Навыки словоизменения и средства их формирования

Коррекционная работа по развитию способности к словоизменению решает следующие задачи:

  • формирование представлений об основных окончаниях русского языка;
  • формирование способности правильно подбирать нужное окончание;
  • доведение до автоматизма навыка по изменению формы слов;
  • внедрение этого навыка в самостоятельную речь дошкольника.

Ознакомление детей с частями речи

Во время проводимых занятий дети начинают активно пользоваться и другими частями речи. К моменту поступления в школу большинство детей должны владеть большей частью существующих союзов и предлогов, правильно использовать местоимения и работать с наречиями.

Необходимо, чтобы дети умели правильно объединять слова в фразе. Также они должны быть способны формулировать мысли в виде не только простых, но и сложных предложений. В зависимости от цели высказывания ребенок должен уметь правильно подобрать предложение. Например, он должен хорошо работать с построением вопросительных предложений.

Также требуется активное использование в речи повествовательных предложений. А в случае необходимости дошкольник должен уметь строить побудительное предложение. Важно не просто грамматически верно построить слова в предложении, но правильно окрасить его эмоциями и интонацией.

Чтобы конкретные формы словоизменения усваивались более точно и прочно, используется метод многократного повторения. Лучше всего внедрять эту задачу в программное содержание.

Например, можно просить детей объяснять значения разных слов. Попросить ребенка ответить, что означает слово воробьишко.

Словесные игры

Лучший способ закрепить материал – это организовать словесные игры.

Чтобы лучше запомнить названия разных животных, можно чаще рассматривать с ребенком книги и картинки на тему животных.

Намного сложнее обучить ребенка разным профессиям. Ведь для обозначения профессии используются такие методы словообразования, как добавление к разным частям речи суффиксов и других флексий важно, чтобы ребенок умел выделять из слова его части, а затем ими оперировать для образования новой формы слова.

Для понимания, с какими профессиями знаком ребенок можно проводить игры на эту тему, задавать вопросы: кто это? Кем ты хочешь быть? Кем работают твоим родители?

Детей учат работать с однокоренными словами, имеющими родственное значение. Важно, чтобы эти слова не просто имели одинаковый корень, но и были близки по смыслу.

Еще один навык, который должны приобрести дошкольники – это правильно организовывать сравнения разных прилагательных. Например, грязный – грязнее – грязнейший.

Также важно проводить короткие упражнения длительностью не более шести минут, во время которых ребята образовывают от существительных прилагательные, используя основу, образование женского или мужского рода с помощью суффиксов, работу с притяжательными прилагательными.

Так как дошкольники начинают осознавать специфику своей и чужой речи, они приобретают чувствительность к родному языку, поэтому нужно более широко применять проблемные вопросы.

Словотворчество в развитии речи

Многие исследователи для определения уровня развитости словообразовательных способностей обращают внимание на словотворчество дошкольников, которое наглядно демонстрирует чувство языка ребенка.

Дети более живо и предметно используют слова. Их речь более гибкая и пластичная. Она постепенно наполняется все большим количеством оттенков и значений. Дети легко используют заложенную в язык творческую силу. Для этого им приходится усваивать существующие грамматические и лингвистические закономерности.

Ребенок неосознанно начинает использовать имеющийся у него флексийный потенциал. Большинство взрослых не понимают этого, так как привыкли использовать речь для простой передачи информации. Интересно, что ребенок проявляет себя в словотворчестве не просто так – он как бы бросает вызов взрослым людям, хотя и опирается при образовании слов на имеющийся общественный опыт, но не ограничивается лишь им.

Ребенок часто ставит речевые опыты, которые изобилуют множеством ошибок.

С точки зрения Л.Романенко, эта игра, являясь главным видом деятельности для дошкольников, играет большую роль для формирования способности к словоизменению у дошкольников с ОНР.

Это позволяет развивать познавательные способности у дошкольников, ведь игровая деятельность – это не просто способ интересно провести время. Игра позволяет расширить свои представления об окружающем мире, усовершенствовать способность внимательно за ним наблюдать и делать выводы.

Игровые занятия в речевом развитии детей с ОНР

Во время игровых занятий дети учатся производить сравнения предметов. Сравнивая, они обращают внимание на внешние признаки: они сравнивают размеры, форму предметов, их цвет. Также на ощупь они оценивают различные свойства предметов.

Когда речь идет о детях с ОНР, то игровые занятия особенно важны. Ведь они не просто оказывают влияние на развитие разных речевых аспектов, но и положительно воздействуют а психическое развитие, что очень важно для этих детей.

Дети в процессе игры постоянно общаются друг с другом, они должны комментировать свои действия, корректировать чужие. Все это закрепляет способность к инициативной речи, улучшает разговорную речь детей, пополняет их словарный запас, помогает развивать грамматически верный строй речи.

Особенно положительно воздействуют на этих детей игры, которые проявляются в инсценировки разных сюжетов. Это драматизации. Также можно успешно использовать во время игр пение и хороводы. Это позволяет согласовывать движения с речью и помогает запоминать тексты песен и движения.

Использование дидактических игр в развитии речи

Особенно полезны и нравятся детям сюжетные игры. Также активно используются дидактические игры и игры, в которых требуется активно двигаться.

