Интегрированное занятие по развитию речи для детей 5-6 лет с использованием элементов эйдетики

На сегодняшнем этапе развития общества перед педагогикой в целом и дошкольной педагогикой в частности, поставлены принципиально новые цели, а именно: воспитание личности – каждой конкретной личности.

А это требует переосмысления содержания, форм, методов и средств педагогической деятельности. Учитывая поставленную цель, мною ведется работа по вопросу умственного воспитания, а именно развитию отдельных сторон познавательных психических процессов – развития речи детей, поскольку на сегодняшний день на фоне личностно ориентированного обучения эта проблема приобретает новые аспекты.

Почему речь важна?

Речь – является самым удивительным и совершенным творением народной культуры. Беспрепятственное и всестороннее изучение родного языка нужно взять за основу воспитания детей дошкольного возраста. Развитие речи способствует развитию личности в целом, и любая из сторон ее развития способствует развитию речи.

Связная речь, аккумулируя успехи, достижения ребенка в усвоении всех уровней языковой системы, становится важным условием овладения речи – ее звуковой стороны, лексики и грамматики, а также является условием формирования умений пользоваться языковыми средствами художественной выразительности.

Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи, означает обладать самым могущественным орудием умственного развития человека, а следовательно, и культуры человечества.

«В раннем детстве, – писал Песталоцци, нужно:

  1. больше расширять круг наблюдений;
  2. систематически укреплять представления, полученные во время наблюдения;
  3. предоставлять детям возможность подробнее ознакомиться с речью, необходимой для выражения того, с чем их ознакомили природа и искусство, с помощью наблюдений».

Слово и речь в общении

Слово укрепляет представление и делает их крепче. Педагоги и родители должны организовать среду таким образом, чтобы дети могли непринужденно и свободно получать представления, понятия, образы; создать условия, при которых у малышей возникала бы потребность говорить, превращать то, что они воспринимают, за чем наблюдают, в высказывания.

От того, сколько внимания взрослые уделяют общению с ребенком, во многом зависят успехи дошкольника по освоению речи.

Какой бы не была форма занятия в дошкольном учреждении, основной акцент работы педагога ставится на игровой деятельности – ведущем виде деятельности для всего дошкольного детства, незаменимому средству развития детей.

Конспект занятия по развитию речи

ТЕМА: ЭКЗОТИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ В РОДНОМ ГОРОДЕ.

ФОРМА РАБОТЫ: Занятия.

ЦЕЛЬ: дать детям представление о зоопарке и диких животных далеких стран, которые живут в нем.

ЗАДАЧИ: развивать и совершенствовать общую и мелкую моторику; развивать логическое мышление путем отгадывания загадок; вызвать заинтересованность жизнью диких (экзотических) животных.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: 

  • продолжать знакомить детей с жизнью диких животных;
  • формировать умение выделять характерные признаки животных, условия жизни: где живут, как передвигаются;
  • учить выделять и характеризовать особенности внешнего вида животных, делать выводы;
  • развивать творчество и внимание;
  • воспитывать любовь к диким животным.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:

  • пополнять словарь существительными — названиями животных (жираф, слон, верблюд, зебра, бегемот, крокодил, носорог, черепаха, лев, тигр, обезьяна);
  • существительными-названиями частей тела разных животных (хобот, горб, шея, зубы, хвост); прилагательными (пятнистый, полосатый, опасный, страшный, хищный, приятный, пушистый);
  • активизировать использование антонимичных пар (большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, толстый – тонкий, мягкий – твердый);
  • учить образовывать слова – названия детенышей животных (слон – слоненок, жираф – … и тому подобное); составлять описание-рассказ о животном, которое понравилась;
  • развивать артикуляционную моторику (подвижность языка, губ, нижней челюсти);
  • развивать чувство темпа речи.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: зоопарк, животные, дикие, экзотические, ухаживать.

ОБОРУДОВАНИЕ: куклы; игрушки – фигурки экзотических животных; ведерко с манной крупой (3-5 л), где бы поместились фигурки животных; изображения домов: зеленого цвета (для животных – обитателей наших природных зон) и желтого (для экзотических); план-схема описания животного.

