Особенности формирования творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

В психологии дошкольников огромную роль играет воображение. В этот период жизни воображение принимает настолько интенсивные и яркие формы, что многие исследователи рассматривают его как врожденную способность ребенка, которая со временем угасает.

При этом проблема формирования воображения хоть и привлекает внимание психологов, до сих пор остается недостаточно изученной и разработанной в психологии.

Если говорить в общем, то воображение – это способность человека перекомбинировать образы. Сущность воображения проявляется в том, что оно помогает «схватить» целое раньше его частей. Человек может создать целостный образ, опираясь лишь на небольшой намек.

Отличительной чертой воображения является своего рода отчуждение от реальности, формирование новых образов. Человек не просто воспроизводит уже имеющиеся у него представления, что является обычным свойством памяти. Психологи имеют разную точку зрения по поводу того, почему у человека имеется возможность строить новый воображаемый мир.

Д. Дьюи писал о том, что детское воображение более богато, чем у взрослых людей. А согласно С.Л. Рубинштейну, детское воображение можно оценивать только, если сравнивать его с тем, каков темп развития других процессов психики.

Интерес к этой теме связан с тем, что перед исследователями стоит задача определить, как наиболее полно раскрыть индивидуальность детей и их творческий потенциал. Современная жизнь постоянно усложняется. Она принимает все более разнообразные формы. И от людей сегодня требуются не шаблонные и привычные действия, как это было столетия назад.

Сегодня как никогда важен творческий подход к решению многих задач. Членам общества необходимо уметь самостоятельно ставить перед собой и решать новые задачи. Уже при работе с дошкольниками необходимо развивать активную творческую личность, способную формироваться и развиваться самостоятельно.

В детском возрасте человек развивается усиленно. Его сознание постоянно претерпевает изменение. Он постоянно обучается чему-то новому. Его жизнь состоит из противоречий и парадоксов, без которых невозможно представить себе процесс формирования личности.

Особенно ярко это проявляется в творческой деятельности, что позволяет полностью раскрыть ребенку собственный внутренний мир.
Творчество рассматривают как содержательную форму психологической активности. Это универсальная способность, которая обеспечивает успешное выполнение самых разных типов деятельности.

В дошкольном возрасте проще всего заложить основы для формирования творчества. Именно в этот период у ребенка происходят прогрессивные перемены. Развиваются его психические процессы, активно формируются качества личности, ребенок становится более самостоятельным, формируются его способности и наклонности.

Согласно Л.С. Выготскому, в старшем дошкольном возрасте появляется новая форма активности – творческая деятельность. Ребенок проявляет инициативу и активен в том, чтобы применять уже изученные приемы работы в отношении нового содержания. Он учится находить оригинальные способы как решать поставленные задачи, учится использовать разные типы преобразований и т.п.

Долгое время классическое обучение строится в основном на применении метода, опирающегося на репродуктивную деятельность.
Педагоги рассматривали исследовательский поиск в качестве вспомогательного подхода, применяемого в педагогическом процессе.

Подобный информационно-рецептурный подход приводит к тому, что дети утрачивают только что зародившуюся способность к проявлению поисковой активности. Это связано с тем, что их обучение в основном основывается на подражательстве и послушании. В результате ребенок теряет самостоятельность, не способен мыслить и творить сам.

Способности детей самостоятельно находить нужную информацию педагогика рассматривает сегодня как одну из важных черт поведения ребенка.

Дошкольная педагогика содержит множество теоретических разработок, посвященных формированию воображения в детском творчестве. Но вот для реализации этого на практике представлено мало методических научно обоснованных разработок.
Исследовали формирование воображения и его особенности в дошкольный период ученые Л.С. Выготский, В.Н. Дружинина, Н. Захарюта и другие.

Описывая детское воображение, как скудное или богатое, нужно иметь в виду, что на этот вопрос существуют разные точки зрения.
Одни утверждают, что воображение детей дошкольного возраста намного более богато, чем у взрослого человека. Ведь дети значительную часть своей жизни посвящают фантазиям.

Другие же считают, что раз главным источником для воображения становится практический реальный опыт жизни человека, то у детей оно принимает более примитивные и бедные формы.

Воображение детей формируется в процессе его жизнедеятельности. На него оказывают влияние условия воспитания и жизни. Формирование воображение основывается на накопленном опыте. Ребенок развивает способность мысленно комбинировать образы и образовывать таким образом новые сочетания.

Л. С. Выготский писал о том, что воображение детей формируется постепенно, в результате накопления ими жизненного опыта. Любой образ деятельности воображения, каким бы причудливым он не оказался, основан на реальных жизненных впечатлениях.
Поэтому утверждать, что детское воображение богаче, чем у взрослых людей, нелогично. Этой же точки зрения придерживаются А.И. Кириллова, Л. Мищенко и другие.

Довольно сложным считается вопрос о том, насколько богато воображение ребенка. Есть предположение, что детское воображение более богато, чем у взрослых людей. И на самом деле, дети часто любят пофантазировать: они любят сочинять истории, придумывают фантастические сюжеты, легко могут приписать камню или дереву человеческие отношения и переживания. Они часто разговаривают с вещами.

