ту деталь. Что ты мне принесла?
  • Крышу.
  • Замечательно. А вот и окно. Давай найдем, куда можно сделать окно. Теперь установим дверь.

Подобным образом подбираются и другие детали дома. Когда преподаватель называет части дома и детали конструктора, ребенок стремится имитировать речь воспитателя.

Сюжетно-ролевые игры в развитии речи

Особенно положительно влияют на формирование речи дошкольников активные игры сюжетно-ролевой направленности. Также сюда включаются и игры-драматизации. Во время игры ребенок старается выполнять функции определенной роли. Естественно, что для копирования жизни взрослых людей ему приходится употреблять множество слов и терминов.

Например, если ребенок копирует деятельность мамы, то он будет запоминать слова, связанные с работой по дому. Если он играет в учителя, то станет использовать слова и фразы, которые связаны с деятельностью педагогов. Дошкольник старается копировать деятельность взрослых, и для этого он копирует их речь.

Часто дети с удовольствием играют в «гости». Педагог расставляет перед дошкольниками гостей, которыми являются игрушки. Затем он задает детям вопросы:

  • Кто это к нам пришел первым? Зайчик? А еще кто пришел? Собачка? – спрашивает педагог.
  • Вот Зайчик пришёл! Вот собачка пришла – отвечает мальчик. Гостей нужно вежливо встретить, сказать им слова приветствия. Так дети дополнительно запоминают правила этикета.

Дошкольник повторяет фразы за воспитателем и сам учится грамматически верно строить фразы. Он использует правильные падежные формы имен существительных, подражая взрослому.

Подвижные игры и речевая активность

Подвижные игры с правилами также помогают детям обогатить свою речь. Часто в таких играх используются фольклорные фразы. Ребенок заучивает их, имитируя речь педагога, который совместно с детьми играет в эти игры.

Дошкольники способны имитировать слова педагога, которые произносятся им во время выполнения повседневных действий.

Например, чтобы умыться перед сном, педагог старается сделать эту процедуру более интересной. Он спрашивает одного из детей:

  • Маша, прикажи водичке: «Водичка! Помой мне личико!»
  • Отлично у тебя получилось! А теперь ты, Наташа, скажи также!

Дети с удовольствием произносят это шутливое приказание и моют себе личико. В результате педагог говорит:

— Ребята, а давайте теперь все вместе попросим водичку помыть нам личико!

Оба приведенных выше примера позволяют обучать детей речи способом имитации. В разных ситуациях метод имитации может принимать самые разные приемы.

Прием – это такой способ применения используемого метода, который привносится в главное действие, являющееся основой этого метода, побочные действия, которые связаны с особенностями применяемого учебного материала.

Приемы могут быть различные:

  1. Это наблюдение за предметами, чтобы познакомиться с развивающей средой. Дети рассматривают предмет, стараются повторить действие взрослого, имитируя его речь.
  2. Игра: во время игры дети не только пополняют свой словарный запас новой лексикой, но и учатся использовать грамматические формы разных частей речи.
  3. Прием с опорой на речевой образец: дети повторяют образец речи, который произносится предварительно педагогом [33].

Итак, мы изучили метод имитации, который заключается в том, что воспитанник повторяет за педагогом то, что тот произносит. Все описанные выше приемы связаны с использованием этого метода.

Но у каждого метода обучения существует множество разных приемов применения. Каждый воспитатель подходит к вопросу реализации методик творчески. Он старается создавать личные приемы работы, не нарушающие законы самого метода.

Имитация с наглядностью

Метод имитации может применяться с использованием карточек с иллюстрациями, животными. Также сюда можно включить современные технические устройства, чтобы детям было еще интереснее работать.

Намного сложнее для детей следующий метод – это разговор. Этот метод также часто называют иначе. Его называют или беседой, или вопросами с ответами.

Данный метод заключается в том, что воспитатель задает вопросы, а воспитанник отвечает на них. Поэтому оба что-то говорят. Но высказывания разных сторон отличаются друг от друга. Это уже не имитация. Педагог побуждает ребенка что-то вспомнить и использовать звуки и слова, чтобы грамматически верно выразить это своими словами.

Примеры речевых сюжетных игр

Можно использовать разные сюжетно-ролевые игры.

