Расширение словарного запаса через ознакомление с животным миром

В дошкольном возрасте дети проще всего учатся эмоционально взаимодействовать с природой. В этот период чувства и ум ребенка формируется в соответствии с тем, как ребенок выстраивает отношения с окружающим миром.

Ознакомление дошкольников с природой

Многие педагоги большое значение придавали природе, как тому, что помогает воспитывать детей. Согласно Я.А. Коменскому природа является богатым источником знаний, средством для формирования воли и чувств, а также интеллекта. Согласно К.Д. Ушинскому, чтобы заставить ребенка полюбить природу, нужно рассказывать ему все о ней, что доступно его интеллектуальному развитию.

Л. Колодина считает, что без глубокого и стойкого интереса к природе невозможно приобрести знания об окружающем мире в полной мере.

Живая природа – это очень многогранный и сложный мир, в котором царят животные. На животных отводится всего 2 процента от всего живого на планете, но роль их в жизни биосферы просто огромна.

Живой мир – это источник для получения лекарственного и промышленного сырья, для материальных и пищевых ценностей.

Животный мир также можно активно использовать в культурной, научной и просветительской целях. Важно, чтобы человек обладал хорошим запасом знаний в области естественной науки.

Человек первые представления о животных приобретает в детстве. В дошкольных учреждениях развиваются представления о том, как разнообразен мир животных, как проводится целенаправленная педагогическая работа.

Эмпатийность и высокая эмоциональная отзывчивость дошкольников дает возможность активно развивать опыт общения с животными, поощрять и стимулировать гуманные поведенческие проявления в природе, развивать радостные эмоции от нравственных положительных поступков.

Образовательный процесс в ДОУ и ознакомление с животными

Достоинство образовательного процесса в ДОУ в том, что она позволяет удобно указать уровень и объем знаний, которые необходимы дошкольникам. Первый блок знаний – это представления о живых организмах и животных, об их свойствах и признаках.

Это определенные признаки некоторых животных: величина, цвет, органы и части, их пространственное расположение, вариативность.

Определенные представления о признаках животных включают в себя следующую информацию: питание: что принимает в пищу, чем ест и каким образом; движение: как двигается и с помощью чего. Определенные представления о главных потребностях знакомых для детей животных о пище, влаге, тепле и месте обитания, о методах удовлетворения этих потребностей организмами уголка природы, которые живут на даче или дома.

В программу включены представление о том, что такое труд человека, как нужно создавать условия для жизни живых существ и ухаживать за ними, какое отношение нужно к ним развивать. Дифференцированные представления о том, в каком состоянии находятся животные. Также дети должны принимать участие в уходе за животными. Они должны понимать причины, по которым животные находятся в благополучном или неблагополучном состоянии.

Следующий блок знаний – это связь живых организмов с их средой обитания.

Представление том, какие существуют среды обитания, каковы их основные компоненты, качества и свойства, доступные сенсорному анализу. К примеру, знания о том, что домашние животные не могут самостоятельно удовлетворить собственные потребности – им должен помогать человек.

Также к этому блоку относятся представления о том, какой труд у взрослых по уходу за животными.

Знания о том, как меняются среды обитания по сезонам, какие сезонные природные явления и приспособления животных к меняющимся условиям среды.

Следующий блок знаний: сюда включаются понятия о том, каковы главные признаки живых организмов. Это развитие, рост и размножение.

Четвертый блок – это понятие о том, какие бывают сообщества животных и растений в природе.

Ознакомление с миром животных по программе «Детство»

Программа «Детство» также содержит перечень необходимых речевых и познавательных умений.

Ребенок должен уметь различать явления и объекты природы по их признакам, выделять комплекс сенсорных признаков, быть способен использовать все способы проведения сенсорного анализа, сравнивать явления и предметы природы по имеющимся свойствам и постепенно учиться самостоятельно находить основания для сравнения.

Ребенок должен научиться устанавливать разные по содержанию связи. Например, это могут быть связи между назначением и строением органа, связи между поведением животного и тем, как удовлетворяются его потребности.

