Развиваем дошкольников с помощью игровых технологий

Значение игровой технологии заключается в том, что это не просто приятное провождение времени, а способ обучения при правильном подходе, а также инструмент проявления в творческой сфере; метод терапии; начальный этап социализации маленького гражданина в обществе.

Основа игровой технологии

Основа игровой технологии составляет общение меду педагогами и детьми, которое осуществляется регулярно.

Это важно, так как:

  • воспитанники активизируются;
  • повышается интерес к познанию;
  • происходит подъем эмоционального фона;
  • создаются предпосылки развития творчества;
  • занятия максимально сконцентрированы благодаря четко обозначенным условиям игры;
  • педагог может менять стратегию/тактику игрового действа, усложняя/упрощения при необходимости задачи (зависит от степени освоения материала).

Под игровой технологией понимаем

Игровая технология – это вид организации процесса обучения, представленный различными увлекательными играми, взаимодействием педагога и воспитанников посредством воплощения некоторого сюжета (например, игры, какого-нибудь спектакля или сказки).

Целью игровой технологии является формирование основы мотивации, которая в полной мере способна сформировать навыки и умения деятельности, исходя из условий дошкольного учреждения и уровня развития детей[Степанова, 2012, с.14].

Задачи:

  1. Стремиться к высокому мотивационному уровню и достигнуть его, формирование у ребенка осознанного понимания необходимости в получении знаний и умений на базе собственной активности ребенка.
  2. Подбор средств, направленных на активизацию деятельности детей.
    и способствующих достижению высоких результатов.
  3. Укрепление эмоциональной связи ребенка с воспитателем.

Основные постулаты концепции игровой технологии

Совместными усилиями с воспитанниками формируется игровая форма посредством игровых приемов и ситуаций, представленных в роли катализаторов и стимуляторов, побуждающих ребенка к деятельности.

Игровая технология всесторонне изучает некоторую часть образовательного процесса, у которой есть общая идея, содержание, персонажи.

Постепенно в игровую технологию добавляются игры и упражнения, направленные на комплексное формирование знания или некоего качества из образовательной области.

Причем игровой материал призван побудить к образовательному процессу и сделать освоение учебного материала максимально эффективным.

Игровые технологии являются:

  • методом обучения;
  • способом реализации творчества;
  • первым этапом социального развития ребенка в обществе.

Игра с педагогом относительно простой игры имеет важное отличие – обозначена четкая цель обучения и ее результаты. Их можно в последствие обосновать, явственно выделить и охарактеризовать в направлении учебы и познания.

Для чего нужны Игровые приемы и ситуации

Игровые приемы и ситуации помогают создать игровую форму. Они выступают инструментом побуждения, стимулирования.

Игровые приемы и ситуации в ходе урока реализуются следующим образом: учащимся обозначается дидактическая цель (выглядит как игровая задача); обучение ведут в рамках правил игры; в качестве основы для деятельности используют обучающий материал; добавляют элемент соревнования, превращающий дидактическую задачу в игру; успехи в игре отождествляются с достижением поставленных целей.

Педагог должен разбираться в функциях и классификации педагогических игр, чтобы игровая технология занимала должное место и выполняла свою роль в учебном процессе.

Как организуется игровое развивающее пространство

Игровое обучающее пространство необходимо направить на так называемую «зону ближайшего развития», связанную со всеми ближайшими объектами (предметами и другими структурами), а это в свою очередь и заполнит все необходимое обучающее, игровое и другие пространства ребенка, конечно, согласно требованиями этой Программы.

Работа нацелена на создание уникального образовательного пространства для детей дошкольного возраста. Оно прежде всего обеспечит игровую форму обучения, необходимую на данном этапе развития.