— Маша, Паша, Витя! Вы будете мухами. А вы, Дима, Настя и Наташа, будете божьими коровками. А ну ка ,летите друг к другу и жужжите, как мухи и божьи коровки!

Чтобы закрепить понимание того, что обозначает то или иное слово, педагог использует разные подходы [34].

Первый подход. Воспитатель приводит дошкольников на кухню, где находится много овощей, и задает им вопросы:
— Вы знаете, что это такое здесь лежит?

Дети начинают перечислять то, что лежит на столе.
— А как все эти штуки можно назвать одним словом?
— Овощи – говорят наперебой дети.
— Точно, это действительно овощи. Самые настоящие! А вы знаете какие-нибудь другие овощи?

Дети перечисляют те овощи, которых нет на кухне.

Мы видим, что этот подход сочетается с приемом наблюдения. Но метод при этом используется другой – метод беседы.

Прием второй: вместо настоящих предметов педагог показывает детям иллюстрациями с их изображением. Этот прием называется опорой на иллюстрацию. Мы уже обсуждали данный прием. Но в данном случае он используется для осуществления метода беседы.

Данный прием можно сделать более сложным, применить подход с усложнением. Например, для сравнения можно внедрить фрукты. Детям при этом задаются такие вопросы:
— Ребята, вы видите картинки, на которых нарисованы фрукты и овощи. А кто сможет расположить эти карточки в две стопки? В одной стопке должны лежать овощи. А в другой стопке – фрукты.

Естественно, что эту работу нужно организовать так, чтобы у каждого дошкольника была возможность поработать над выполнением задания.

Дидактические игры и речевая деятельность

Опора на предметы или иллюстрации похожа на использование дидактических игр. Это такие игры, которые организуются специально для обучающих задач. Педагоги сначала знакомят дошкольников с тем, каковы правила игры. Потом они позволяют детям играть самим. Любая подобная игра предоставляет широкие возможности, чтобы формировать детскую речь.

Дошкольники любого возраста общаются с педагогом в процессе режимных моментов, во время труда, во время игр. Он все время разговаривает с детьми. Также он стремится познакомить ребят с литературными произведениями и читает с ними книги .

Насколько сильно будет оказано влияние на речь детей в детском саду, полностью зависит от речевых качеств педагога. Для педагога в детском саду обязанностью является хорошее владение образцовой грамотной речью на родном языке. Постоянная работа над улучшением собственной речи – это долг и обязанность любого будущего воспитателя и учителя. Он должен стараться в совершенство овладеть теми навыками речи, которые затем будет стремиться передавать дошкольникам.

Значение культуры речи педагога

Культура речи – это грамотное владение всеми компонентами речи. Сюда включаются вопросы лексики, правила стилистики, грамматики. Ребенок должен учиться говорить на традиционном литературном родном языке.

Если речь не имеет культуры, то это проявляется во многих областях. Перечислим самые распространенные признаки бескультурной речи нашего общества:
— звуки произносятся с искажениями, произносятся слова полностью так же, как они пишутся.
— ребенок неграмотно образует фразы. Это может проявляться в том, что неправильно используются предлоги или окончания в словах, наблюдаются проблемы в согласовании слов внутри предложений и словосочетаний.
— ребенок использует слова с неправильным значением. Часто это связано с тем, что разные слова имеют похожее звучание, но совершенно разное значение.
— ребенок использует слова не совсем точно и уместно, он меняет интонацию в словах, старается использовать просторечные слова. Иногда он неправильно подбирает тон голоса. Его капризный тон или грубость звучат неадекватно. Иногда он может говорить слишком быстро или слишком тихо.

Обладание речевой культурой – это вопрос не только понимания смысла всех языковых элементов, но и владение этими элементами в разговорной речи.

Речевые занятия в ДОУ

Чтобы формировать речь дошкольников, в пределах детского образовательного учреждения нужно организовать речевые занятия.

Эти занятия вводятся для того, чтобы помочь ребенку легче усваивать речь во время общения с другими людьми. Также он использует речь для познания окружающего мира, для обмена важной информацией, для игры и для контроля своего поведения.

