Звук Р — постановка и автоматизация

Самым частым дефектом речи ребенка является неверное произношение звука “р”. Родителям малыша не стоит чрезмерно переживать по этому поводу, проблемы со звукопроизношением встречаются у многих дошкольников.

В статье речь пойдет о том, почему ребенок не справляется с проговариванием этого сложного звука, и какие упражнения помогут для корректировки речи.

Почему дети не могут произносить звук «Р»?

Если у ребенка возникают проблемы с произношением “р”, этому может быть несколько причин:

  • короткая уздечка – она препятствует полноценным движениям языка и не дает ему дотянуться до неба;
  • нарушенное звукопроизношение – из-за сложности произнесения “р” дети часто заменяют его звуком “л”. Это связано с тем, что при произношении обоих звуков язык принимает схожие положения. Ребенок путается и произносит более простой “л”;
  • нарушение фонетического слуха – такая проблема возникает, когда ребенок неправильно воспринимает звук, услышав его от других людей;
  • речевой аппарат – на качество речи очень влияет подвижность речевого аппарата. Слабо развитые мышцы лица не дают произносить слова внятно и четко;
  • нарушенное дыхание – если у ребенка есть заболевания дыхательной или сердечно-сосудистой системы, есть вероятность, что это станет причиной проговаривания звука “в нос”. Исправить ситуацию поможет дыхательная гимнастика.

Особенности звучания и произношения «Р»

Произношением сонорного “р” ребенок овладевает к 5-6 годам. “Р” бывает как твёрдый, так и мягкий.

Для произношения твердого “р” выполняют следующие действия:

  1. К верхнему нёбу поднимается задняя часть языка.
  2. Язык кончиком касается бугорков рядом с верхними зубами.
  3. При выдохе воздух направляется на кончик языка, который должен завибрировать.
  4. Добавляется голосовое звучание.

Манера произношения мягкого р’ имеет свои особенности:

  • спинка языка дополнительно приподнимается к твердому нёбу;
  • задняя часть спинки двигается вперед вместе с корнем языка;
  • кончик языка находится немного ниже, чем при произношении твердого звука.

Оба звука при их произношении резонируют.

Технология обучения звукопроизношению «Р»

Чтобы обучить ребенка правильно и четко произносить “р”, начинать стоит с речевой гимнастики. Несложные упражнения помогут значительно улучшить навык проговаривания этого трудного звука.

Дыхательные упражнения:

  • “день рождения”– ребенок должен представить перед собой торт со свечами, набрать полные легкие воздуха и постараться задуть всё;
  • “полет снежинки”– на ладошку кладется “снежинка” (маленький кусочек ваты). Нужно набрать воздуха через нос и сдуть “снежинку”, выдохнув через рот.

Гимнастика для губ:

  • “хоботок”– ребенку предлагается изобразить хобот слоника, старательно вытягивая губы трубочкой;
  • “заборчик”– нужно крепко сжать зубы и, раскрыв губы, показать заборчик из зубов. Упражнение повторяется несколько раз;
  • “лягушка”– ребенок должен максимально широко улыбнуться, показывая, какой рот у лягушки.

Упражнения для языка:

  • “варенье”– ребенок должен представить, что у него на губах варенье и облизать их;
  • “лошадка”– нужно показать малышу, как цокает лошадка, и предложить повторить;
  • “качели”– высунутым языком нужно совершать движения вверх-вниз, влево-вправо.

Для растяжения уздечки эффективно:

  • тянуть язык к носу;
  • лакать что-нибудь (молоко, сгущенка) из тарелки, как котенок;
  • массажировать уздечку – родитель делает легкие массажные движения, немного подтягивая уздечку. Желательно проводить 2 раза в день.

Игры на автоматизацию звука «Р»

Автоматизация звука “р” – это этап в постановке речи, когда проговаривание звука доводится до автоматизма, и ребенок произносит его, уже не задумываясь. Для этой цели очень хорошо подходят скороговорки или игры.

Игры на проработку произношения “р”:

  1. “Повторюшки” – ребенок повторяет за взрослым:

Ры-ры-ры. Веселы мы и бодры.

Ра-ра-ра. Заниматься нам пора.

Ру-ру-ру. Встанем рано по утру.

Ро-ро-ро. Уронили мы ведро.

Ра-ра-ра. А на улице жара.

Ру-ру-ру. Мишки спят зимой в бору.

(Со временем можно ускорять темп).

  1. “Четвертый лишний” – называются 4 слога, из которых ребенок должен выбрать лишний.

Например: ра-ри-ра-ра

Отр-атр-атр-атр.

  1. “Где прячется “р”?” – ребенок повторяет за взрослым только те слова, в которых есть звук “р”.
  2. “Ушки на макушке” – малыш определяет, какой звук содержится в слове, “р” или “л” (стоЛ, тигР, Лягушка).

Научить своего ребенка красиво говорить, правильно произнося звуки, под силу многим родителям. Для этого необязательно записывать ребенка на занятия с логопедом.

Самое важное в таком домашнем обучении – это постепенность и регулярность. Если удастся заинтересовать ребенка, то добиться нужных результатов станет куда проще, а малыш с удовольствием будет выполнять упражнения в игровой форме.

Тебе нравится статья?
0 0
Самые посещаемые страницы
Оценки
Логоправ
Добавить комментарий

  1. Инна

    В статье автор сделал очень грамотную подборку упражнений, которые можно делать и в домашних условиях. Действительно, очень важно перед занятиями сделать определенные артикуляционные упражнения, чтобы подготовить речевой аппарат к произношению.

    Ответить