Читательская культура — условия формирования

Сегодня рассмотрим, какие педагогические условия будут наиболее эффективными в процессе формирования у младших школьников основ читательской культуры.

Первое условие — применение ТПЧ (технологии продуктивного чтения).

Технология продуктивного чтения – это эффективный педагогический инструмент, позволяющий прививать детям читательскую культуру. Разработал эту методику профессор Н. Светловский.

Цель технологии в том, чтобы развивать читательские компетенции у учеников, развивать грамотное чтение, формировать у читателя устойчивую привычку к чтению книг, способность самостоятельно выбирать для себя книги. Для достижения этой цели, нужно решить следующие задачи:

  • развивать технику чтения и приемы анализа и понимания текста;
  • ввести детей в мир человеческих отношений через литературу, формировать у них этические и нравственные ценности;
  • развивать у детей эстетический вкус;
  • формировать письменную и устную речь, помочь детям овладеть коммуникативной и речевой культурой;
  • формировать у детей творческие способности;
  • приобщать ребенка к литературе;
  • на практике ознакомить детей с теоретическими и литературными понятиями.

Технология продуктивного чтения

Технология продуктивного чтения основывается на работе с текстами.

Первый этап. Работа с текстом до чтения. Учитель старается расположить учеников к предстоящей работе с текстом. Для этого нужно организовать работу так, чтобы определить тематическую, смысловую, эмоциональную направленность текста, выделить в произведении героев, имя автора, проработать ключевые слова и текстовые иллюстрации, опираться на читательский опыт учеников.

Второй этап. Работа с текстом в процессе чтения.

    1. Первичное чтение. Оно может быть организовано разными способами. Это может быть самостоятельное чтение учащимися. Это может быть чтение-слушание. Также это может быть комбинированное чтение. Педагог сам выбирает наиболее подходящий способ в зависимости от особенностей текста, от возрастных особенностей учеников.

На этом этапе необходимо выявить первичное восприятие с помощью беседы, зафиксировать первичные впечатления, выявить совпадения предположений учеников с реальным содержанием, с эмоциональной наполненностью произведения.

  1. Вторичное чтение. Это довольно вдумчивое и медленное чтение, которое сопровождается следующими приемами: образный диалог с автором, комментирование, организация бесед, определение ключевых слов, уточняющие вопросы для каждой смысловой части. Во время этого этапа проводится беседа на основании содержания текста. Также дети учатся выразительно читать.

Третий этап. После чтения. Организуются разные формы работы: можно провести смысловую беседу, коллективно обсудить прочитанное, провести дискуссии, соотносить читательские оценки произведения с позицией автора, выявить основную идею текста или его главные смыслы.

Важно организовать знакомство с писателем и проводить беседы о личности писателей, а также проводить работу с материалами учебников и с дополнительными источниками.

Также можно проработать иллюстрации и заглавие. С детьми можно обсудить заголовок, обратить их внимание к иллюстрациям, попробовать соотнести эти иллюстрации с представлениями самих читателей. Важной частью этой работы являются творческие задания, которые должны опираться на ту или иную сферу читательского опыта учеников.

Одним из важных методов обучения является активно-продуктивное чтение. Это процесс, который позволяет активизировать мыслительную активность детей во время чтения:

  • педагог должен находить возможность что-то обыденное сделать чем-то удивительным;
  • можно организовать деятельность школьников для оценивания прочитанного: дети должны не просто читать страницу за страницей, а оценивать содержание каждого абзаца;
  • с помощью вопросов можно контролировать, насколько ученики усвоили содержание текста;
  • можно просить детей самим составлять задание, что будет побуждать их самостоятельно работать с текстом, чтобы конструировать учебные задачи в согласии с текстом;
  • можно использовать кубик Блума для случайного выбора вопросов, расположенных на его гранях.

Продуктивное чтение – это учебная технология, которая позволяет обеспечить с помощью определенных приемов чтения полноценное восприятие текста и понимание его читателем. Так человек развивает активную читательскую позицию в отношении текста и его автора. С помощью технологии можно реализовать деятельностный подход к обучению, что позволяет формировать читательскую культуру.