МАТЕРИАЛЫ: картинки с изображениями животных (целые и разрезанные на 4 – 6 частей) по количеству детей; заготовленные рисунки животных с недорисованными деталями; цветные карандаши.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение сказок (рассказов) и стихов о животных других широт.

Короткие сказки о диких животных

Черепаха

Жил себе в жаркой Африке Мальчик. Решил он однажды сходить к морю. Вышел на берег, сел на песочек, на солнышке греется. Вдруг чувствует – под рукой песок начал шевелиться. Смотрит – рядом с ним из песка появилось что-то твердое, а затем голова, лапы, хвостик… Это «нечто» раскрыло глаза, откашлялось и говорит: «Привет! Ты кто?». Мальчик ответил: «Я Мальчик, а ты, наверное,  черепаха?». Так началось их знакомство.

Слон

Приключения нашего Мальчика не завершились встречей с черепахой. Они вместе позагорали, искупались, а потом попрощались, и Мальчик пошел гулять африканским лесом.

Шел он, шел, гулял, гулял и наткнулся на гору… Гора, как гора, разве мало гор мы видели в своей жизни? И вдруг Мальчик заметил, что стоит она на четырех подпорках, как на столбах… «Странно», – подумал Мальчик, поднял глаза и увидел, что у горы и вершина необычная… Увидев все это, он обошел гору со всех сторон и так удивился! Дело в том, что у этой горы был хвост, и он шевелился – такой маленький и хорошенький.

И это еще не все. Когда Мальчик пошел дальше, он увидел второй хвост у этой горы! Этот второй хвост был большой и длинный… «Наверное, я перегрелся на солнце», -решил Мальчик и сел под гору отдохнуть и прийти в себя. Легкий ветерок обдувал его со всех сторон. «Ой! А откуда взялся ветерок? Вокруг его нет, даже листва не шевелится…». Так думал Мальчик, когда увидел, что у горы есть два веера и ими она обмахивает его со всех сторон. …Мальчик в конце концов, разглядел уши и хобот у горы. Так это же слон!

Жираф

Однажды слон долго гулял по Африке, устал, и решил вернуться под свою пальму – отдохнуть  в тени. Приходит и видит – под пальмой уже кто-то стоит. У этого кого-то, как и у слона, было туловище, но не такое круглое и большое, а меньше и вытянутое… были ноги…, но не короткие и толстые, а длинные и стройные… А вот хвостик был такой же – маленький и красивый…

Слон приблизился и хотел поздороваться, но… он не сразу увидел к кому обращаться – перед ним на земле стояло туловище, а голова… голова была высоко-высоко, под верхними листьями пальмы. И голова была не такая, как у слона. На этой голове не было ушей, которые обмахивали ее, словно веер, в жару. Уши были совсем маленькими. Да и хобота на этой голове не было… А еще, чего слон никак не ожидал, на голове были… рожки… А соединяло голову с туловищем что-то длинное-длинное, пятнистое… видимо, шея.

Слон так удивился, что даже забыл, что хотел сказать, и так и стоял, широко раскрыв глаза, глядя на этого кого-то.  А этот кто-то внимательно смотрел на слона… понюхал воздух… улыбнулся и поздоровался: «Здравствуйте, меня зовут… Жираф. Можно я немного постою в тени вашей пальмы, а то сегодня в Африке жарко…».

Крокодил

Однажды на берегу реки Мальчик услышал какие-то странные звуки. Он прислушался. За кустом кто-то горько плакал. Мальчик подумал, что следует найти и успокоить оскорбленное существо и начал продираться сквозь кустарник. Он хотел обнять это создание, погладить по голове, и тут он увидел его спину… Спина была большой и колючей!

Тогда Мальчик решил посмотреть зверю в глаза и сказать что-нибудь ласковое. Он увидел голову с огромной и ужасной пастью, полной острых зубов… Из глаз этого существа текли слезы. Они стекали на живот, а с живота – на землю, и из них уже образовалась лужа, но вытереть их существо не могло, лапки у него были вот такие короткие… и только кончиком длинного хвоста… оно иногда вытирало нос.