Но эти элементы, которые входят в детские фантазии, заимствуются ими из реального опыта. Например, из сказок, которые они услышали от родителей. Или из увиденных фильмов или услышанных слов.

В-общем, основой для фантазии всегда становится то, что ребенок встретил в своей реальной жизни. Новые комбинации старых образов, перенос событий и свойств с одних персонажей на другие – все это позволяет создавать оригинальные фантастические картины, которые не похожи на реальный мир.

Но любые фантастические комбинации строятся на основе реального детского опыта, на том, что они уже узнали. А так как знаний у детей пока мало, и у них бедный жизненный опыт, то и материалов для воображения значительно меньше.

Ребенок способен вообразить гораздо меньше, чем взрослые люди. Его воображение ограничивается скудными представлениями о жизни, и основываются на его примитивном жизненном опыте. Значит, детское воображение не может быть богаче, чем у взрослого. Оно намного беднее.

Но вот если говорить о роли, которую воображение играет в жизни человека, то она значительно больше для детей, чем для взрослых. Воображение намного чаще проявляется у детей, позволяет им как-бы отлетать от действительности. Особенностью детского воображения является и то, что они верят в то, что придумывают.

Реальный и воображаемый миры не имеют у них такую же четкую границу, как у взрослых людей. Эмоциональные переживания в воображаемых ситуациях так же сильны, как если бы они были реальны. И эти переживания значительно сильнее, чем у взрослого человека.

У детей от трех до пяти лет вполне может быть свойство оплакивать потерю колобка или козлика. Они могут начать угрожать злому волшебнику в спектакле, стараться его даже побить, придумать способ спасти зайчика от волка. Воображаемое пространство вызывает у детей мощный поток эмоций. Дети на самом деле переживают о том, что может стать угрозой для воображаемого персонажа.

Известно то, что взрослые люди часто в воспитательных соображениях вводят в сознание детей выдуманных персонажей: злых героев, которые могут забрать непослушного ребенка. Придумывают и добрых фей, которые могут дарить хорошие подарки и творить чудеса. Все эти персонажи для ребенка являются реальными героями. Они на самом деле испытывают страх перед Бабой Ягой и ждут добрую фею.

Если старшие дети начинают жестоко шутить, говоря, что сейчас прилетит Баба Яга, ребенок может начать плакать и панически бросается в бегство. Даже когда дети находятся дома, они могут испугаться воображаемого события. Многие детские страхи связаны как раз с тем, какой силой и живостью обладает воображение ребенка.

Повышенная эмоциональность – это главная черта воображения в детском возрасте. Выдуманные персонажи становятся для детей значимыми и начинают существовать в его сознании наравне с реальными людьми.

Одна из наименее изученных проблем в психологии – это вопросы механизмов творческого воображения детей дошкольного возраста. О.М. Дьяченко посвятил этой теме свои исследования. Он выяснил, какими особенностями обладает детское воображение на разных этапах развития.

Воображение детей с самого раннего возраста обладает двумя главными функциями: аффективная и познавательная. Главная задача познавательного воображения – это мысленное воссоздание реальности, достраивание представлений о мире, приобретение новых впечатлений. Воображение позволяет детям творчески осмыслить схемы действий людей, выстроить целостные образы каких-либо событий или явлений.

Аффективная же функция воображения связана с тем, чтобы утверждать и защищать собственное «Я». Эта защита может осуществляться разными путями. Во-первых, когда ребенок множество раз воспроизводит травмирующее его событие. Это позволяет ему как бы отстраниться от него и увидеть его со стороны.

Во-вторых, дошкольники продуцируют воображаемые ситуации, в которых стараются утвердить себя. Это помогает им чувствовать себя смелыми и сильными, умелыми и ловкими, даже в какой-то мере всемогущими. Многие детские фантазии о совершаемых победах и успехах, например фантазии о том, как можно спасти Кая или Иванушку, основаны на этой функции.

Когда дети подражают действиям взрослых, они начинают уже с раннего возраста использовать бумагу и карандаши, чтобы создавать каракули. Постепенно дети уходят от бездумного чирканья и начинают осознавать функцию карандаша. Так движения ребенка приобретают черту осознанности и точности. Начинается период изобразительной деятельности.

Рисунки появляются в жизни ребенка, когда тот начинает связывать собственные каракули с предметами и осознанно начинает создавать воображаемые предметы с помощью карандаша на бумаге.

Чтобы начать изобразительную деятельность, можно словесно формулировать намерение. Желание изобразить знакомые ему графические образы проявляется в кругоподобных кривых, с помощью которых дети изображают дядю или тетю и т.п.

Со временем эти картинки перестают удовлетворять детей, и они начинают находить новые графические образы. Так появляются головоногие существа на бумаге.

Большой скачек в формировании ребенка отражается и в изменении процесса рисования, который происходит в дошкольный период. При помощи взрослых дети начинают рисовать деревья, дома, машины, цветы. Дошкольник учится преодолевать шаблоны и сам рисует то, что ему интересно.

