Обстоятельства меры и степени

К обстоятельствам образа действия близки обстоятельства меры, а также обстоятельства степени. Многие авторы учебных пособий и сейчас объединяют в один разряд все три обстоятельства: образа действия, меры и степени, или обстоятельства образа действия и степени считают одним членом предложения, или не разграничивают обстоятельств меры и степени.

Разграничение этих трех разрядов обстоятельств в школьной практике приводит иногда к такому синтаксическому разбору: Коля написал много, но очень небрежно. Коля написал сколько?Много — обстоятельство образа действия, меры и степени. Коля написал к а к? Небрежно — обстоятельство образа действия, меры и степени. Небрежно насколько? в какой степени? Очень — обстоятельство образа действия, меры и степени.

Сразу видна нелепость такого синтаксического разбора предложения, несмотря на то что вопросы ученик ставит правильно. Три совсем разных вопроса к выделенным членам предложения вскрывают разную их синтаксическую природу. Вопрос сколько? показывает, что между подчиненным словом много и подчиняющим словом читает — количественные отношения, т. е. подчиненное слово обозначает меру действия. Значит, много — обстоятельство меры. Вопросы насколько? в какой степени? свидетельствуют, что слово очень выражает степень качества, названного наречием небрежно, и является обстоятельством степени. А слово небрежно, обозначающее качество действия, как уже было выяснено выше, нужно считать обстоятельством образа действия. Следовательно, обстоятельство образа действия, обстоятельство меры и обстоятельство степени — три самостоятельных члена предложения, хотя и близких между собой.

Обстоятельства меры выделяли некоторые авторы дореволюционных учебников для средней школы. В учебнике для педучилищ, в пособиях для вузов, в «Грамматике русского языка» (Изд-во АН СССР) обстоятельства меры рассматриваются как особый член предложения.

В «Грамматике современного русского литературного языка» (1970 г.) среди других видов синтаксических отношений в словосочетании выделены также и отношения, в которых зависимое слово имеет значение меры.

Какие есть основания для выделения обстоятельств меры в самостоятельный второстепенный член предложения? Прежде всего, синтаксическое значение, отличное от значения обстоятельств образа действия. Обстоятельства меры обозначают количественный признак действия, т. е. выражают меру действия, меру времени, меру пространства, меру веса, меру стоимости, поэтому обстоятельства меры по разновидностям значений можно разделить на следующие подгруппы:

  1. Обстоятельства меры, обозначающие количество сделанного. Например: Раз десять бегал я на почту и сдавал телеграммы (Т. Борисов). Сюда же: сделал мало, принес немного, ходил дважды, увеличил втрое, добыча выросла в несколько раз. К выделенным обстоятельствам можно поставить вопросы: сколько? как много? сколько раз? во сколько раз?.
  2. Обстоятельства, обозначающие меру времени. Напр.: 

1) С запада прояснилось, и чистая заря долго горела над лугами (К. Паустовский); 

2) Женщина на минуту прекратила работу (Л. Первомайский). 

Еще примеры: 

Сохранил молодость до пятидесяти лет; Он целый день занят; Ждали его четверть часа; Дров запасли на всю Зиму; Я жил два дня у брата. 

К выделенным обстоятельствам можно поставить вопросы: как долго? сколько времени? на Сколько времени?

  1. Обстоятельства, обозначающие меру пространства, 1) Сел Балда на кобылку верхом Да версту проскакал, так что пыль столбом (А. С. Пушкин); 2) Улица тянулась… верст на пять (А. П. Чехов). Сюда же: прошел 10 километров, отступил на шаг, отодвинулся на пять метров, пробежал около мили и т, п. Обстоятельства со значением меры пространства Отвечают на вопросы: сколько? и насколько? (на) какое расстояние?.
  2. Обстоятельства, обозначающие меру стоимости меру веса. Напр.: 1) Свадьба две тысячи стоила (А.П. Чехов); 2) Каждый такой кусок… весит многие сотни пудов (В. Гаршин),

Обстоятельства степени — это самостоятельный член предложения. Количественное значение, которое роднит обстоятельства меры и обстоятельства степени, все-таки различно. Напр.: Бескрайне велик, сложен, запутан мир, в котором живет человечество (В. Тендряков). Наречие бескрайне обозначает не количество действия, не меру времени или пространства, а степень качества, выраженного прилагательными велик, сложен, запутан, К нему не подходит вопрос сколько? сколько раз?, а только вопрос: Насколько, в какой степени велик, сложен и запутан мир?