Во время занятий дошкольники учатся соотносить свои действия с конкретными словами. Они учатся выполнять эти действия вместе с ровесниками. Они группой слушают чтение книги, смотрят фильмы, слушают музыку. Они учатся участвовать в беседе, играть в дидактические игры, петь хором. Они учатся быть внимательными, сдерживать свои чувства. Они учатся дожидаться своей очереди и не перебивать собеседника.

Во время занятий дошкольники получают новые представления. Они узнают новые слова, изучают грамматику родной речи, они учатся выполнять работу по обучению в соответствии с тем, что им говорит педагог. Также они учатся оценивать свои действия. Во время подобных занятий дети приобретают способность следить за своей дисциплиной.

Во время занятий по знакомству с миром природы, дошкольники наблюдают за множеством явлений и вещей. Они учатся обозначать их словами, называть их признаки, их отношения. Воспитатель словами называет многие явления в природе. А дети видят, что именно речь является единственным источником новых знаний. Поэтому они стремятся развить разные формы своей речевой активности. Они учатся принимать участие в диалогах, а также учатся монологической речи .

На занятиях дошкольники также активно формируют свою речь. Для этого педагог использует разные упражнения и игры. Игровая форма–подход к обучению дошкольников. Упражнения используются такие, чтобы учесть возраст детей и их особенности личности и характера.

Во время занятий по чтению книг дети знакомятся с высокоразвитым культурным художественным текстом. Воспитатель старается читать с увлечением и выражением. Нужно, чтобы дети полюбили родной литературный язык и испытывали от него эстетическое наслаждение.

Занятия должны проводиться так, чтобы дети могли замечать свои речевые особенности и соотносить их с тем, какой речь должна быть в идеале. Так дошкольники учатся самостоятельно оценивать собственную речь. Во время занятий на тему родного языка дети в старшем дошкольном возрасте подготавливаются изучать грамоту.

Развитие навыков речевого этикета

Стиль речи в дошкольном возрасте связан с развитием навыков речевого этикета. Для этого необходимо не только следить за своими словами, но и контролировать свои чувства и поведение. Например, ребенок должен быть вежливым, тактичным. Он должен уметь проявлять уважение, ценить чувство собственного достоинства каждого ровесника и выражать это тем, как он говорит. Более того, ребенок должен учиться чувствовать стиль речи. Это закладывает основу для его эстетического развития.

У педагога есть обязанность чувствовать стиль речи. Он должен уметь также осознанно анализировать средства языка, чтобы создать наиболее подходящий к ситуации и задачам стиль. А для этого необходимо обладать определенными познаниями в области лингвистики.

Это даст ему возможность выбирать нужный дидактический материал, с помощью которого можно сформировать у дошкольников хорошее чувство стиля.

Кроме того во время чтения художественных произведений,педагог должен иметь хорошую тренировку в том, чтобы правильно произносить звуки и звукосочетания. У него должна быть развитая дикция. И для этого необходимо регулярно тренировать силу своего голоса, высоту его тона, тембр и темп. Причем воспитатель должен мастерски использовать все эти компоненты для того, чтобы выражать разные чувства.

Дети будут наблюдать за тем, как то или иное чувство передается в речи педагога. Например, это важно делать во время чтения книг. Со временем дошкольники начнут имитировать стиль педагога, что позволит им развивать собственную грамотную речь.

Так рождается хорошая связная речь у детей. Причем дети будут формировать не только разговорный стиль в связной речи, но и литературный стиль.

Важно, чтобы у воспитателя были достаточно хорошо развиты навыки выразительного чтения художественных произведений и рассказывания.

Развитие речи должно уходить от спонтанных форм и переходить на целенаправленное обучение. Для этого педагог должен постоянно усложнять игры и упражнения на формирование речи. У дошкольника появляются новые навыки, он начинает лучше владеть речью и использует это на практике. Чтобы у детей расширялись возможности общения, нужно переходить вовремя на следующий уровень формирования речи.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил нам сформулировать предположение о том, что создание эффективной речевой среды в подготовительной группе детского сада будет эффективным, при соблюдении следующих условий:
— моделирование предметного пространства, способствующего речевой активности дошкольников;
— использование практических методов обучения — имитация, беседа и игровых методов;
— разработка специальных занятий для обогащения лексики, обучения грамматическим формам и т.д. (ознакомление с художественной литературой, малыми формами фольклора и т.п.)

Логоправ
Добавить комментарий

Adblock
detector