Деятельность по развитию читательской культуру у учеников нужно рассматривать как составную часть процесса воспитания. Это одна из форм организации досуговой деятельности школьников.

Деятельность педагога способствует формированию читательского интереса, что позволяет получать знания, раскрывать индивидуальные особенности учеников, формировать в них самостоятельность и творческую активность. Учитель, развивая культуру чтения школьников во время учебного процесса, старается решить две главные задачи:

  • формировать потребность к чтению;
  • развивать читательскую компетенцию.

Эти задачи обладают специфическим характером, условиями целостного педагогического процесса, который становится развивающей и обучающей средой для детей.

Критерии и показатели читательской культуры

Следующие критерии определяют успех в достижении поставленных целей:

  • дети проявляют познавательную активность во время чтения детских книг;
  • у них наблюдается позитивное эмоциональное отношение к процессу чтения;
  • ученики проявляют творческую активность, основываясь на прочитанном материале.

Основываясь на работе со школьниками по формированию интереса к процессу чтения, нужно придерживаться основополагающих принципов деятельностного подхода. Они были описаны в работах Н.Е. Щурковой и других:

  • учет возрастных особенностей и индивидуальных черт характера у каждого ученика;
  • определение зоны ближайшего развития;
  • нужно организовать совместную деятельность учеников со взрослыми;
  • нужно обладать высокой мотивацией для любого вида деятельности, который был бы направлен на развитие культуры чтения;
  • нужно сотрудничать во время организации управления разными формами деятельности;
  • диалогический принцип.

Второе условие — вовлечение школьников во внеклассную работу по литературному чтению.

Формирование читательской культуры у младших школьников – одна из основных задач, которые стоят перед педагогом начальной школы.

Читательская культура:

  1. Это высокий уровень развития культуры общения детей с книгами.
  2. Полноценное восприятие текста.
  3. Определенные литературные знания, доступные в этом возрасте.

Внеклассные мероприятия по литературному чтению играют большую роль для развития читательской культуры младших школьников. Они предоставляют широкие возможности для формирования детского творчества, а также познавательного развития школьников.

Формирование читательской культуры на внеклассных занятиях

Главная воспитательная роль педагога во время внеклассных занятий – это способность углубить интерес детей к процессу чтения. Но делать это необходимо так, чтобы не вызывать у детей отвращения к художественным книгам. Занятия нужно проводить в интересной форме. При этом у учеников должна быть возможность свободно высказывать свою точку зрения, делиться впечатлениями и обсуждать прочитанный текст.

Ученики должны понимать, что чтение – это духовное богатство любого интеллектуально развитого человека. Также можно выделить несколько других задач литературной внеклассной деятельности:

  • развитие интереса к уроку «Литературного чтения»;
  • увлечение процессом чтения;
  • развитие качеств чтения, который позволяют полноценно и глубоко воспринимать художественные тексты;
  • формирование речи учеников, способности выражать свои чувства и мысли в письменной речи;
  • усвоение норм нравственности во время чтения художественных книг;
  • развитие нравственных качеств личности, опираясь на опыт литературных персонажей.

Составляя план внеклассной деятельности, нужно помнить о том, как разумно сочетать произведения зарубежной и русской классики, что план работы должен быть тематически разнообразным, должны сочетаться разные жанры произведений, чередоваться разные виды внеклассной работы по литературе. Также нужно активизировать читательскую культуру учеников.

Эффективная форма проведения занятий по чтению – это литературная гостиная. Она дает возможность максимально раскрывать любой, даже очень смелый замысел. Ведь она содержит в себе драматические действия, песни и музыку, литературные игры, диалоги со зрителями и дискуссии.

Подготавливаясь и проводя литературную гостиную, нужно обладать способностью писать сценарии и режиссирования. Необходимо иметь музыкальный вкус и кругозор, уметь выразительно читать, быть способным консолидировать учеников в творческом проекте.

Следующие методы позволяют развивать читательскую культуру у детей:

  • проведение бесед о прочитанном;
  • обмен точками зрения;
  • чтение-рассматривание;
  • пересказ произведений;
  • самостоятельное сочинение рассказов и сказок.

