Буква А в нашей речи

Буква А, звук [А] –  первая в русском алфавите, но в словах она занимает не только первую позицию.

В давние времена она называлась Азъ и была началом славянского алфавита. Тогда она обозначала личное местоимение Я, но смысл несла, как начало всему.

История происхождения буквы А

Финикийцы были первыми, кто начали употреблять букву А. Их алфавит начинался именно с «алеф».

Выводилась она почти как наша буква А. Вот только положение у неё было лежачее налево.

А перекладинка была немного ближе к верхушке треугольника.

Такое очертание напоминало как бы бычью голову. Быков финикийцы почитали за святое животное.

Сам же звук, который начинал алфавит и передавался этой буквой звучал как гортанный согласный.

Да и гласным он у финикийцев вовсе не был.

На кириллице же буква А сразу писалась так же, как мы пишем сейчас маленькую «а». Посмотрите на картинки.

Буква А в разных системах
Написание буквы А

Слова на букву А с проблемами в ударении

В этой таблице я разместила слова, в которых многие ставят ударение не правильно. А вы знаете, как поставить ударение в этих словах?

алфавиталкогольапострофаристократия
аэропортовавтоафинянинатлас
анатомарахисапартаментыасимметрия
аналогагрономияарестанорексия
апокалипсисафинянеанамнез

С буквы А начинается много красивых имён. 

Постановка и автоматизация звука [А]

Так как звук [А] считается среднерядным нижнего подъёма, то он имеет свои особенности звучания.

Артикуляция изолированного звука [А] в норме

Когда у человека (любого возраста) нет никаких дефектов и нарушений речи, то во время произнесения звука [А] (одного, не в слоге, не в слове, а просто А) губы должны быть в расслабленном состоянии, свободны.

Они не коим образом не изменяют своё положение (пассивны).

Рот открыт.

Резцы находятся в 2 см верхние от нижних.

Язык также в свободном положении без движений на самом дне ротовой полости.

Только кончик языка возле нижних резцов, спинка языка в положении нижнего подъёма.

Небо слегка приподнято, нёбная занавеска соприкасается с задней стенкой глотки, закрывая собой проход в носовую полость.

Звук [А] является ротовым.

Голосовые связки смыкаются и голос начинает вибрировать, образовывается голосовое звучание.

Если наблюдать процесс в зеркало, то чётко видно положение губ, кончики резцов, немного просматривается, в каком положении находится язык.

Во время произнесения звука [А] зеркальце запотевает.

Приложив ладонь к гортани, чувствуется, как она вибрирует. Также ощущается небольшая вибрация в области грудины.

Это показатели нормального звукопроизношения [А].

Устранение неправильной артикуляции А

Если же есть какие-то нарушения, то необходимо начинать работу именно для постановки правильной артикуляции.

Взрослый показывает все положения ротовых органов на картинке, на себе и контролирует положение обучаемых на их зеркалах.

После того, как положение органов закреплено, идут следующие этапы работы:

  1. Подобрать ряд слов, в которых звук [А] находится в ударном положении.
  2. Дать образец правильного произношения. Обучаемый должен воспринимать слово, т.е. должно быть поставлено слухо-зрительное восприятие. Используется наглядность – зрительная и слуховая.
  3. Сделать слова, разбив на слоги.
  4. Деление на звуки, работая со звуком изолированно.
  5. Затем проводится фонетическая гимнастика (ритмика) – работа с дыханием, постановка языка около нижних резцов, работа с голосом.

Возможные дефекты

  1. А=Э (мэмэ). Иногда бывает, что ребёнок алфавит, но не может произнести даже вот такой вот простой звук [А]. Возможно спинка языка у него занимает слишком приподнятое положение, а рот недостаточно открывается, из-за чего резцы находятся очень близко друг с другом.
  2. А=И. Работая у зеркала, стараться удерживать язык плоским и не оттягивать внутрь рта. Если у ребёнка не получается это сделать, взять шпатель и слегка нажимать на спинку языка.
  3. А=Ы (мымы) – углублённый звук. Кончик язычка слишком утянут внутрь, язык складывается комочком.
    Коррекция такая же, как при А=Э. Если сложно удаётся, то предложить приблизить кончик языка к резцам и в таком положении попробовать произнести [А].
  4. А=О. Этот дефект вызывается неправильным положением губ. Коррекция: только многоразовое подражание и артикуляционные упражнения.
  5. Открытая гнусавость появляется при опущенной нёбной занавеске. В этом случае голос не участвует, работают только губы. Чтобы устранить такое нарушение, нужно, прежде всего, объяснить, что ребёнок делает не правильно. Поможет подражание и упражнения на твёрдую атаку (говорим отрывисто, артикуляция напряжена). Эффекта можно добиваться, используя метод дирижирования. Тогда нёбная занавеска поднимется рефлекторно.
    Постепенно переходим к протяжному А, А, А… .