Читайте также
Реализация условий проектирования развивающего образовательного пространства средствами современных игровых технологий
Условия проектирования образовательного пространства в детском саду посредством игровых технологий. Описания современных…

 

Все это, безусловно, рассматривается как совокупность психолого-педагогических, образовательных, экологических, морально-этических, физкультурно-оздоровительных и других мер, которые, в свою очередь, обеспечат ребенку уютную, познавательную и комфортабельную среду, физическое и психическое благополучие и здоровье.

Идея игрового пространства

Центральной идеей пространства является воплощение в жизнь выше обговорённую модель игрового образовательного пространства, которое создаст перспективу для самовыражения и самопознания каждого ребенка дошкольного возраста и улучшит систему образования до современных тенденций, что, действительно, необходимо.

Безусловно, данная форма образования повысит среди детей интерес к обучению, а также обеспечит ускоренное развитие базовых навыков, необходимых на дальнейших жизненных этапах. Все свои потребности ребенок может реализовать в процессе игры, это еще раз доказывает эффективность этой методики.

Поэтому, данный процесс, действительно, направлен на повышение качества знаний среди детей, усилению стремления и понимания важности обучения. Игровой процесс обеспечивает возможность выбора наиболее подходящего вида деятельности каждому ребенку индивидуально.

Для детей дошкольного возраста это наиболее подходящая форма обучения, ведь все здесь построено не на теоретических знаниях, а на практике, что делает обучение для ребенка более интересным и необычным, также это ребенку некую самостоятельность и свободу выбора.

Современные игровые технологии в ДОУ

Современные игровые технологии в ДОУ отводят ребенку роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой.

Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности.

Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Игровые технологии в ДОУ позволяют воспитателю развивать самостоятельность, привести в движение внутренние процессы психических новообразований.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, воспитатель должен обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка.

Игра полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Важной особенностью современных игровых технологий, которые воспитатель использует в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

Необходимо также создать абсолютно новую форму методик для преподавателей, ориентированную на независимый и самостоятельный выбор игр среди дошкольников и обеспечивающую свободное выражение эмоций и чувств, а также раскрытие индивидуального потенциала каждого ребенка.

Читайте также
Особенности создания речевой среды в дошкольной образовательной деятельности
Создание речевой среды — особенности организации, почему важна хорошо организованная среда? Направления работы по созданию речевой…

 

Основные модели проекта направлены на поддержание здоровья обучающихся. Для этого необходимо направить все возможные факторы на удовлетворение потребностей и интересов детей.

Развитие крупной и мелкой моторики рук, участия и победы в различных соревнованиях и мероприятиях, психическое и физическое здоровье каждого из детей, самосовершенствование и самопознание, совершенствование уже имеющихся навыков – все это обеспечит среда.

Это игровое обучающее пространство будет ориентировано на различия в возрасте, активности, открытости, самостоятельности. Также существенны отличия пола.

Для обеспечения самостоятельности, детям даже предоставляется возможность выбора помещения, а также самого вида деятельности.

Получается, что ребенок, с участием взрослых, обустраивает пространство вокруг себя, это не только доставляет удовольствие дошкольнику, но и развивает его во всех пониманиях. Этот вид деятельности построен на индивидуальных особенностях каждого ребенка, при том он сам становится субъектом образования.

Использование квест-игр в образовании

Наиболее популярными сегодня являются квест-игры.

Квест – это слово, которое было заимствовано из английского языка. Оно означает то, что человек ищет что-либо. Например, это может быть предмет или какое-то приключение. Иногда квест переводится как рыцарский долг. Согласно мифологии и английской литературе изначально под понятием «квест» выражался один из методов построения сюжета.

Например, это могло быть путешествие героя произведения, которое сопровождалось различными трудностями, которые нужно было преодолевать.

Во время таких путешествий героям произведений встречались самые разнообразные трудности. По пути они встречали много самых разных персонажей. Одни персонажей оказывались хорошими помощниками. А другие – только мешали. Мотивом для выполнения квеста могла быть личная выгода или что-то еще.