Литературные игры – еще один из методов развития читательской культуру у детей младшего школьного возраста. С их помощью дети глубже понимают содержание книг, начинают чувствовать художественную ценность произведений. Цель литературных игр – модифицировать имеющийся текст или создать новый.

Например, во время игры «Гений литературы» дети делятся на команды и отвечают на вопросы о сказках.

Литературный кружок как средство формирования культуры чтения

Литературные кружки – это еще один из способов организовать внеурочную деятельность. В их состав входят учащиеся одного или нескольких параллельных классов. Обычно в состав кружка входят не более 20 участников.

Литературный кружок позволяет решить следующие задачи:

  • углублять и систематизировать знания, которые дети получают во время уроков;
  • формировать познавательную деятельность младших школьников;
  • формировать творческие способности учеников;
  • расширять их общий кругозор;
  • мотивировать младших школьников на более глубокое изучение литературы.

Е.А. Жесткова предлагает ученикам помощь в том, чтобы дать возможность распуститься дереву познания. Для этого можно использовать плакат с изображением красивого дерева. На листьях деревьев можно писать названия книг, которые детьми были прочитаны дома.

Оформлять листья помогают родители. Когда утром ребенок приходит в класс, он вешает лист. Перед тем, как начнутся занятия, педагог с детьми подходит к дереву и дети называют сказки и рассказы, которые ими были прочитаны.

Организация внеурочного чтения

Есть еще и другие способы организовать внеурочное чтение:

  • организация совместно чтения;
  • игровое чтение;
  • самостоятельное чтение;
  • чтение – рассматривание;
  • прослушивание аудиозаписей;
  • заучивание наизусть;
  • игры с использованием художественных средств и инсценировок;
  • творческие задания по рисованию и аппликации на тему литературных произведений.

Формировать культуру чтения у младших школьников можно с помощью следующих форм работы:

  • рассматривание книг;
  • чтение;
  • книжные выставки.
  • Рассматривание книги начинается с рассматривания обложки.

Педагог обращает внимание на то, что на ней есть иллюстрации и надписи. Надписи нужно прочитать. Ученики должны вспомнить, что они знают о писателе, какие его произведения уже читали. Дети могут пересказать прочитанные ранее книги от этого автора. Привлечь внимание к творчеству автора можно с помощью просмотра фильма или мультфильма, основанного на его произведении.

Младшие школьники могут сопоставлять содержимое произведений с их экранизацией. Также их можно сопоставлять с тем, что написано под иллюстрациями. Так можно уточнить и расширить ассоциации.

Во время итогового занятия у детей появляется возможность широко сопоставлять разные работы, которые объединены общей тематикой. Дети могут сравнивать собственные работы с тем, что сделали одноклассники [16].

Фрагмент одного из уроков.

Педагог: сегодня мы будем анализировать сказку «Тремок». Обратите внимание на экран. Сколько раз встречается слово «Теремок»? Что это за слово?

После этого педагог пересказывает содержание сказки и одновременно транслирует слайды. Он задает детям несколько вопросов: о чем была сказка? Сколько в ней персонажей? Какие прозвища даны каждому герою? Как вы считаете, почему им дали такие прозвища?

Педагог просит детей разделить сказку на разные части и составить для нее план.

Закройте глаза и представьте, что было в самом начале. Расскажите, что вы видите. Сейчас нам нужно найти в тексте отрывок, который описывает теремок. С помощью карандаша отметьте где заканчивается первая часть. Какой заголовок мы для нее придумаем? Теперь нужно прочитать следующую часть. Как ее можно назвать? Какие персонажи в ней появляются.

Теперь давайте прочитаем третью часть. Как ее можно назвать? Какие персонажи в ней появляются? Отметьте ее конец.

Что происходит потом? Какими качествами волк обладает в разных сказках? А какой он в этой сказке? Дружно ли живется жителям теремка? Какой персонаж появляется последним? Каким вы его представляете? Чем он занимается? Почему его никто не впустил? Что бы вы сказали о медведе? Какой он? Что он сделал?

