«Бедность не порок» — главные герои и анализ произведения

История создания

Писать эту комедию Островский начал 22 августа 1853 года и закончил в конце октября того же года. Пьеса писалась в ту пору, когда Островский под влиянием славянофильского окружения, в котором он оказался, сотрудничая в «Москвитянине», отходил от своих демократических позиций, ярко проявившихся в его первых обличительно-сатирических пьесах. Достоверно показан драматургом святочный народный обряд. Великолепен язык комедии.

бедность не порок главные герои

Главная идея пьесы

В ранее написанной пьесе Островского  «Свои люди — сочтемся» купечество сатирически обличалось.

А в пьесе «Бедность не порок» купечество рисовалось светлыми красками, но высмеивалось за нелепое подражание  модным западным тенденциям в  жизни русского купечества.

Поэтому комедия «Бедность не порок» вызвала в критике страстные принципиальные споры. Славянофильская критика приветствовала пьесу, видя в ней отражение своей идейной направленности.

Было бы ошибочно ограничивать идейный смысл комедии «Бедность не порок» лишь идеализацией купечества и противопоставлением старинных нравственно-бытовых традиций цивилизации. Идейный смысл этой пьесы более глубок и широк.

Главные герои

Драматург подвергался влиянию реакционно-славянофильских идей, но не становился последовательным их защитником. Он не порывал окончательно своих связей с жизнью, с ее правдой. И это нашло отражение в его пьесе.

Ему удалось прекрасно изобразить хищного стяжателя, бессердечного эгоиста, усвоившего внешнюю сторону цивилизации, но оставшегося глубоко чуждым истинному просвещению — это фабриканта Коршунов. Ярко и выпукло изображен купец Торцов, стремящийся перенять западную моду.

Жизненно верен здесь образ бедного приказчика Мити, трудолюбивого, доброго, непосредственного, стремящегося к просвещению. Во многом убедителен и образ Любима Торцова,брата купца Торцова, который своим горьким жизненным путем дошел до той истины, что бедность — не порок, и стал защитником правды, честности, гуманности. Хороши тут и образы скромной девушки-умницы Любови Гордеевны, дочери купца Торцова, веселой Анны Ивановны, Егорушки.

Революционно-демократическая критика

Позиция М. Чернышевского

Но для революционно-демократической критики комедия эта пьеса явилась доказательством того, что Островский, повернув в пьесе «Не в свои сани не садись» на идейно ложный путь, продолжал идти по нему. Перед этой критикой встала задача — спасти талантливого писателя. М. Чернышевский выступил с очень резкой, педагогически предостерегающей статьей.

Придавая большое значение «прекрасному дарованию» Островского, критик призывал драматурга оставить «ту тернистую тропу, которая привела его к пьесе «Бедность не порок». Статья Чернышевского не прошла бесследно для Островского, она помогла ему освободиться от ложных влияний, губивших его талант.

Спасая Островского, стремясь вывести его на правильный путь, Чернышевский явно преувеличил недостатки комедии «Бедность не порок».

Мнение Добролюбова

Добролюбов писал об этой комедии уже в ту пору, когда Островский окончательно преодолел влияние славянофильских идей, и поэтому он указывал главным образом уже на положительные ее стороны.

Наличие жизненной правды, проявляющиеся в пьесе вопреки ее ложной славянофильской тенденции, обусловило ее большую покоряющую художественную силу, то, что она сохраняет и в наше время свое познавательно-воспитательное значение и доставляет нам подлинно эстетическое наслаждение,

Выход отдельным изданием

Впервые пьеса «Бедность не порок» вышла отдельным изданием в 1854 году в Москве. Драматическая цензура разрешила ее к представлению из сцене 17 декабря 1853 года.

 

У нас на сайте можно найти материалы и по другим произведениям Александра Островского: А.Н. Островский «Гроза» — очень кратко, А. Отровский «Бесприданница» — очень кратко

Логоправ!