Дидактические игры – это самый мощный способ воздействия на детей в педагогических целях. Ведь игра – это главный вид деятельности ребенка. Поэтому это позволяет совмещать две цели. Во-первых, игры несут обучающие функции, что позволяет достичь своей цели педагогу. Во-вторых, они позволяют ребенку заниматься любимым занятием – играть.

Дошкольные игры дают возможность сочетать самостоятельность и свободу с выполнением правил. Несмотря на то, что игры очень разнообразны по своему содержанию и способу действий, у них есть общие черты: дошкольники должны сами определить тему игры, они развивают сюжетную линию, они сами распределяют между всеми роли. Если организовать игру по этим принципам, то это позволит формировать фантазию детей, помогает им быть более самостоятельными и активными.

Дидактические игры – это прекрасный способ воспитывать детей и передавать им новые знания. Именно в процессе игровой деятельности дети наиболее ярко проявляют свои речевые способности и одновременно развивают их. Процесс изучения словоизменения происходит в естественной обстановке и непринужденно для детей.

Развивая речь ребенка, нужно как можно активнее использовать дидактические игры и игры с игрушками, представляющими разные образы.

Словесные игры помогают дошкольником правильно описывать предметы, отгадывать предметы по описанию, находить сходства и отличия, дети учатся размышлять о субъектах, с которыми в данный момент не контактируют. Главное требование для таких игр – это то, что ребенок должен слышать речь, обращенную к нему, и сам говорить в ответ.

Согласно О.А. Новиковской, дидактические игры позволяют полноценно изучить окружающий мир, приобрести опыт в общении на родном языке. Игры могут быть чисто словесными, могут быть настольными или просто играми с игрушками. Обсудим особенности некоторых из них.

Согласно автору, настольные печатные игры позволяют работать на практике не с обычными предметами, а с их образами на картинках. Это могут быть различные домино, лото, картинки, нарисованные на кубе. Работа с кубиками позволяют развивать моторику пальцев, что активизирует речевые процессы. Для речевого развития особенно полезны дидактические и словесные игры. Это позволяет детям поддерживать общение о предметах, с которыми они непосредственно в данный момент не вступают во взаимодействие.

Согласно  работам В.П. Балобановой, дошкольник во время словесных игр легче осваивает способы описания предметов, также он начинает отгадывать вещи по описанию, учится находить отличия между субъектами и их сходства, может объединять разные предметы в группы на основании определенного признака, учится находить ошибки в логике, учится составлять рассказы и небылицы.

Подготовка дидактической игры

Чтобы успешно подготовиться к дидактической игре по словоизменению, нужно выполнить следующие шаги:

  • выбрать те игры, которые максимально соответствуют поставленным задачам: позволяют сделать более глубокими знания ребенка, формировать его сенсорные способности, развивать психические процессы, связанные с речью;
  • привести игру в соответствие с программой образования в пределах детского сада и с возрастом детей в группе;
  • выбрать место, которое лучше всего подойдет для игры так, чтобы не мешать другим детям.

Для изучения способов словоизменения необходимо использовать приемы, которые позволяют стимулировать языковые процессы. Важно понимать, что словоизменение не осваивается синхронно, поэтому проводить обучение нужно последовательно и по этапам.

Важно уделить внимание тому, чтобы поощрять словотворчество у дошкольников. Они должны уметь проводить простейший анализ чужих, грамматически верно формулировать свои мысли, должны видеть связи между разными словами в фразах, самостоятельно выступать в качестве речевого творца и создавать грамматически верные синтаксические конструкции.

Для занятий нужно выбирать такой речевой материал, который дал бы возможность дошкольникам сравнивать разные формы. Вместе со сложными формами нужно использовать легкие, которые дети хорошо усваивают.

Это позволит ребенку сразу же ориентироваться в разных способах изменения слова, а не просто запоминать лишь одну начальную форму этих слов.

Для более точного изучения словоизменения нужно многократно с дошкольником повторять трудные для усвоения формы. Для этого нужно использовать имеющееся программное содержание.

Для объяснения принципов словообразования можно использовать раскрытие значения слов. Например, «песочница потому, что в ней хранится песок».

Во время игры дети множество раз повторяют разные формы слов, что способствует успешному их запоминанию.

Чтобы дошкольник мог самостоятельно изменять слова, нужно, чтобы он хорошо понимал чужую речь. Поэтому нужно особое внимание уделить формированию слухового восприятия речи. Также нужно пополнять ум детей знаниями, пополнять их лексический словарь, помогать им усваивать больше мотивированных терминов, а также наполнять грамматическими средствами их речь.

Однако обычное запоминание слов не очень продуктивно для усвоения процесса словоизменения. Нужно помочь ребенку понять работу механизма по изменению формы слова. Поэтому нужно помогать детям работать с суффиксами и другими флексиями.

Итак, дидактическая игра – это один из самых мощных способов усвоения дошкольниками разных методов словообразования. Динамичность сюжета, эмоциональная вовлеченность ребенка в учебный процесс – все это дает возможность с удовольствием усваивать сложные для дошкольников речевые модели. Дидактические игры должны быть разнообразными и закрывать разные потребности малышей.

Логоправ
Добавить комментарий

Adblock
detector