Фонетическая разминка со звуком А

Очень полезным упражнением является отработка фонетики по специальным аудиофайлам. Запись делается с использованием одного единственного звука А в разных конфигурациях. Данное упражнение помогает контролировать слуховое восприятие.

Например, А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА  ААААААААА  А  АА А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА  ААААААААА  А  АА А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА  ААААААААА  А  АА А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА  ААААААААА  А  АА А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА  ААААААААА  А  АА А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА  ААААААААА  А  АА А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА  ААААААААА  А  АА А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА  ААААААААА  А  АА АААААААА

Попробуйте повторить за диктором следующие композиции.

Речевая игра «Лесенка»

Цель: научить определять место звука А в слове.

Оборудование: нарисованная лесенка и игрушка.

Если играют двое и больше участников, то игрушки раздаются всем, а слов подбирается побольше.

Ход игры: называются слова (для большего количества игроков слов заготовить побольше), а игроки должны переставлять игрушки на определённое количество ступенек вверх.

  1. Если звук А в начале слова, то поднимается на одну ступеньку.
  2. В середине – на две ступеньки.
  3. В конце – на три ступеньки.
  4. Если в слове два звука А – на четыре ступеньки.

Слова называются по очереди каждому игроку.

Побеждает тот, кто назвал положение звука правильно во всех словах и поднялся выше всех по ступенькам.

Чтобы все были в равных условиях, то на каждого игрока подготавливается свой набор слов с одинаковыми позициями А.

Если ответ дан неправильный на любое слово, то игрушка опускается на одну ступеньку вниз.

Играть можно долго, пока игроки не устанут, а у ведущего не закончатся слова.

Можно придумывать их на ходу.

Сказка-азбука «Гараж из буквы А»

– Я хочу познакомить тебя сегодня с буквой А, сынок.

– Я не хочу учить буквы, не хочу учить алфавит, я хочу играть в гараж.

– Но ведь буква А тоже может поиграть с тобой. Ты только познакомься с ней.

– Я буква А. И я могу стать твоим гаражом.

– Какой из тебя гараж может быть. Ты же буква.

– Ты посмотри на меня повнимательнее. Под моей перекладинкой ты можешь поставить свою машинку.

– Да, а на перекладинку я положу запасное колесо к своей машинке.

– Конечно, можешь. А на самый кончик ты можешь повесить фонарик, чтобы твоей  машинке в гараже было светло.

– Вот как замечательно мы играем. – сказала буква А и улыбнулась своей перекладинкой.

Оцени-ка страничку!
5.00(1голос)
Наша Речь
Добавить комментарий

  1. Клинова М.Ю. автор

    С интересным запросом сегодня зашли на мой сайт «докажи что буква а может быть слогом».
    Доказываю. Да, буква А может быть вполне самостоятельным слогом. Приведу пример такого утверждения. А-на-кон-да. Как видим, первая А является слогом.

    Ответить
  2. Анна

    Ого скока про А написали. Песьня понравилась особенно

    Ответить
  3. Мария

    Дала прочитать дочке. Ей эта информация очень понравилась. Сказала, что самая главная и интересная буква “а”. :-)

    Ответить
  4. Иван

    Эта буква действительно играе важную роль в русском языке, артикуляция соответствующего звука не должна вызывать больших проблм.

    Ответить
  5. Виктор Щиголев

    Всегда с интересом читаю эти материалы, не знал что столько можно написать про одну лишь первую букву алфивита.

    Ответить
  6. Антон

    Довольно интересно было почитать, особенно про происхождение буквы и ее особенности звучания.

    Ответить
  7. Николай Тихомиров

    Такую бы информацию в школу надо информативнее чем уроки русского языка!

    Ответить
Ошибка в тексте?
close slider

Если вы нашли в тексте ошибку, пожалуйста, сообщите через комментарий к статье.

Или выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо, что помогаете делать наш сайт лучше!

Как пишется слово

Расскажи о нас другим!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Adblock
detector