Из опыта работы по диагностике культуры речи учителей

Для изучения эффективности условий формирования культуры речи учителей начальных классов на базе МАОУ СОШ №__ города ______________ было проведено экспериментальное исследование. В эксперименте участвовали учителя школы в количестве 35 человек.

Эксперимент состоял из трех этапов:

  1. Первый этап – диагностика сформированности культуры речи учителей начальных классов.
  2. Второй этап – реализация программы формирования культуры речи учителей начальных классов.
  3. Третий  этап – разработаны рекомендации по формированию культуры речи учителей начальных классов.

Для изучения культуры речи учителей начальных классов использовались следующие критерии и показатели:

Таблица 1 – Критерии и показатели культуры речи

КритерииПоказателиМетодики
когнитивныйпредставления о культуре речи, знание литературных норм языкатест, разработанный В.Ф. Ряховским
деятельностныйвладение нормами общения, употребление в речи нормативной лексикиМетодика Л.М. Митиной

Были определены три уровня сформированности культуры речи учителей начальных классов:

  • Низкий уровень – не знает всех норм литературных норм, не использует их в своей профессиональной деятельности.
  • Средний уровень – учитель недостаточно умело выбирает стиль и средства общения, не стремится к употреблению литературных норм языка.
  • Высокий уровень – знает нормы литературного языка. учитель умеет выбирать стиль и средства общения с окружающими.

Для определения уровней сформированности культуры речи учителей начальных классов были использован тест, разработанный В.Ф. Ряховским.

Испытуемый должен был отвечать на вопросы словами: да (2 балла), нет (1 балл), иногда (0 баллов).

По количеству набранных баллов можно судить об уровне культуры речи:

  • 30 – 32: очень низкий;
  • 25 – 29: низкий;
  • 19 – 24: средний;
  • 14 – 18: выше среднего;
  • 9 – 13: высокий;
  • 4 – 8: очень высокий;
  • До 4: болезненно высокий уровень.

Таблица 2 – Результаты методики Ряховского

Высокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень
28%20%52%

В результате полученных данных мы смогли выделить несколько уровней развития коммуникативной культуры. 52 % обладают низким уровнем. Они были замкнутыми и неразговорчивыми, предпочитали находиться в одиночестве. Потребность в новых контактах выводит их из состояния равновесия.

Они понимают эту свою особенность и недовольны собой.

У 20 % наблюдался средний уровень. Они достаточно общительны и чувствуют себя спокойно в незнакомой обстановке. И все же им немного сложно общаться с новыми людьми, принимать участие в диспутах и спорах. Иногда в их высказываниях наблюдается сарказм, который не имеет под собой основания.

13 % испытуемых проявили коммуникабельность выше среднего уровня. Эти педагоги достаточно общительны, они с удовольствием слушают интересных собеседников, терпеливы при общении с другими людьми, не раздражаются, когда отстаивают свою точку зрения. Они легко идут на контакт с незнакомцами. При этом не очень любят шумные компании.

28 % испытуемых продемонстрировали высокий уровень коммуникабельности. Они очень общительные, разговорчивые, могут высказываться по разным вопросам, с желанием знакомятся с новыми для них людьми, хотят быть в центре внимания, часто раздражаются и медленно успокаиваются.

Методика, которая была разработана Л.М. Митиной, позволяет изучить особенности коммуникаций, взаимосвязи элементов коммуникативных способностей между собой.

Изучать коммуникацию педагога можно с помощью разных методов в зависимости от интересов этого человека. При этом с точки зрения психологии, лучше анализировать коммуникативные способности с помощью комплексной психодиагностики.

Особенности комплексного подхода проявляются в том, что их использование дает возможность проводить разные аналитические операции, отвечать на вопросы о положительных и отрицательных характеристиках поведения педагога в процессе общения, что позволяет наиболее полно оценить коммуникативные способности преподавателя.

Более того, перспективное планирование работы с преподавателем включает в себя множественные исследования с помощью комплекса методик через некоторые промежутки времени, что дает возможность следить динамику этих же психологических особенностей и вовремя реагировать на изменения.

Примерная схема изучения педагогических коммуникаций

  1. Стиль общения с учениками:
  • стиль руководства;
  • преобладающий стиль общения;
  • продуктивность общения;
  • соответствие стиля возрастным особенностям детей;
  • соответствие стиля психологическим особенностям самого преподавателя;
  • уровень общения с учениками (манипуляции, стандартизированный, примитивный, игровой, духовный, деловой, игровой).
  1. Стиль отношения педагога к ученикам:
  • определение преобладающего стиля коммуникаций;
  • интенсивность общения;
  • позиция педагога при контакте с учениками (взрослый, родитель, ребенок, рядом, сверху, снизу);
  • соответствие стиля отношений особенностям учеников.
  1. Средства коммуникаций:
  • особенность речи педагога;
  • особенность вербальных средств коммуникаций;
  • определение операций педагогических коммуникаций;
  • адекватность используемых средств общения, их соответствие тому, каково содержание занятия.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что для определения уровня речевой культуры подходят следующие критерии:

  • нормированность;
  • логичность;
  • точность;
  • последовательность;
  • выразительность;
  • богатство и разнообразнее;
  • эстетичность.

От того, насколько хорошо сформированы эти качества, зависит и степень развития культуры будущих учителей. Поэтому мы выделили несколько уровней монологической речи, о которых напишем ниже:

  • Высокий: Педагог с высоким уровнем речевой культуры имеет речь, соответствующую нормам русского языка, правильно расставляет ударения, обладает выразительной и эмоциональной речью.
  • Средний уровень: испытывают сложности в выборе слов, при этом сама речь у них выразительна и нормативна. Им с трудом даются сложные и длинные речи. Но их речь логична, в ней наблюдаются признаки цельного текста.
  • Низкий уровень: испытывают затруднения в построении речи, их речь неточна и нелогична. Она не насыщена эмоциями. Часто человек сам не понимаем, о чем он говорит. Поэтому и слушатель также не может полностью ее понять.

К сожалению, сегодня нечасто можно встретить методики, которые позволяют определить уровень речевой культуры педагогов, ведь многие авторы думают, что лишь при личной беседе и при долгом наблюдении можно провести диагностику речевой культуры. Поэтому мы использовали работу американского ученого Поля Л. Сопера.

С помощью его методики можно определить, насколько разнообразна и нормирована речь человека. Слушатели должны оценить речь говорящего. В опросных листах они должны написать, насколько часто используется тот или иной аспект исследования, насколько часто он использует прилагательные и существительные, а также слова-паразиты. Результаты можно выводить с помощью обобщения.

Таблица 3 – Результаты методики Л.М. Митиной

Высокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень
25%26%49%

Эта же методика позволяет определить уровень эстетичности и выразительности речи. В результате у 25 % исследуемых был выявлен высокий уровень этих качеств.

Уровень выше среднего показали 17,5 % исследуемых, что составило 7120 человек. Это были представители гуманитарного направления.

У 26 % был выявлен средний уровень.  Они хорошо подготовлены и их речь выразительная.

Низкий уровень был выявлен у 49 % человек.

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что педагоги не всегда   придерживаются языковых норм. Очень часто можно наблюдать коммуникативные неудачи у представителей педагогической профессии. Поэтому есть потребность в том, чтобы работать над совершенствованием культуры речи у педагогов.

Логоправ
Добавить комментарий

Adblock
detector