Формировать читательские навыки у детей – занятие не из простых.

Читательские интересы учеников зависят от того, как в семье относятся к книгам, какой у него возраст и уровень развития.

Школьная библиотека играет большую роль в развитии культуры чтения. Пробудить интерес школьников к творческому чтению могут только творческие люди, которые сами испытывают радость от общения с книгами и способны вести диалог с авторами [25].

Когда библиотекарь и учитель работают совместно, это приносит ощутимые результаты. Для учеников любого возраста нужно организовать походы в школьную библиотеку, где их ожидает современный библиотекарь. Он помимо специальных знаний должен обладать широким кругозором. Он должен уметь отвечать на самые разные вопросы, которые задают дети.

Качества, которые необходимы библиотекарю

  • коммуникабельность и доброжелательность;
  • способность находить общий язык с любым учеником;
  • большое терпение по отношению к читателям, которые проявляют неприятные качества;
  • нужно уверенно владеть компьютером на уровне офисных программ.

Современная библиотека – это не просто книги и карточки, это еще и электронные ресурсы.

Развитие культуры чтения – одна из главных задач школьных библиотекарей, которая может быть реализована с помощью разных форм библиотечной деятельности. Обсудим некоторые из них.

Библиотечные уроки

Главный способ деятельности библиотекаря по развитию информационной культуры учеников. С помощью этих занятий можно подготовить детей к продуктивной работе с информацией. Библиотечные уроки развивают доброту и вежливость, позволяют учащимся быть воспитанными и развивают  у них навык чтения.

Библиотечные часы

Их проводят с целью передать детям общие знания о литературе. Дети узнают о том, как выбирать книги с помощью рекомендательных пособий. Они знакомятся с книжными выставками, учатся обращаться с книгами, приобретают навыки правильного поведения в библиотеке.

Беседы с читателями

Это один из основных способов закрепить начальное представление о сюжете художественных произведений. С помощью беседы можно помочь ребенку выявить тему и главную мысль произведения. Беседу можно направлять на определение связей между литературными героями, местами событий.

Дети учатся составлять характеристики персонажам книг, анализировать их поступки, определять мотивацию их поведения. В процессе беседы можно обмениваться с читателями точкой зрения, проводить рассматривание, организовать пересказ книг и даже побудить детей рассказать собственную интерпретацию историй.

Тематические чтения позволяют популяризировать литературу определенной тематики.

Устный журнал – это один из способов информировать детей о художественных новинках. Для устного журнала характерно то, что у него постоянное название, выходит он периодически и оперативно, он всегда актуален и обладает новизной предлагаемой для учеников информации.

Познавательный час позволяет сообщить информацию, показать слайды, провести небольшую викторину или библиографический обзор.

Час творчества дает возможность познакомить детей с книгами о каком-либо художнике или музыканте, с каким-либо художественным жанром.

Презентация книги – это мероприятие комплексного характера, которое ставит перед собой цель рассказать ученикам о новой книге, которая недавно вышла или только поступила в библиотеку.

Диспут: это процесс обобщения разных подходов и утверждений. Дети имеют возможность высказывать обоснованные точки зрения и взгляды. Эта форма работы больше предназначена для учеников постарше. Чтобы стимулировать детей на выступления, нужно придумать удачные вопросы. По мере развитию диспута можно подготовить книжную выставку и подобрать специальную литературу.

Необходимо использовать разные способы работы с детьми, чтобы формировать у них читательский интерес. Библиотекарь старается создавать ситуации, в которых ученики переживают яркие состояния заинтересованности процессом чтения. С помощью хорошего подбора книг он развивает у детей устойчивую потребность в чтении.

Формирование интереса к чтению у учеников нужно представить в виде работы в следующих направлениях.

Внеклассное чтение

Эта деятельность является составной частью процесса образования. Литературная деятельность позволяет формировать интерес к чтению, что углубляет полученные учениками знания, раскрывает их индивидуальные особенности, формирует самостоятельность и побуждает к творческой активности.