Все, что только можно вообразить и нафантазировать, дети пытаются нарисовать. Многие из них интересуются фантастическим миром. Они с удовольствием рисуют принцесс и волшебников, колдунов и фей. Дошкольники также рисуют то, что с ними происходит в реальной жизни. Рисование принимает форму игры. С помощью изобразительной деятельности дети осваивают свое социальное окружение, а также мир, в котором они живут.

Изобразительное творчество позволяет создавать фантастические образы, используя элементарные приемы. Ребенок меняет цвет, искажает формы, создает необычные расположения предметов. Эти образы еще пока бедны и не выразительны.

Но постепенно содержательность рисунков растет. Дети начинают рисовать фантастические автомобили. Для этого они прибегают к таким методам, как комбинирование и олицетворение, агглютинацию и парадоксы. Содержания рисунков часто заимствуется из литературных произведений. Старшие дошкольники в своих рисунках придумывают все более оригинальные образы.

Все нужные качества воображения рождаются не спонтанно. Взрослые могут оказывать на этот процесс целенаправленное систематическое влияние. И влияние это должно помогать детям уточнять и обогащать их восприятие окружающего мира. Не стоит использовать метод навязывания ему готовых решений.

Дети должны научиться самостоятельно знакомиться с действительностью, чтобы изображать ее, формировать способность оперировать разными образами, чтобы создавать на их основе что-то новое. Необходимо развивать у дошкольников познавательные интересы.

Если же эта работа не будет проводиться с ребенком, то его воображение будет развиваться медленно. В результате при поступлении в школу дети не смогут усваивать учебный материал, который подразумевает хорошее развитие воображения. В этом возрасте уже должны быть развиты такие психические процессы, как рефлексия, внутреннее планирование и произвольность.

С помощью этих новообразований у ребенка рождается произвольность в творческом воображении. Так начинает формироваться целенаправленность, замыслы ребенка приобретают устойчивые черты, его образы становятся более наглядными и динамичными, приобретают яркие эмоциональные окраски. Все это способствует творческой переработке представлений.

Творческое воображение детей обладает некоторыми возрастными особенностями. Заметно то, что дети в одной и той же группе могут по-разному проявлять себя во время творческой активности. Созданные ими образы также индивидуальны. Когда дети создают песни и сказки, танцы и рисунки – во всем этом прослеживаются индивидуальные черты.

Н.И. Стрелянова изучала индивидуальные особенности творческого воображения дошкольников в изобразительном искусстве. Она выделила четыре группы дошкольников, которые различаются по своим индивидуальным проявлениям в рисовании: медленные и быстрые преобразователи, медленные и быстрые воссоздатели.

Рассмотрим каждый этот тип подробнее.

Медленный преобразователь. Воображения ребенка направляется на преобразование во время работы по аппликации и рисованию. Ребенок создает медленно образы, предварительно он их долго обдумывает. Обычно эти дети гораздо дольше работают над созданием собственных аппликаций и рисунков. Изобразительные линии тонкие и робкие. Но со временем они становятся более яркими и уверенными. Причем ярко выражаются главные образы, и менее насыщенным становится фон. Дети увлечены работой, легко и быстро обучаются.

Быстрый преобразователь. Воображение приобретает заметную направленность на преобразование объектов. Ребенок быстро формирует образы. Дошкольники гораздо быстрее выполняют свои аппликации и рисунки. Линию на рисунки они изображают резко, сильно нажимая на карандаш. Штриховка приобретает смазывающие свойства. Яркость и резкость раскрашивания усиливается по мере приближения к завершению работы. Дети работают увлеченно. Особенно продуктивны их действия в первые минуты занятия. Они легко и быстро обучаются.

Медленный воссоздатель. У детей воображение направлено на воссоздание и повторение. Очень медленно формируются образы. Дети в основном работают по созданию образов дольше, чем другие их ровесники. Изобразительные линии робкие и тонкие, особенно в первых работах для каждого задания. Все элементы изображения одинаковые по силе нажима. Штрих очень аккуратный. Главное содержание более ярко раскрашено, чем фон. Дети осваивают изобразительную деятельность медленными темпами.

Быстрый воссоздатель. У дошкольников воображение направлено на повторение и воссоздание. Их образы довольно быстро формируются. Работу выполняют достаточно быстро наравне с большинством ровесников. Линия изображения резкая, нажимают на карандаш сильно. Штриховка приобретает смазывающие свойства. По мере приближения к завершению работы яркость и резкость увеличивается. При этом процесс обучения протекает медленно.

Таким образом, у детей дошкольного возраста наблюдаются разные проявления творческого воображения. Поэтому и условия их развития в дальнейшем будут своеобразны для любого вида деятельности. Формируя воображение с ранних этапов развития, мы не просто положительно воздействуем на процессы познания и творчества, но и оказываем благоприятное воздействие на формирование личности детей.

У детей старшего дошкольного возраста творческое воображение имеет свои особенности. Старший дошкольный возраст (6-7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В данном возрасте совершенствуются все психические процессы, в том числе и воображение.

Логоправ
Добавить комментарий

Adblock
detector