«Что случилось, почему ты плачешь?» – спросил Мальчик. «Все меня боятся, со мной никто не хочет дружить, потому что я… потому что я… крокоди-и-и-ил… А я добрый, я хороший, я теперь даже вегетарианцем стал – ем только цветы и траву-у-у-у». Крокодил заплакал еще сильнее. «Не плачь, – сказал Мальчик, – ты очень милый и симпатичный. Если захочешь, я буду с тобой дружить». Крокодил успокоился и заулыбался.

Бегемот

Шел как-то Мальчик по лесу и наткнулся на странное озеро. Оно было большим… А дожди уже прошли уже достаточно давно… Так как же сохранилось здесь столько воды? «Какая-то здесь есть тайна», – подумал Мальчик, и увидел огромный камень посреди озера.

На нем бегали и сидели разные птицы… вдруг камень начал шевелиться и медленно приближаться к берегу… Появились два огромные глаза и большой закругленный, как у ботинка, нос…

Птички, будто не замечая изменений, продолжали сидеть на спине этого существа. «Значит, этот житель Африки добрый» – подумал Мальчик и приветливо поднял руку в приветственном жесте. «Я так не могу! – сказало существо, – потому что у меня короткие ножки…», – и улыбнулось, широко открыв огромный рот.

«До встречи! – густым басом промолвил на прощание новый приятель Мальчика, – я – Бегемот!». Когда бегемот исчез в гуще, Мальчик перевел взгляд на озеро… «А куда же оно делось?» – удивился Мальчик. На его месте была небольшая лужа.

Стихи и скороговорки

Едет Зоя в зоопарк,
Вот ее остановка.

Вышла Зоя из такси,
Засмеялась звонко,
-Зебра, заяц, зубр, змея –
Здесь увижу всех я.

***

Заяц встретил зяблика:
-Зебру сожрал! Змеюку съел!
Зяблик ахнул:
-Значит, заяц –
Зазнайка и наглец!   (Ю. Кругляк).

***

Видишь, Ромка,
Свирепая рысь,
Р-Р-р!
Мясо съела.
Кости – грызь!
Р-Р-р!
Ромка, Ромка,
Берегись –
Ты играть не берись! (В. Гринько).

***

Слон шагает по дороге
И почему же не обул он ног?
На свои большие ноги
Он сапог найти не смог. (А. Кондратьев).

Ход занятия

  1. Коммуникативная деятельность. Сюрпризный момент.
  • Доброе утро, дети! Как себя чувствуете? Какое у вас настроение?
  • У меня тоже хорошее настроение и я готова к занятию, а вы?
  • Дети, мне кажется, что кого-то не хватает на нашем занятии? (– не пришли Мальвина и Буратино).
  • Молодцы, наблюдательные! А вот и они, наконец. Доброго утра! (Дети здороваются с куклами).
  • А почему это вы, куклы, опоздали на наше занятие?

(Педагог говорит от имени кукол)

  • Мы вчера ходили в зоопарк и нам очень понравились экзотические животные, которые там живут. Сегодня утром мы хотели нарисовать их и показать вам, но очень спешили и не закончили работы, поэтому решили просить вас дорисовать наши рисунки.
  • Поможем Мальвине и Буратино, дети? (– Да).

Педагог предоставляет возможность детям, которые ранее посещали зоопарк, поделиться своими впечатлениями, корректируя их ответы с помощью наводящих вопросов.

  • А еще наши друзья-куклы принесли на занятия ведерко с манной крупой, в которой спрятаны фигурки увиденных ими животных. Эта крупа очень похожа на африканский песок. Как вы думаете, дети, что куклы хотели этим сказать? (П.В. – экзотические животные обитают в Африке, где песчаные пустыни и саванны).
  • А вам интересно, каких животных видели куклы? (– Да).
  1. Познавательная и исследовательская деятельность.

Пальчиковая игра «Рыбки»

Пять маленьких рыбок
Ныряли в воду.

(волнообразные движения ладонями в воздухе)

На желтом берегу
Колода лежала.

(руки прижаты друг к другу, переворачиваем их с боку на бок)

Одна из них сказала:
-Я хочу играть!

