Что такое читательский дневник, зачем он нужен школьнику?

Независимо, в каком классе учится ребенок, он должен иметь, как минимум два дневника. Дневник с оценками успеваемости и Читательский дневник.

Под читательским дневником подразумевается тетрадь или блокнот со специальной структурой. Во время летних и других каникул ученики получают задания от учителя литературы — прочитать определенное количество книг по списку, который оглашается в классе.

Уходя на каникулы школьники не перестают учиться. Они продолжают получать основы школьной программы. А чтобы учитель смог после каникул их проконтролировать, все прочитанные за каникулы книги отмечаются в читательском дневнике.

Да не просто отмечаются. В дневник заносятся автор произведения, его название. Также есть место, где школьник обязан написать краткое содержание прочитанной книги и охарактеризовать главных и второстепенных действующих лиц.

Придя на урок ученику будет уже не так сложно вспомнить, что он прочитал за лето. Краткое содержание поможет вспомнить сюжет и героев. И можно по этим записям сделать хороший пересказ.

На лето задают прочитать большое количество книг. И если все они регулярно заносятся в читательский дневник, то пятерка в новом учебном году по литературе школьнику обеспечена.

Мы постоянно пишем краткие содержания для читательского дневника и добавляем в данный список. По мере того, как кратчайшее содержание будет написано, мы добавляем ссылки на текст, который можно будет прочитать перед тем, как заполнить дневник.

Как заполнять читательский дневник

В каждой школе и даже в каждом классе учитель может предложить свою форму заполнения читательского дневника. Но одинаковой особенностью является наличие столбцов с названием произведения, датой его написания, автором и кратким содержанием о прочитанном.

В некоторых читательских дневниках также заносят жанр, год публикации и другие информационные данные.

Предлагаю один из вариантов читательского дневника в упрощенной форме.

АвторГод написанияЖанр произведенияГлавные героиКратко
Здесь мы пишем инициалы и фамилию автора, написавшего произведениеЗдесь мы пишем год написания – не год публикации. Нам важно, когда автор закончил работу над своим произведением.Под жанром подразумеваются такие категории, как роман, рассказ, поэма, повесть и др.

Здесь указываем, к какому жанру относится данный вид произведения автора.

Здесь перечисляем главных героев произведения. Желательно с краткой их характеристикой.И, наконец, очень кратко пишем, о чем написано в произведении, каковы главные особенности и выражаем свое мнение о прочитанном.
Образец
А.Б. Вавилов2019РоманАнна Игоревна – домохозяйка, играющая на пианино

Федор Поликарпович – плотник, который постоянно что-то чинит в доме у Анны Игоревны

Васёк и Масёк – два оболтуса, вечно болтающиеся у мамы Анны Игоревны под ногами

Роман повествующий о нелегкой доле одинокой женщины Анны Игоревны, воспитывающей двух озорных мальчуганов.

Постоянный гость и помощник в доме Федор Поликарпович развил идею, как перевоспитать сорванцов.

Он готов жениться на Анне Игоревне, но та находит постоянные отговорки.

Роман – очень весёлый, читается легко и непринужденно.

Мое мнение

В жизни много разных интересных занятий и увлечений, которыми можно заинтересовать даже самых озорных мальчуганов.

Но с ними нужно всегда быть начеку, чтобы не попасть в неловкую ситуацию.

А главный урок – надо всегда слушаться взрослых и тогда не придется хлюпать носом, когда тебя снимают с дерева вверх тармашками, как героев нашего романа.

Оформление обложек у читательских дневников тоже различны. Для учеников младших классов это могут быть красочные обложки со сказочными героями.

Школьники постарше предпочитают украшать обложку в соответствии со своими вкусами и интересами. Старшеклассники зачастую и вовсе не украшают, а берут обычную тетрадку и в последний день каникул быстро строчат в ней что попало или списывают из интернета.

Но лучше уделить время и внимание оформлению читательского дневника во время, а не после каникул. И заполнять его сразу же после прочтения книги, а не тогда, когда сюжет уже успеет размыться в памяти.

Предлагаю пример оформления обложки читательского дневника для самых маленьких читателей.

Оформление дневника читателя

Кратчайшие содержания произведений для читательского дневника

Начальная школа

  1. Носов Н.Н. «Витя Малеев в школе и дома»
  2. Губарев В.Г. «Королевство кривых зеркал»
  3. Гофман Э. «Щелкунчик и Мышиный король»
  4. Медведев В.В. «Баранкин, будь человеком!»
  5. Гайдар А. «Тимур и его команда»
  6. Велтистов Е. «Приключения Электроника»
  7. Ершов П.П. «Конёк-Горбунок»
  8. Катаев В.П. «Сын полка»
  9. Чехов А.П. «Каштанка»
  10. Носов Н.Н. «Живая шляпа»
  11. Чехов А.П. «Ванька»
  12. Олеша Ю.К. «Три толстяка»