Игры в виде квестов – это достаточно интересный инструмент, позволяющий воспитывать и развивать личность дошкольника. У ребенка формируется инициатива, как часть творческой личности. Также улучшается физическое здоровье, ребенок приобретает активную познавательную позицию. Это позволяет полностью реализовать требования Федерального стандарта дошкольного образования.

Квесты – это современные креативные игры, который обладают зажигательным характером. Дошкольники с удовольствием принимают в них участие.

Если рассматривать квест, как технологию игр, то обычно это своего рода путешествия, которые доступны детям дошкольного возраста.

Квесты в дошкольном возрасте

Квест – это игровая деятельность, которая объединяет разные виды активности. Они позволяют ненавязчиво реализовывать задачи федерального стандарта образования.

Главное, дошкольники принимают участие в такой игре с большим удовольствием и легкостью. Им интересно выполнять разные задания. Дети становятся очень активными, участвуют в поисковой и познавательной деятельности.

Квест обычно принимает форму командной игры. Это занятие формирует много полезных качеств. Дети становятся более сообразительными, развивается их нестандартное мышление, что позволяет быть более креативными. Также квесты положительно влияют на эрудицию ребенка и его выносливость.

Идея любого квеста простая. Дети разделяются на команды. Каждая команда, перемещаясь по разным точкам, выполняет те или иные задания. И в этих заданиях кроется самая изюминка. Ведь задания должны быть очень оригинальными и интересными, они не должны требовать специальных знаний или навыков и быть доступными для каждого игрока.

Квесты в формировании инициативы дошкольников

Для поддержки инициативы у старших дошкольников – это разработка и организация квестов образовательного характера. Образовательные квесты проводятся в детском саду. Используются для этого помещения группы, музыкальные комнаты и другие подходящие помещения.

Чтобы создать маршрут квеста, нужно выбрать один из следующих вариантов:

  • создать маршрутный лист (не него вписывают все точки и места, где они находятся. Также здесь заносятся загадки или ребусы, которые нужно разгадать, чтобы понять место следующей точки);
  • схематические карты, изображающие маршрут;
  • участники могут получать информацию о том, куда им идти уже после выполнения задания на одной из остановок.

Часто организуются образовательные квесты линейного типа, в которых игроки идут в соответствии с указанным маршрутом от одной точки к другой до тех пор, пока не окажутся на конечной станции.

Квест всегда начинается в помещении группы. Дошкольники получают конкретную цель.

Например, детям говорят о том, что пришло сообщение от генерала В.И. Темного, которое содержит информацию о том, что он потерял очень важную вещь. Естественно, дети должны ее найти.

Затем педагог дает детям инструкцию к выполнению первого задания. Так начинается игровой процесс. Обычно первые задания несут интеллектуальную направленность. Дети разгадывают головоломки, складывают пазлы, режут картинки и т.п. Решая интеллектуальные задания, дошкольники развивают нестандартное мышление.

Затем ребята, сложив пазлы, получают фотографию, изображающую место, куда нужно двигаться дальше. Проходя квест, дошкольники выполняют различные задания.

Например, они участвуют в спортивных эстафетах. За участие они получают поощрительные подарки. Это могут быть значки и жетоны. Выполняя физические упражнения, дети стараются найти наиболее оптимальное решение задачи.

Оказавшись в музыкальном классе, дошкольники выполняют задание с музыкальным сопровождением.

Когда квест заканчивается, все задачи оказываются решенными. Дошкольники собирают множество подсказок, которые помогут им решить последнее задание.

Последующие задания необходимо постепенно усложнять, чтобы у детей возникала необходимость поиска решений самостоятельно. В таком случае дети начинают проявлять инициативу, высказывая свои предположения к выполнению заданий.

Проблемные ситуации во время игры

Очень важно при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры.

Согласно Н.В. Ивановой, нужно создать такую проблемную ситуацию в игре, чтобы дети встали перед интересной им задачей и пожелали решить ее самостоятельно. Всегда при достижении той или иной цели дошкольники сталкиваются с трудными ситуациями.

