Описание как особый тип речи

В данной статье мы рассмотрим описание как тип речи.

От того, какую задачу ставит перед собой автор будет зависеть общая конструкция текста или речи. Абсолютно по-разному можно описать осеннюю погоду, запах леса, поведение человека или событие, произошедшее на прошлой неделе.

Многие столетия формировались функционально-смысловые типы речи (схемы и структуры) для того, чтобы в современном мире рассказчику было проще выстроить свое повествование. Так появились описание, повествование и рассуждение.

Описание как функционально-смысловой тип речи

Под описанием понимается такой тип речи, когда указываются постоянные или временные качества какого-либо явления, предмета, живого существа, места, природы, состояния человека и прочего. Описание является статичным и действие не развивается. Употребляется как настоящем времени, так и в прошедшем и будущем.

Цель типа речи описание — создать наиболее полное представление о рассказываемом объекте. Используются простые предложения, преимущественно с однородными членами.

Применяются существительные, прилагательные и наречия. Допускается использования глаголов, но только несовершенного вида прошедшего или настоящего времени. Нередко описание дополняется синонимами (согласованными и несогласованными).

Описание может быть объективном, при котором рассказчик указывает качества объекта и не говорит о своем отношении к нему, а так же субъективным — автор делится своим мнением о предмете посредством речевых оборотов.

Композиция описания

Композиция описания состоит из трех частей:

  • зачин (задается предмет описания и создается общее представление о нем);
  • основная часть (перечисляются качества, начиная с наиболее значимых);
  • концовка (автор подводит итог и высказывает свое отношение к предмету описания).

Главное в композиции, чтобы присутствовало единство представления и взглядов на объект, а так же логическая последовательность при его описании.

Особенности языкового оформления описания

  • Лексические единицы. Сюда относится всевозможная лексика тематических групп, обозначающая названия предметов и фразеологизмы.
  • Морфологические средства. Допускаются разные части речи, но важнее всех являются существительные, прилагательные и глаголы несовершенного вида прошедшего или настоящего времени.
  • Синтаксические единицы. Возможность перечисления, то есть предложения с однородными членами и сложные предложения. Применимы конструкции текста с параллельными видами связи.

Разновидности текста с описанием

  • Фактографическое описание.

Чаще применимы в научной и технической сфере, в инженерном деле, инструкциях и руководствах, а так же в справочниках. Знаковым отличием является точность, полнота и отсутствие эмоциональной оценки.

Композиция построения обычно имеет следующий вид:

  1. Общее назначение объекта (функция).
  2. Его составные части и их назначение.
  • Творческое описание.

Присутствуют эмоциональные, эстетические и художественные элементы. Существует ряд правил при составлении текста:

  1. Объект представляется отдельно, выделяется.
  2. Указываются его характерные свойства, которые не только интересны для автора, но и заинтересуют адресата.

При составлении творческого описания акцент делается на интересной детали объекта. Так же происходит поиск яркого сравнения для создания точного образа. Повествование дополняется личным мнением рассказчика и его отношением к предмету описания.

Типичная структура построения начинается с указания общей картины (указывается время, место и прочее), далее рассказ акцентируется на объекте и предоставляются его характеристики. Для придания яркого и эмоционального образа достаточно сохранять динамику описания.

Пример текста описания

  • Примеры фактографического описания.
  1. Холодильник «Снежинка» предназначен для хранения скоропортящихся продуктов питания и для поддержания их свежести (функция). Он состоит из одной общей камеры, включающей в себя два отсека для хранения свежих фруктов и овощей, полок и морозильника (составные части и их функции).
  2. Подорожник большой. Травянистое растение с крупными листьями (общее описание). Имеет короткое вертикальное корневище и многочисленные нитевидные корни. Листья большие и длинночерешковые, образующие прикорневую розетку (состав). Они применяются при ранении, ушибах и ожогах (назначение).
  3. Барсук — крупное животное, достигающее 1 метра в длину и имеющее серебристо-серый окрас (общее описание). Между глазами и ушами располагается черная полоса. Имеет крепкие лапы с острыми когтями (части и их описания). Этими лапами он роет норы, выкапывает корешки и обороняется (назначение частей).
  • Примеры творческого описания.
  1. Предмет. Мария приметила на кухонном столе крупное яблоко. Оно было очень аппетитным, и солнечные блики играли на его красном боку. Приблизившись к нему, она заметила небольшую дырочку около сухого черенка, которую сделал червячок.
  2. Человек. В комнату зашел незнакомый никому мужчина. Он был невысокого роста, а его взъерошенные рыжие волосы выглядывали из-под шляпы. Внимание многих привлекло его помятое пальто. На вид ему было лет 30, но седина в бороде добавляла ему возраста.
  3. Место. Сегодня утром мы с братом впервые этой весной выехали на велосипедах. Наш путь лежал до небольшого озера городом. Добравшись туда мы ахнули от той красоты, что царила вокруг. День только зарождался. Утренняя роса еще не успела покинуть юную зелень полей, а густой туман поднимался от кристально чистой воды. Птицы приятно пели в высоких кронах деревьях, а наши сердца замирали, чтобы их не спугнуть.
  4. Состояние человека. Поздним вечером меня охватила неожиданная тревога. Тело начало трясти и поднялась высокая температура. Со мной давно такого не случалось. Пришлось отложить дела и лечь в кровать.

Самое главное при использовании данного типа речи — это умение выделить те свойства объектов, которые привлекут адресата, сделают повествование полным и точным.

А после применять эти свойства как основу во всем рассказе о предмете. При построении описания рекомендуется избегать лишней детализации, повторов и несуществующих качеств объекта.

Оценки
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Логоправ!
Добавить комментарий

  1. VLCow

    В школе изучали разные типы речи. Уже многое призабылось. Интересно повспоминать

    Ответить
  2. YuliaCow

    Люблю описывать картины

    Ответить
  3. VLCow

    Отличная статья, вспомнились школьные уроки по этой теме.

    Ответить