Звук Р — логопедическое занятие

Нарушение произношения звука «р» – наиболее частый вид логопатии. Цель занятий, проводимых в старшей группе – знакомство со звуком и буквой «р», исправление первичного дефекта произношения.

Определение основных задач

Приоритет в программе отдается коррекционной работе. Дополнительно развивается речь, пополняется словарный запас ребенка, закрепляется фонематическая, зрительная и тактильная память. Обозначенные задачи:

  • учить фонематическому выделению звука «р» в словах;
  • развивать умение на слух обнаруживать звук в словах и определять его место (в начале, в конце, середине);
  • расширять запас слов с изучаемой буквой;
  • отрабатывать артикуляционную технику произношения;
  • совершенствовать мелкую моторику;
  • приобщать к совместной познавательной работе в коллективе.

Все упражнения проводятся в игровой форме с чередованием образовательной и активной деятельности. Необходимый для работы материал делится на индивидуальный и демонстрационный.

Понадобится:

  • кукла Незнайка;
  • зеркала по количеству детей;
  • карандаши и тетради;
  • разрезные буквы;
  • бумажный конструктор.

Для детей более развитых программа дополняется усложненными заданиями: заготовки для слов из 2 и более слогов, звуковой анализ слова, систематизация определений групп слов.

Как проходит занятие

Урок всегда начинается с приветствия и создания приятной, но рабочей атмосферы.
Добрый день, ребята. Я очень рада всех вас видеть. Давайте, и вы улыбнетесь, друг другу, скажете «здравствуй». А теперь мы тихонечко сядем на свои места, начнем занятие.

Определение звука «р» в словах

Сегодня мы познакомимся с новой буквой и звуком «Р» Давайте вспомним, чем отличаются буквы от звуков? Букву можно увидеть и написать, а звук услышать и произнести. У нас в гостях Незнайка, который тоже хочет быть грамотным. Я прочту ему несколько загадок, а вы помогите Незнайке отгадать их:

  • Странный зверь на дне живет,
    ходит задом наперед. (Рак)

Какой звук первый в слове-отгадке? Он может быть твердым – «Рак. Радуга», а может произноситься мягко – «Речка».

  • Окраской – сероватая,
    Повадкой – вороватая,Крикунья хрипловатая,
    Известная персона. Кто она? (Ворона)

Как разговаривает ворона, давайте произнесем вместе: кар-р-р… Звук «Р» звонкий или глухой? Он согласный или гласный? Обозначим его синим кружочком.

Дети должны различить звук «Р» и хлопнуть в ладоши:

  • среди изолированных звуков: Д, М, Р, Ж, З, Р, Р, Г, Р;
  • среди слогов: КО, МИ, РУ, ВА, РЕ, ОР, ПА, ИР;
  • среди слов: луна, торт, кошка, лето, карась, ребенок, ложка, маска, телевизор.

Артикуляционные упражнения

Возьмите зеркала, разомнем язычок:

  1. Поцокаем, как лошадки. Прижимаем язык к небу и медленно оттягиваем его, чтобы получился щелчок. Повторить 10 раз.
  1. Съели вкусное малиновое варенье. Расслабим язычок, чтобы он стал широким, высунем его, оближем верхнюю губу и спрячем. Повторить 10 раз.
  1. Порычим, как мотор. Кончик языка надо спрятать за верхними зубами, зубки чуть разжать. Выдыхаем струю воздуха, работаем «горлом».

Сначала медленно, затем убыстряя темп, повторяем скороговорку: «Испугался Рома грома, заревел он громче грома».

Глядя в зеркало, учимся артикуляционной постановке звука. Язык кончиком слегка прижат к бугоркам за верхним рядом зубов. Боковые поверхности языка соприкасаются с коренными зубами. В такой позиции язычок по форме напоминает «ложечку». Воздух выдыхается с напором, чтобы кончик языка вибрировал. Звук произносится с голосом.

Звук Р — постановка и автоматизация

Проговаривание слогового ряда

Продолжая контролировать движение языка в зеркало, проговаривается звуковой ряд:

РА – РА – РА

РУ – РУ – РУ

РО – РО – РО

Можно попросить ребят дополнять слог до целого слова, например:

РУ – Рука

РЫ – Рыба

РО – Ромашка.

Разминка

Чередование обучения с подвижными играми улучшает восприятие материала, но при этом стоит сохранять направленность занятия.

  1. Дети становятся вокруг воспитателя, изображают игру на барабане, начиная с медленного темпа, постепенно ускоряя ритм и увеличивая силу голоса: ТАРА – ТАРА – ТАРАРАМ.
  1. Читается стихотворение. Услышав слово с буквой «Р», дети подпрыгивают.
  1. Разделить детей на две команды: «вороны» и «волки». Вороны летают, размахивая крыльями и громко каркают. В круг вбегают волки с рычанием ловят ворон. Те, кого поймали, садятся на свои места.

Разбор буквы по частям, работа с разрезной азбукой

Из чего состоит буква «Р»? Это палочка, к верхней половине которой прикреплен полукруг. Дети рисуют букву в воздухе, затем складывают из бумажного конструктора, пробуют писать в тетради печатным шрифтом.

Из слогов разрезной азбуки нужно составить слова, где буква «Р» находится:

  • в начале: рыба, река, рама, радио;
  • в конце: шар, маляр, комар, ковер;
  • в середине: пирог, ворона, дерево.

А теперь посчитаем, сколько слогов в определенном слове, запишем цифру в тетрадь. Придумаем каждый по одному предложению с любым понравившимся словом. Давайте назовем животных, в названии которых есть буква «Р». Где, в какой части слова, она находится?

Подведение итога

Расскажем Незнайке, какую букву и звук сегодня выучили. Он согласный или гласный? Каким цветом его обозначим? Как звучит твердый звук, как звучит мягкий звук? Молодцы!

Оценки
( Пока оценок нет )
Логоправ!
Добавить комментарий

  1. марина

    Хорошая статья. Спасибо.

    Ответить