Для 5 класса

  1. Тургенев И. С. «Бежин луг»
  2. Твен М. «Приключения Тома Сойера»
  3. Дэфо Даниэль «Робинзон Крузо»
  4. Жуковский В. «Спящая царевна»
  5. Тургенев Н.С. «Муму»
  6. Погорельский А. «Чёрная курица, или Подземные жители»
  7. Григорович Д.В. «Гуттаперчевый мальчик»
  8. Перро Ш. «Спящая красавица»
  9. Толстой Л.Н. «Кавказский пленник»
  10. Жюль Верн «Таинственный остров»
  11. Некрасов А.С. «Приключения капитана Врунгеля»
  12. Распе Э. «Приключения барона Мюнхаузена»
  13. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
  14. Дюма А. «Три мушкетёра»
  15. Марк Твен «Принц и нищий»
  16. Пушкин А.С. «Руслан и Людмила»

Для 6 класса

  1. Гоголь Н.В. «Вечера на хуторе близ Диканьки»
  2. Троепольский Г.Н. «Белый Бим Чёрное ухо»
  3. Чехов А. П. «Хамелеон»
  4. Лесков Н.С.   «Левша»
  5. Пушкин А. С. «Дубровский»
  6. Твен М. «Приключения Гекльберри Финна»
  7. Сервантес Мигель «Дон Кихот»
  8. Астафьев В. «Конь с розовой гривой»
  9. Беляев А. «Человек — амфибия»
  10. Пришвин М. «Кладовая солнца»
  11. Распутин В. «Уроки французского»
  12. Платонов А. «Неизвестный цветок»
  13. Железников В.К. «Чучело»
  14. Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»
  15. Майн Рид «Всадник без головы»
  16. Чехов А.П. «Толстый и тонкий»
  17. Герберт Уэллс «Человек-невидимка»

Для 7 класса

  1. Пушкин А.С. «Повести Белкина»
  2. Пушкин А.С. «Песнь о вещем Олеге»
  3. Пушкин А.С. «Медный всадник»
  4. Пушкин А.С. «Станционный смотритель»
  5. Гоголь Н. В. «Тарас Бульба»
  6. Тургенев И.С. «Записки охотника»
  7. Салтыков-Щедрин М.Е. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
  8. Каверин В. «Два капитана»
  9. Горький М. Детство»
  10. Толстой Л.Н. «Детство»
  11. Шекспир У. «Ромео и Джульетта»
  12. Салтыков-Щедрин М. «Дикий помещик»
  13. Салтыков-Щедрин М. «Премудрый пескарь»
  14. Паустовский К. «Мещерская сторона»
  15. Некрасов Н.А. «Русские женщины»

Для 8 класса

  1. Пушкин А. С. «Капитанская дочка»
  2. Грин А.«Алые паруса»
  3. Гоголь Н. В. «Шинель»
  4. Гоголь Н. В. «Ревизор»
  5. Горький М. «Старуха Изергиль»
  6. Шолохов М.«Судьба человека»
  7. Твардовский А. «Василий Теркин»
  8. Васильев Б. «А зори здесь тихие»
  9. Скотт В. «Айвенго»
  10. Пушкин А.С. «Пиковая дама»
  11. Тургенев И.С. «Ася»
  12. Толстой Л.Н. «После бала»

Для 9-11 классов

  1. Фонвизин Д. И. «Недоросль»
  2. Радищев А. Н. «Путешествие из Петербурга в Москву»
  3. Карамзин Н. М. «Бедная Лиза»
  4. Грибоедов А. С. «Горе от ума»
  5. Пушкин А. С. «Евгений Онегин»
  6. Лермонтов М. Ю. «Герой нашего времени»
  7. Гоголь Н. В. «Мертвые души»
  8. Шекспир У. «Гамлет»
  9. Мольер «Мещанин во дворянстве»
  10. Тургенев И. С. «Первая любовь»
  11. Булгаков М. «Собачье сердце»
  12. Бунин И.А. «Тёмные аллеи»
  13. «Слово о полку Игореве»
  14. Гончаров И.А. «Обломов»
  15. Островский А.Н. «Гроза»
  16. Островский А.Н. «Бесприданница»
  17. Тургенев И. С. «Отцы и дети»
  18. Некрасов Н.А. «Кому на Руси жить хорошо»
  19. Салтыков-Щедрин М.Е. «История одного города»
  20. Салтыков-Щедрин М.Е. «Господа Головлевы»
  21. Толстой Л.Н. «Война и мир»
  22. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»
  23. Лесков Н.С. «Леди Макбет Мценского уезда»
  24. Чехов А.П. «Вишневый сад»
  25. Достоевский Ф.М. «Идиот»
  26. Куприн А.И. «Гранатовый браслет»
  27. Горький М. «На дне»
  28. Шолохов М.А. «Тихий Дон»
  29. Булгаков М.А. «Дни Турбинных»
  30. Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита»
  31. Ильф И., Петров Е. «Двенадцать стульев»
  32. Солженицын А. «Матрёнин двор»
  33. Толстой Л.Н. «Анна Каренина»
  34. Гончаров И.А. «Обыкновенная история»
  35. Пастернак Б. «Доктор Живаго»
  36. Чернышевский Н. «Что делать?»

 

Тебе нравится статья?
1 0
Самые посещаемые страницы
Оценки
Логоправ

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о