Определение речевого творчества в психолого-педагогической литературе

По мнению Е.Б. Танниковой, речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

С.В. Алабужева считает, что речь сопутствует практически всем типам деятельности детей. При этом она и сама обогащается и совершенствуется в процессе деятельности ребенка. Чем более развита речь человека, тем проще ему выражать свои мысли и познавать окружающий мир, налаживать полноценные отношения со взрослыми, контролировать собственное поведение и развивать собственную личность.

Со слов А.М. Бородич, речь состоит из процессов восприятия и порождения сообщений для того, чтобы полноценно общаться. Также сообщения могут приниматься и анализироваться для того, чтобы регулировать свое поведение и контролировать свою деятельность.

М.М. Алексеева изучает речь, как универсальный инструмент коммуникаций, как очень сложную и особенную форму организации деятельности, в которой принимают участие как минимум два субъекта: один продуцирует высказывания, а другой воспринимает их.

Т.И. Гризик и Л.Е. Тимощук рассматривают речь в качестве речевой деятельности, которая выступает в роли деятельностного акта или в типе речевой активности, которая включена в определенную неречевую активность.

А.М. Бородич в своей книге «Методика развития речи детей» даёт такое определение понятию «речевой»: «разработанные правила вербального поведения, система вербальных формул общения».

По мнению Е.Б. Танниковой, творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материалы и духовные ценности или итог создания объективно нового.

Творчество детей – это один из видов деятельности дошкольников, благодаря которой они отказываются от знакомых и привычных им видов существования мира, проводят эксперименты и создают что-то новое для других и для себя.

Согласно О.С. Ушаковой, творчество изучено как специфический тип деятельности, позволяющий создавать новые продукты духовного или материального мира.

Детское творчество может проявляться в разных типах деятельности, которыми занимаются дети. Речевое творчество – это одна из самых главных особенностей формирования речи детей.

По определению Е.М. Струниной, речевое творчество – это деятельность продуктивного вида, в результате которой появляется текст.

Это основное понятие, существующее в педагогических исследованиях в отношении тех или иных видов речевого творчество детей дошкольного возраста. В специальных текстах обычно используют также понятие «способность к речевому творчеству».

Это один из типов творческих и художественных способностей дошкольников. Эти способности универсальны. Они включают в себя способность ребенка придумывать загадки, рассказы и даже стихи. Но по прежнему не до конца изучены структура и понятие этих способностей.

Е.И. Тихеева считает, что под речевым творчеством нужно рассматривать такую деятельность детей, которая основана на связи между внешней и внутренней рефлексией литературного образа, когда ребенок создают новые словесные образы.

Речевое творчество включает в себя следующие элементы: преобразующий, аналитический и познавательный. Они связаны с мотивами детей и с тем, проявляет ли педагог внимание к личностным особенностям творческой активности ребенка.

В исследованиях Н.А. Стародубовой мы находим, что речевое творчество дошкольников подразумевает несколько типов умений: способность осмысливать и понимать тему, находить ее границы, собирать нужный материал, использовать этот материал в нужной последовательности, использовать языковые инструменты в согласии с нормами литературы и текущими задачами, продуцировать речь намеренно или спонтанно, самостоятельно находить тему для разговора, быть оригинальным, использовать нестандартные подходы к решению тех или иных творческих задач речи.

Г.М. Лямина отмечает, что речевое творчество – это деятельность ребенка, направленная на построение высказываний связного типа, которые вызываются восприятием литературных произведений, формирующий у детей способность использовать те или иные языковые выразительные средства, передающие детские впечатления от художественного вида информации.

Проблема формирования речевого творчества в образовательной системе ребенка сегодня привлекает внимание лингвистов, педагогов и психологов. Общество всегда нуждается в творчески настроенных людях, которые могут действовать активно, мыслить нестандартно, находить неожиданные решения в тех или иных жизненных проблемах.

Приобретение дошкольниками навыков творческой деятельности в речи позволяет формировать фантазию и детское воображение, внимание и память детей, развивает их восприятие, обогащает и активизирует запас слов, при этом формируется речевая структура, ребенок усваивает особенности построения отдельных предложений и связных текстов, учится активно мыслить и говорить.

В работах Н. Кондратьевой и О. Сомковой подчёркнуто, что речевое творчество – это самостоятельная активность дошкольников по построению связанных мыслей, создание личных речевых высказываний.

Они считают, что речевое творчество развивается в возрасте старших дошкольников, когда у них пополняется копилка знаний об окружающем мире. Это возможно лишь в том случае, если у детей активно развита речь, они способны мыслить образно и творчески.

Логоправ
Добавить комментарий

Adblock
detector