Внеклассная деятельность по литературному чтению обладает большим значением для развития читательской культуру детей. Организуя эту работу, педагог ставит перед собой цель: развивать интерес детей к процессу чтения и решать следующие задачи:

  • совершенствовать качества чтения, которые являются основой для полноценного глубокого восприятия художественных текстов;
  • формировать речь учеников, способность выражать свои чувства и мысли в письменной и устной речи;
  • усвоение детьми нравственных норм и ценностей с помощью чтения художественных произведений;
  • развитие нравственных качеств личности на примере персонажей из книг.

Внеклассная работа должна быть запланирована и организована учителем. Педагог должен стараться разумно  сочетать зарубежную и отечественную классику, региональную и мировую литературу.

Принципы и формы формирования читательской культуры

Нужно также придерживаться следующих принципов:

  • тематический план работы должен быть разнообразным;
  • нужно сочетать разные жанры произведения;
  • нужно чередовать разные виды внеклассной работы по литературному чтению;
  • нужно активизировать читательскую культуру учеников.

Обсудим формы работы педагога в этом направлении.

Литературный кружок

Он позволяет систематизировать и углублять знания, которые были получены на занятиях. Во время кружка у детей формируется познавательная активность и их творческие способности. Возникает потребность в чтении.

Литературная гостиная

Эта форма организации занятий позволяет в максимальной степени раскрывать любой замысел, объединив в себе пение и музыку, драматическое чтение и литературные игры, а также диалог с персонажами книг.

Литературная игра

С ее помощью можно научить детей определять жанровые особенности произведений, замечать компоненты произведений, воспроизводить в воображении сюжет книги, понимать замысел автора и определять собственную позицию.

Исследуя читательские интересы, можно проводить следующие виды литературных игр: викторины, инсценировки, ребусы и кроссворды, разгадывание шарад, игры-путешествия. Также можно проводить различные интеллектуальные игры, которые расширяют кругозор читателей.

Существуют игры, которые формируют первичное восприятие книги, расширяют и обогащают читательский опыт, позволяют углубленно воспринимать художественное произведение.

Цель литературных игр – это модификация имеющегося текста книги, создание новых творческих литературных продуктов.

В зависимости от того, каковы индивидуальные особенности учеников, игры могут принимать репродуктивный, поисковый, познавательный, творческий характер. Игру может предложить педагог или ее могут создать сами учащиеся.

Литературные праздники

Это разновидность внеклассного досуга, которая помогает углублять приобретенные навыки, повышать интерес к произведениям народного творчества, позволяет получать новые впечатления, создает радостный настрой.

Литературные праздники помогают закрепить и обобщить содержание художественных книг, формируют новые впечатления. На этих праздниках ученики демонстрируют способности к монологическому чтению, читают по ролям, слушают и рассказывают, представляют содержание книги с помощью танцев и пения, просмотров фрагментов экранизации книги.

Литературный альманах

Это мероприятие, посвященное книгам и произведениям, объединенным по тематике, жанру и другим признакам. Альманахи могут быть тематическими. Они позволяют объединить книги на одну тему. Благодаря созданию альманахов, детей можно знакомить с книгами, привлекать к ним внимание.

Выставочный зал: это акция, которая направлена на пропаганду новинок в сфере литературы. Книжные выставки можно организовать в соответствии с возрастом учеников и темой.

Литературные ярмарки

Это нетрадиционная форма организации литературных праздников, которая включает в себя систему небольших литературных мероприятий разного плана, которые проводятся одновременно. Во время ярмарки можно проводить все описанные выше формы работы с книгами. Особенность ярмарки – это то, что отсутствует ярко выраженная тематика. Мероприятия разнообразны.

Главное, чтобы содержание мероприятия было наполнено литературой. Во время ярмарок ученики получают понравившиеся им книги или могут покупать их.

Аукцион

Это мероприятие, которое формирует читательский интерес учеников. Во время аукциона все задания посвящены книгам с разным содержанием. На аукцион выставляются также вещи персонажей книг, которые были выполнены учащимися.

Литературная агитбригада

Это небольшая группа учеников и педагогов, которые рекламируют книги, рассказывают о них и об их персонажах.

Оценки
( Пока оценок нет )
Логоправ!
Добавить комментарий