(волнообразные «ныряющие» движения ладонями)

А другая сказала:
-Глубоко нырять!

(движение ладонями)

А третья сказала:
-Как хочется спать!

(ладошки переворачивают тыльной стороной — рыбки спят)

Четвертая сказала:
Я замерзла.

(ладошки тереть друг о дружку)

-Ой, тут крокодил, –
Закричала пятая:
Давайте уплывём скорее,
А то он нас поймает!

(соответствующее движение ладошками)

Загадки про диких зверей

Очень толстые ноги имею,
Переставляю их еле-еле.
У меня высокий рост,
Вместо носа у меня хвост ( – Слон).

(Выставляется игрушка на отдельный столик).

***

Высоченная как шкаф,
Нужен мне длиннющий шарф.
Потому что у меня
Шея длинная, друзья.
( – Жирафа).

(Игрушка присоединяется к предыдущей).

***

На дереве играется,
Вверх поднимается,
На хвосте качается,
… называется.
(– Мартышка).

(Игрушка присоединяется к предыдущим).

***

По дорожке ползет, за собой домик везет (– Черепаха).
(Игрушка присоединяется к предыдущим).

***

Повсюду ходит с холмами,
Да еще садятся на него с мешками (– Верблюд).
(Игрушка присоединяется к предыдущим).

***

Не олень он и не бык,
В краю теплом жить привык,
На носу у него рог,
Кто это, друзья? ( – Носорог).

(Игрушка присоединяется к предыдущим).

Работа с уменьшительно-ласкательными словами

Все зверюшки, с которыми мы только что познакомились – жители зоопарка. Все они имеют детишек. О них говорится в стихотворении М. Сингаевского «О чем говорят звери».

Ворон говорит воронёнку:
-Мой беленький!

Слон говорит слонёнку:
-Мой маленький!

Заяц говорит зайчонку:
-Мой хвостатый!

Гусь шепчет гусёнку:
-Мой крылатый!

Лев говорит львёнку:
-Мой ласковый!

Лис говорит лисёнку:
-Мой лукавенький!

Дидактическая игра «Родители и детеныши»

У медведей – … (медвежата);
У слонов – … (слонята);
У лис – … (лисята);
У львов – … (львята);
У волков – … (волчата);
У тигров – … (тигрята);
У белок – … (бельчата);

Продолжите называть детёнышей.

У жирафов – … (…);
У крокодилов – … (…);
У бегемотов – … (…);
У носорогов – … (..).

Физкультминутка «Зоопарк»

По зоопарку мы гуляем,
(ходьба на месте)

И медведя там встречаем,
(раскачивание туловища)

Этот мишка косолапый,
Поднимает грозно лапы.
(переступания с ноги на ногу).

Впереди из кустов смотрит лисичка,
(дети всматриваются вдаль, держа ладонь над бровями)

Мы лисичку обхитрим,
На носочках побежим.
(бег на месте на носках)

Вот закончилась игра –
На занятие пора.
(возвращение на места).

Дидактическая игра «Свои и чужие»

  • Итак, наши куклы Мальвина и Буратино в зоопарке видели не только экзотических животных из далеких теплых стран, но и тех, которые живут в наших лесах и степях. И сейчас мы выясним, как хорошо вы запомнили где живут такие животные: лев, тигр, черепаха, слон, жираф, бегемот, крокодил, обезьяна?

Детям раздаются карточки с изображением животных – обитателей зоопарка. Все выходят на коврик. Педагог кладет изображение двух домиков (зеленый и желтый). Сообщается, что теперь все дети – жители зоопарка. Пока будет играть музыка, дети должны танцевать на коврике, а как музыка стихнет – бежать к «своему» домику.   Игру можно повторить, поменявшись картинками. После каждой игры проводится анализ выбора домика.

  1. Преобразовательная деятельность.

Игра «Эти загадочные животные»

Сейчас, дети, каждый из вас сможет стать журналистом и вести репортаж с территории Зоопарка «Эти загадочные животные».

Педагог вешает на доску план-схему описания животного и дает задание: подумать, какое животное каждый ребенок будет описывать. Правило: не повторять выбор предыдущего товарища. После того, как ребенок опишет животное, показать ее, взяв со стола.