Некоторые обстоятельства, выраженные такими качественными наречиями, как громко, быстро, замечательно, смело, особенно в форме компаратива, близки к обстоятельствам степени. Это дало повод некоторым лингвистам включить в разряд обстоятельств степени такие случаи: 1) Бубенчики еще глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад (Л. Н.Толстой); 2) Наши идеи растут, они ярче разгораются… (М. Горький). Медленно гасли последние звезды (Е. Поповкин). Однако ясно, что выделенные обстоятельства и в положительной и в сравнительной степени обозначают качество действия, а не степень его проявления, к ним можно поставить вопрос как? каким образом? и нельзя: Бубенчики звенели на сколько? Звезды гасли в какой степени?

Отчетливо и бесспорно значение степени выражается наречиями очень, совсем, совершенно, сильно, полностью, целиком, весьма, слишком, настолько. Неморфологизованные обстоятельства, заменяемые этими, морфологизованными, всегда являются обстоятельствами степени. Например: Бывают дни, когда все твое человеческое существо напрягается до предела… (Л. Соболев). Напрягается насколько? до какой степени?До предела — обстоятельство степени. Сравните : Напрягается сильно.

Обстоятельства меры, как видно из примеров, которыми мы иллюстрировали этот член предложения, относятся только к глаголу. Обстоятельства степени тоже могут относиться к глаголу. Например: Образцовые товарищи иногда очень раздражают (А. Крон). Но чаще они уточняют качественные прилагательные и наречия:

  1. Самоуверенный человек уверен, что он очень хорош.(А. Крон);
  2. А сейчас Насте было просто интересно, ну до того интересно! (Ф. Вигдорова); 
  3. Учился, однако, Федор прилежно и более чем успешно закончил школу крестьянской молодежи (М. Алексеев).

Иногда обстоятельства степени уточняют существительное именную часть сказуемого: 1) Ты теперь совсем молодец; 2) Отец сегодня что-то сильно не в духе.

Обстоятельства степени могут выражаться словосочетанием, возникшим в результате фразеологизации придаточного предложения: 1) Я отнял ствол от ружья и затрубил что было мочи (М. Пришвин); 2) Капитан ругал виноватого на чем свет стоит … (В. Г. Короленко); 3) Крылатов был счастлив как никогда (М. Бубеннов). Каждое из выделенных обстоятельств можно заменить бесспорным обстоятельством степени сильно или очень.

Б. М. Галкина-Федорук, разбирая достоинства и недостатки учебного пособия А. Н. Гвоздева, заметила:

«Выделение же обстоятельств меры и степени следовало чем-то обосновать и подкрепить, иначе ‘напрашивается вопрос, почему не выделены из обстоятельств образа действия обстоятельства манеры действия, подобия действия и т.д.»

На это замечание можно ответить так: обстоятельства, означающее «манеру действия», «подобие действия», «способ действия» и т. д., нельзя выделять в качестве самостоятельных членов предложения потому, что все они объединены общим значением образа действия, которое выявляется при помощи синтаксического вопроса как? каким образом?. Кроме того, каждое из названных разновидностей значений обстоятельств образа действия не имеет своего морфологического ядра. Морфологической опорой всех разновидностей обстоятельств образа действия является разряд качественных наречий на -о, -е.

Обстоятельства меры имеют свое синтаксическое значение — они выражают меру количества, времени, пространства, веса, стоимости. Это значение легко обнаруживается вопросами сколько? на сколько? сколько раз? как долго?, которые нельзя поставить к обстоятельствам образа действия. Кроме того, обстоятельства меры имеют свои, морфологизованные способы выражения при помощи наречий меры: много, мало, столько, вдвое, втрое, трижды, четырежды и т. п.

Обстоятельства степени отличаются от обстоятельств образа действия тем, что характеризуют подчиняющее слово с количественной стороны, что совершенно не свойственно обстоятельствам образа действия. Обстоятельства степени отличаются от обстоятельств меры тем, что обозначают степень качества, реже степень действия, выявляемую посредством вопросов насколько? в какой степени? до какой степени?, которые нельзя поставить ни к обстоятельствам образа действия, ни к обстоятельствам меры. Кроме того, обстоятельства степени имеют свой морфологический «стержень» — наречия: очень, совсем, совершенно, целиком. сильно, слишком, настолько и др.

Следует ли в школе разграничивать эти три вида обстоятельств: образа действия, меры и степени? Думаем, что следует. Неверно было бы считать, будто объединение в одну группу разных синтаксических явлений облегчает усвоение материала, Наоборот, оно затрудняет восприятие, вносит неуверенность в анализ других явлений: ведь если к одному члену предложения можно поставить вопросы: как? каким образом? сколько? сколько раз? как долго? насколько? в какой степени?, то почему нельзя к другому члену поставить вопросы; почему? зачем? с какой целью? при каком условии? несмотря на что?

 

Оценки
( Пока оценок нет )
Логоправ!
Добавить комментарий