Если эти затруднения находятся в зоне ближайшего развития, дошкольники способны их решить самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослого.

Чтобы научиться преодолевать такие трудные моменты, дошкольник должен обладать хорошо развитой познавательной активностью. Если дети не способны проявить инициативность в этом вопросе, то они не научатся находить решения проблемных ситуаций. В таком случае педагог будет вынужден облегчать поставленные задачи и находить выход из возникших ситуаций вместе с детьми.

Чтобы создать проблемную ситуацию, воспитатель изменяет игровой материал и усложняет его. Также ситуация может быть обозначена словесно во время общения с дошкольниками. Воспитатель старается вызвать у ребят эмоциональную вовлеченность, желание самостоятельно найти решение проблемы.

Но бывают случаи, которые описывает А.Б. Теплова. Педагоги не осознают, насколько просты и естественны те проблемные ситуации, которые они предлагают для решения детям. Поэтому они считают, что дети уже научились мыслить самостоятельно. Важно все время анализировать игровые ситуации, и обращать внимание на применение этого подхода на всех возрастных этапах развития личности.

Нужно учитывать, что разные проблемные ситуации оказывают разное влияние на инициативу дошкольников.

Некоторые ситуации побуждают детей применять в игре новые знания о мироустройстве. Другие ситуации побуждают решать возникающие задачи более трудными методами. Также бывают проблемные ситуации, которые помогают развивать способность к целеполаганию и планированию для достижения поставленных целей. Еще один вид проблемных ситуаций – это те, что формируют самостоятельность в подготовке и трансформации игровых условий.

Таким образом, необходимо постоянно усложнять проблемные ситуации. В этом случае игра не перестает быть интересной, и дети с радостью принимают в ней участие. Важно следить за тем, чтобы проблемные ситуации были достаточно сложными и интересными, чтобы дети были побуждены максимально проявить свою инициативность и самостоятельность.

Согласно П.В. Смирновой, важно создать такую проблемную ситуацию, которая бы ставила перед детьми интересные для них игровые задачи, такие, какие они способны решить самостоятельно.

Поддержка инициативности у дошкольников

Практика образования в дошкольный период содержит следующие методы поддержки инициативности: с помощью интересных сюжетов обыгрываются макеты различных пространств, используются игровые приемы и материалы для обыгрывания правил и культуры разыгрываемых действий. Часто дети играют по мотивам литературных произведений и мультиков.

Если рассматривать образовательное развивающее пространство как комплекс, состоящий прежде всего из игровой деятельности, которая, в свою очередь, является своеобразным, можно сказать, подходом, в котором общество рассматривается как единство культуры и социальности, связанной непосредственно с человеком, то можно сделать вывод, что первые базовые навыки дети приобретают именно благодаря игре. Все это необходимо для разностороннего развития всех видов деятельности у младшего поколения.

Таким образом, можно сделать вывод, что данная форма образования способствует развитию мышления, способностей и воображения ребенка, дает элементарные практические умения, кроме того помогает детям обеспечить себя правильным представлением об окружающем мире и действительности.

Проектирование развивающего образовательного пространства для детей дошкольного возраста средствами современных игровых технологий эффективно, если реализовать следующие условия: использование образовательных квест-игр на развитие инициативности личности с постепенным усложнением заданий; применение игровых технологий и комплексное руководство игрой.

Читайте также
Конспект занятия «Огородные культуры»
Расширение словарного запаса «Огородные культуры» — конспект занятия в детском саду. Повторение темы «Овощи», развитие памяти и…

 

Оценки
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Логоправ!
Добавить комментарий

  1. Галина

    Игровые технологии полезно использовать не только в работе с детьми, но и со взрослыми. Ведь этот метод позволяет раскрепоститься, что очень важно для формирования любых личностных качеств.

    Ответить