Нужно составлять рассказ описательного плана, который хорошо знаком для детей. Нужно отражать в речи результаты обследования и наблюдений, нужно применять слова, которые бы отражали меру качества тех или иных признаков, устанавливать связи и обобщения [13].

Важно развивать интерес детей к тому, каковы особенности внешнего вида животных, какой у них образ жизни, нужно научить детей выражать сочувствие животным, сопереживать живым организмам, когда их целостность нарушается. Важно развивать доброжелательное отношение к животным и учить детей быть осторожными во время игры на природе, чтобы не навредить животным. Нужно развивать интерес к труду людей по уходу за животными, желание им самим оказывать помощь взрослым, самостоятельно выполнять поручения.

Уровни представлений о животных у дошкольников

  1. Низкий. У детей незначительный объем знаний о животных. Дошкольник знает и при помощи взрослого может выделять определенные внешние признаки строения животного, наиболее яркие поведенческие особенности животных и их реакции. Он может наблюдать за ними только если это предлагает взрослый. Причем представления о признаках живых существ очень неустойчивы. Интерес к природе достаточно ситуативен, эмоции ребенка выражены слабо.
  2. Средний. Дошкольник знает и может назвать несколько представителей животного мира, опираясь на их признаки. Он безошибочно может определить живых животных, находить в них не только существенные, но и несущественные признаки. Проявление интереса и желание ухаживать за животными избирательны и неустойчивы. Ребенок редко самостоятельно наблюдает за животными.
  3. Высокий. Дошкольник знает достаточно много животных и их характерных признаков. Он может правильно определить их принадлежность к живым существам, выделяя у определенных объектов признаки живого. Он способен проявить интерес к особенностям жизни, получает радость от общения, учит проявлять сочувствие попавшим в беду животным. Он стремится оказывать им помощь. У него осознанное отношение к животным, ребенок легко определяет их состояние.

Критерии и показатели представлений о животных

Более подробно о том, как развивать представления о животных, мы можем найти у Л.О. Бобылевой, которая посвящена знакомству дошкольников с животным миром.

Информацию о мире животных можно разделить на три группы:

  • внешний вид животных, их жизненные проявления;
  • среда обитания животных, методы приспособления у условиям жизни;
  • польза, которую животные приносят.

С какими животными нужно знакомить детей?

Дошкольники должны познакомиться с представителями четырех классов мира животных: земноводные, пресмыкающиеся и насекомые.

С млекопитающими дети должны познакомиться с первой младшей группы. Цель – развивать бережное отношение и интерес к живым существам, желание ухаживать за ними и помогать им. Развивать элементарные навыки ухода за живыми существами.

Во второй младшей группе у дошкольников формируют интерес и развивают бережное отношение к животным, желание за ними ухаживать. Нужно различать основные части тела животных.

Позднее дошкольники должны познакомиться со строением и поведенческими особенностями живых существ: обитателей живого уголка природы. Нужно выделять части тела, покров и поведенческие особенности животных: как они передвигаются, как питаются, как отдыхают.

Далее нужно расширять детские представления о внешнем виде и поведенческих особенностях животных в уголках природы. Нужно учить детей замечать величину, форму и окраску некоторых частей тела животных, замечать их функции в процессе передвижения, отдыха и питания. Развивать представления о том, что условия жизни животных должны быть максимально приближены к свободным.

На завершающем этапе расширяют знания, обучают детей связному рассказу об особенностях внешнего вида животных, об их повадках, а также о том, какие распространены в других зонах нашей страны животные. Также детей можно познакомить с тем, как некоторые животные приспосабливаются к условиям жизни – к природным и к тем, что создаются человеком.

Программа ознакомления дошкольников с животными

Программа обучения и воспитания детей в детском саду  включает в себя следующее содержание представлений дошкольников о разнообразном мире животных.

В первой младшей группе дошкольников нужно познакомить с домашними животными: с собаками, с коровами, с кошками. Нужно научить их называть их и их детенышей. Также нужно познакомить детей с тем, каковы особенности животных, научить их различать их части тела.