Упражнение «Расскажем о пропавшем животном»

Животные в зоопарке живут в клетках и вольерах, о них заботятся работники зоопарка: ухаживают, лечат и кормят, убирают жилье.

Педагог приглашает всех детей подойти к столу, на котором выставлены найденные в ведре, что принесли куклы, фигурки животных.

Представьте, что это и есть наш зоопарк. Но в нем начали происходить необычные события. Исчезли волшебным образом некоторые животные. Если вы правильно назовёте тех, кто исчез, они вернутся. (Во время рассказа дети используют пары слов – антонимов).

Например: это животное не большое, а маленькое.

Это животное не хищное, а травоядное.

Это животное не быстрое, а медленное.

У этого животного длинная шея, но короткий… и тому подобное.

Игра «Дорисуй»

Мальвина и Буратино хотят раздать вам начатые ими рисунки экзотических животных. Ваша задача дорисовать начатую куклами работу.

  1. Оценочно-контрольная деятельность.

Упражнение «Мастера перевоплощения»

На доску вывешиваются изображения экзотических животных – обитателей зоопарка.

1 Вариант. Пусть каждый ребенок выберет животное, которое он хотел бы показать и отразить его характерные движения, или сымитировать звуки, свойственные этому животному. Другие дети должны догадаться, какое животное изобразил товарищ.

2 Вариант. Выбирается ребенок – ведущий. Ведущий ходит по комнате, а все дети – цепочкой движутся за ним. Ведущий резко поворачивается и называет какое-нибудь экзотическое животное. Например: «Лев». Каждый из детей останавливается в позе, которая, по его мнению, напоминает льва.

Дидактическая игра «Сложи картинку»

Мальвина и Буратино хвалят вас за работу в течение занятия и еще раз хотят проверить прочность ваших знаний об экзотических обитателей зоопарка.

Каждому ребенку вручается конверт с разрезанным (4 – 6 частей) изображением животного.

Задание: составить из частей целую картинку и назвать изображенное животное.

Итог занятия.

Ребята, вы все большие молодцы! Наше занятие подходит к концу. И напоследок я хочу спросить ваше мнение о том, для чего:

Жирафу – длинная шея?

Верблюду – горбы?

Черепахе – панцирь?

Слону – хобот?

Тигру – полоски?

Вопросы на формирование оценочно-контрольных действий.

  • Дети, скажите, чему новому вы научились?
  • Перед кем вам хотелось похвастаться успехами?
  • Что не удалось вам на занятии?
  • Какие новые слова вы запомнили?

Дети прощаются с куклами Мальвиной и Буратино и благодарят за интересное знакомство с экзотическими животными нашего Зоопарка.

ВЫВОД

Работа по развитию речи не будет эффективной без использования художественной литературы, народного фольклора и его малых жанров: сказки, стихи, загадки, чистоговорки. Они помогают развивать память, выразительность речи и является материалом для закрепления, что вызывает интерес к дальнейшему обучению.

Все предложенные задания в занятии дополняют друг друга и вытекают друг из друга. Это позволяет постоянно повторять выученный материал и дополнять его. Малыш погружается в определенный познавательный блок и получает информацию из него в течение определенного времени в различных формах.

Главная цель занятия – заинтересовать дошкольников определенными знаниями, ввести их в круг вопросов, которые изучаются. Эти знания предполагают не только решение задач по развитию речи, но и выполняют триединую функцию – несут информацию, вызывают эмоции, ощущения, связи и побуждают к деятельности.

Задания для развития мышления по теме «Экзотические животные».

  1. Слон выше бегемота, но ниже жирафа. Кто самый низкий? Кто самый высокий? Кто ниже, чем жираф?
  2. Что общего и чем отличаются тигр и зебра?
  3. Вопрос «на засыпку».
  • Антилопа бежит быстрее бегемота, но медленнее гепарда. Кто быстрее,  а кто медленнее всех?
  • Львица ждет льва. Кто задерживается?
  • Газель бежит за антилопой, а за газелью львица. Кто бежит первый, а кто последний?
Оценки
( Пока оценок нет )
Логоправ!
Добавить комментарий