Во второй младшей группе дошкольников нужно начать знакомить с некоторыми дикими животными: с медведем, лисой и зайцем. Нужно научить их узнавать по внешнему виду. Нужно познакомить детей с главными потребностями животных, от удовлетворения которых зависит их жизнь.

Далее дошкольники должны научиться определять одного-двух пресмыкающихся (черепаху и ящерицу). Нужно, чтобы они могли показывать особенности среды обитания их в природном мире, нужно закреплять детские представления о насекомых, развивать желание проявлять заботу о домашних животных и за ними ухаживать.

Затем нужно познакомить детей с особенностями жизни зверей: где они обитают, что кушают, как добывают пищу. Нужно научить дошкольников сравнивать насекомых по тому, как те передвигаются.

И, наконец, нужно углубить и систематизировать детские представления о том, каковы условия жизни животных, нужно познакомить их с тем, каковы формы защиты некоторых пресмыкающихся и земноводных. Нужно научить детей различать бабочек по внешнему виду и называть их. Дети также могут называть животных по особенностям строения или по среде обитания.

Содержание работы по ознакомлению  с животными

У дошкольников должны быть сформированы представления о таких домашних животных, как овца, кошка, лошадь, корова, олень, верблюд, свинья, коза. Важно, чтобы ребята могли называть их особенности и то, как они приспособлены к среде обитания. Нужно, чтобы они понимали, как заботиться о домашних животных.

Работу начинают с того, чтобы уточнить признаки домашних животных: они существуют с людьми, не боятся их, приносят пользу в хозяйстве. Человек должен заботиться о домашних животных, создавать для них нужные условия.

К примеру, педагог может попросить ребенка назвать домашних животных. Затем он раскладывает картинки со свиньей, уточняет то, как она живет. Затем проводит беседу о корове. После чего делается обобщение: нужно перечислить признаки, по которым свиньи и коровы относятся к домашним животным.

Педагог старается выяснить, чем звери отличаются от домашних животных. Нужно показать картинку с кабаном и рассказать, что тот живет в лесу весь год. Затем дети должны сказать, что случиться со свиньей, если она будет жить в лесу. Сможет ли она остаться в живых? Она не может быстро перемещаться, хорошо заметна на темном лесном фоне, не приспособлена к холоду и голоду, не умеет добывать пищу и находить убежище – она полностью зависит от человека.

Подобным образом можно сравнить корову и лося. Затем делается обобщение, что домашние животные не приспособлены существовать без заботы человека.

Дошкольники приобретают много знаний о природе. Но в основном эти знания носят разрозненных характер и касаются отдельных видов животных, их наиболее характерных особенностях в поведении и строении. Это связано в том, что дошкольник может узнавать и называть дикое животное, рассказывать о самых ярких признаках его повадок и внешнего вида. Сведения о специфике диких животных у детей могут быть неконкретными и разрозненными.

Что должны знать дети к старшему дошкольному возрасту

Согласно исследованиям Е.Ф. Терентьевой дошкольники могут назвать от 10 до 45 диких животных. Больше всего знаний у них о млекопитающих и птицах. Меньше они знают о рыбах, о земноводных, о пресмыкающихся и насекомых. Показательным фактом является то, что дошкольники больше знают об экзотических зверях, чем о тех, что обитают в их родном крае. Знания о животных неглубокие и неточные.

Тем не менее в конце пятого года жизни у дошкольников может обнаружиться тенденция осознания связей между средой обитания и живым организмом. На определенных примерах дошкольники стараются связать характер поведения животных с тем, какие у них есть органы и особенности среды обитания.

Нужно уточнить главные лини, в отношении которых делают классификацию представителей животного мира и развиваются представления. В дошкольный период формируются общие представления о группах животных, которые относятся к одним классификационным единицам. Это связано с тем, что дошкольники понимают термины, которые могут охарактеризовать класс животных – это насекомые, рыбы, птицы, грызуны, хищники. Они не только пользуются этими словами, но и могут узнавать и группировать представителей разных классов на иллюстрациях.

Некоторыми понятиями дошкольники владеют свободно, другие понятия им незнакомы или они имеют о них неясное представление.

Еще одна особенность заключается в том, что даже те термины, которыми дошкольники оперируют нередко, наполняются абсолютно разным содержанием. Дошкольники очень широко или узко пользуются обобщенными словами, неправильно определяют разные виды животных, сосредотачиваются на конкретных примерах.

Обобщающие понятия, которые обозначаются словами-терминами, дети часто слышат от взрослых. Было доказано, что применение в обычной речи неверных биологических и искаженных понятий развивает у дошкольников ошибочные обобщения. Самыми типичными ошибками считаются то, что понятие «животное» сужается, дети идентифицируют его со зверями и млекопитающими.

Дошкольный возраст как период лучшего усвоения материала

Согласно С.Д. Дерябо, в каждом понятии есть ядро – ясное знание объектов, которые относятся к этому понятию. У дошкольников пока нечеткие знания о диких животных, поэтому они испытывают трудности в классификации. Часто дети допускают ошибки в терминах «дикие животные», «звери», «хищники».

Это связано с тем, что в ядре перекрещиваются сходные признаки. К примеру, большинство хищников – это дикие животные, которые включают в свой состав и зверей. При этом в состав диких животных включаются хищники, среди которых есть и млекопитающие (звери). Звери могут быть дикими и хищными. Существуют животные, к которым подходят все эти три понятия. К примеру, лиса, волк, лев, тигр – все это хищные дикие млекопитающие. Если у ребенка отсутствует один из показателей, то у него создаются неясные представления, что может привести к ошибкам в классификации. Например, крокодила многие дошкольники считают зверем. А белку или зайца они зверем не воспринимают. Не хотят называть хищниками ни кошек и собак.

У родителей также заметно смешение понятий, что видно даже и у воспитателей. Все это неизбежно накладывает отражение на представления дошкольников.

Дошкольный период – это время, когда дети могут легко находить общие признаки, которые объединяют разные предметы в группу. Они могут классифицировать эти предметы. Работая над группированием диких животных по разным основаниям, дошкольники стараются опереться на наглядные образы и на знание обобщающих терминов. Часто это объединение делается по сходству строения. Это может привести к тому, что одной группе оказываются животные, которые обладают сходными, но далеко не существенными признаками.

Функциональность природных объектов

Л.М. Маневцова считает, что классификация животных должна осуществляться детьми, основываясь на определении функциональных и структурных признаков

Функциональность природных объектов может быть связана с деятельностью человека, поэтому она преобладает в житейском сознании. Это может относиться как в взрослым, так и к детям.

Дошкольники стремятся группировать по признакам объекты, поэтому дети воспринимают животных как живых существ с определенным поведением. Многообразные формы поведения воздействуют на эмоции детей. Поэтому функциональный признак часто становится доминирующим в объединении животных.

Нужно отметить, что объединяя животных, основываясь на морфологических сходствах, дети  стараются опереться на существенные признаки понятий зоологии. Но они не могут отделить их от несущественных признаков и не могут придать им особого значения. Это дает основание считать, что представления дошкольников имеют допонятийный уровень.

Таким образом, дети должны получать знания о домашних животных в занимательной и интересной форме. Для этого применяются разные средства.

Формирование представлений о животных через дидактические игры

Самым эффективным методом развития представлений о диких и домашних животных считаются дидактические игры, в которых дети могут систематизировать, пополнять и закреплять представления.

Согласно Н.Г. Лаврентьевой, дидактические игры – это эффективные средства для знакомства с окружающим. По характеру изученного материала, дидактические игры можно разделить на игры с игрушками и предметами, на словесные и настольно-печатные игры. Дети могут закрепить и усвоить знания в процессе практических действий с картинками.

Во время дидактической игры многие явления начинают расчленяться на простые, а единичные явления обобщаются. Многие игры дидактического характера позволяют подвести дошкольников к классификации и обобщению, к использованию слов, с помощью которых можно обозначить обобщенные понятия.

Понимая значение дидактических игр, мы может описать следующие для них требования:

  • каждая такая игра должна дать упражнения, которые были бы полезны для интеллектуального развития детей и их воспитания;
  • в дидактических играх обязательно должна быть увлекательная задача, от решения которой зависят умственные усилия, преодоления определенных трудностей.
  • увлеченность игрой позволяет мобилизовать умственную деятельность, облегчить выполненную задачу.

Сегодня резко возрастает внимание исследователей к проблеме дидактических игр. Появляется потребность в том, чтобы более глубоко и разносторонне изучить отдельные вопросы этого типа игровой деятельности. это может быть связано с тем, чтобы найти наиболее рациональные и эффективные пути обучения и воспитания ребят, ввести игровые приемы в практику обучения детей младшего школьного возраста , использовать новые виды игровой деятельности.

Важное место в системе экологического образования играют дидактические игры. Во время дидактических игр дети стараются уточнить, закрепить и расширить имеющиеся у них представления. Значит, игры обладают большим значением для формирования личности ребенка и могут использоваться в арсенале воспитателей.

Воспитатель не просто знакомит дошкольников с животными, но и обучает их относиться с ними внимательно и бережно.

Нужно пробуждать у дошкольников с младшего возраста  любовь и интерес к миру животных. Это позволяет сформировать правильное отношение к фауне. Также это развивает более сложные нравственные эстетические чувства, которые предполагают активную позицию детей в отношении объектов природы.

Использование наглядного материала

Формирование представлений о диких и домашних животных у младших школьников можно осуществить при работе с изображениями. Их используют для того, чтобы решать познавательные задачи. Для этого применяются иллюстрации с изображением животных, которые группируются по принципу обобщений:

  • домашние;
  • обитатели леса;
  • экзотические.

Дошкольники младшего возраста  могут познакомиться не только с животными, но также и с их детенышами. Вместе с детьми рассматриваются реалистические картинки, обращается внимание на детенышей животных, много раз произносятся их название. Для сравнения предлагаются картинки с изображением отличительных признаков животных.

Для знакомства дошкольников с дикими  и домашними животными можно использовать дидактические игры, словесные и настолько печатные игры. Природоведческие подвижные игры основаны на подражании повадкам животных, образу их жизни, явлениям неживой природы. Дети имитируют звуки, движения и действия животных. Так лучше усваиваются знания, формируется эмоциональный положительный настрой, углубляется интерес к природе.

Усложнение заданий

Разнообразные занятия также можно усложнять. К примеру, во время ООД читают стихотворение «Кто как кричит».

Сначала дошкольники должны воспроизвести встречающиеся в тексте подражания тому, как кричат животные. Потом педагог не повторяет стихотворение и старается воспроизвести мычание коровы, курицы, кошки, волка, медведя, цыпленка. При этом он старается показать подходящую игрушку.

Постепенно требования к дошкольникам усложняются – от подражания к ответам.

Нужно обязательно соблюдать принцип повторности во время ООД при занятиях с младшими дошкольниками. Благодаря соблюдению этого принципа легче усвоить содержание программы. Каждый ребенок получает более прочные и устойчивые навыки и сведения, углубляются и расширяются его знания. Нужно признавать, насколько целесообразна и значима повторность, сколько раз нужно повторять ООД, чтобы получать желаемые результаты, не заставляя детей скучать.

Таким образом, эффективность дидактической игры по формированию представлений о диких и домашних животных у младших дошкольников во многом связано с их эмоциональностью поведения. Они быстрее приобретают полученные умения, если этот процесс доставляет им положительные эмоции, доступен их навыкам, вызывает у них чувство удовольствия  и радости.

Успехи во время ООД также могут определяться тем, насколько интересно или неинтересно содержание. Когда создаются условия для появления у детей позитивных эмоций, воспитатель проще и быстрее помогает достичь поставленных целей во время дидактических игр.

Логоправ
Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Adblock
detector