Реализация условий проектирования развивающего образовательного пространства средствами современных игровых технологий

В процессе работ нами были сформированы цели и задачи, нацеленные на обучение, воспитание и развитие детей. Проанализировав текущую ситуацию по степени обучения дошкольников, мы сделали вывод, что функцией дидактической игры является не только широко распространенная функция закрепление и повторение знаний. Также на её основе формируются новые знания, представления и методы познавательной деятельности.

Игровая форма обучения

Хотим отметить, что игровая форма, как полноценное средство обучения не всегда уместна. В соответствии с Программой воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, определённый материал требует более серьёзного подхода при ознакомлении. Игровая форма в таком случае будет уместна на этапе закрепления знаний.

К ним можно отнести темы, связанные с изучением структуры и типов задач, знакомство с составами и образованием чисел (в том числе и второго десятка) и другие.

При этом важно поддерживать интерес детей к обучающим занятиям, не сводить их к рутинным объяснениям. После определения целей, назначения и содержания занятия мы включили в структуру дидактические игры, используя их на соответствующем этапе.

С помощью игры мы не только закрепили полученные навыки и умения, но и смогли ознакомиться с новым. Это привлекает дошкольников в процесс обучения и способствует лучшему усвоению материала.

Включение игровых форм на занятиях

Следует сказать, что регулярное включение различных игровых форм работы в структуру занятий влияет на развитие познавательной активности дошкольников, расширению кругозора. Такая работа положительно влияет на качество общей подготовленности к обучению в школе, помогает лучше адаптироваться в окружающей их действительности и применять полученные знания в повседневных жизненных ситуациях.

Среди многообразия игр, не стоит забывать о главной их задаче – развитие логического мышления дошкольника. Сюда можно отнести работу с фигурами, навыки обнаружения и установления закономерностей между ними по форме, размеру или цвету. Упражнение, направленное на умение находить пропущенную среди ряда фигуру способствует развитию этого навыка.

Успех в работе зависит не только от выбранных заданий и структуры. Не менее важным моментом выступает личность педагога, его творчество по отношению к математическим играм. Умение подбирать и варьировать игровые действия в соответствии с индивидуальными особенностями детей, усложнение игр с целью личностного роста.

Из опыта работы организация математической подготовки дошкольников

Системы школьного и дошкольного образования тесно связаны между собой. Исходя из этого, при организации математической подготовки в детском саду следует учитывать высокие требования современных школ к будущим ученикам. Это обусловлено началом школьного обучения с шести лет.

Исходя из определенных критерий О. Н. Бекетовой состоялась разработка плана становления открытой образовательной площадки дошкольной организации на принципах социального товарищества, апробированного Муниципальным дошкольным образовательным учреждением №….

Исследования принадлежат старшему воспитателю, воспитателям, детям старшего дошкольного возраста и их родителям с целью создания открытой образовательной площадки, в основе которой игровые технологии, что обеспечивает благоприятные условия к всестороннему развитию малышей в дошкольном возрасте, формированию у них творческих способностей.

Разработан данный проект с целью формирования монолитной системы педагогической деятельности, направленной на развитие всех малышей индивидуально.

Развивающей среде принадлежат все пространства и территория ДОУ.

Проектирование образовательного пространства

Идеей этого проекта является то, что вся сфера ДОУ направлена на развитие каждого ребенка с возможностью его творческого проявления.

Цель проекта – создать некую развивающую предметно-пространственную среду, повысить качество образовательного процесса в ДОУ, способствующего для  гармоничного развития и саморазвития всех малышей.

Наши задачи для достижения цели:

  1. Создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей формирование индивидуальности каждого ребенка и его общего развития.
  2. Освоение новых образовательных технологий, формирующих в детях стремления к освоению нового.
  3. Освоение новых образовательных методик и способов взаимодействия с детьми с использованием предметно-пространственной среды, способствующей выход на новый уровень в вопросе профессиональной компетенции.
  4. Поддержание гармоничности и модернизация пространства ДОУ со следованием притязаний передового проектирования и осведомленности воспитателей.
  5. Повышение родительской компетенции в вопросе создания развивающей среды ДОУ.

Предварительный этап проекта когда присутствуют разнообразные педагогические мероприятия проектной деятельности по разработке развивающего предметно-пространственного окружения заключается в анкетировании воспитателей в ДОУ и опекунов малышей.

Анкетирование проводится для выявления степени осведомленности воспитателей по той или иной теме. Родителям же необходимо заполнить анкеты для того, чтобы узнать об их осведомленности существующей развивающей среды в ДОУ. Данный проект включает наличие всевозможных методических форм работы с преподавателями: семинаров- практикумов, мастер-классов на фоне изучения специальной литературы, методов проектов, практикумов по разработке эскизов с целью оформления кружков.

Моделирование развивающей среды

На основе изучения и осуществления подобных форм и методов сформировалась творческая группа, обсуждающая и предлагающая оформить пространство групп ДОУ.

Для проектирования целостной модели возведения развивающей среды пользовались 3 элементами:

  • предметным содержанием, состоящим из игр, предметов и игровых материалов, методических пособий, игрового оборудования;
  • пространственной организацией или центрами. Создавались центры на основе объединения содержания и всевозможных видов деятельности;
  • изменением во времени, то есть учитывались возрастные особенности детей и тематическая неделя.

При организации развивающей среды, учитывается возможность каждого ребенка в свое свободное время заниматься тем, что нравится, ведь суть развивающей среды как раз в том, чтобы заинтересовать детей, обогатить их знания и вызвать у малышей стремления к познанию новшеств.

Среда насыщена элементами, направленными на развитие у ребенка познавательной, творческой, художественной, двигательной деятельности. С помощью верно организованной развивающей предметно-пространственной средой ребенок творчески становится развитым, а его потенциал только растет. Однако есть некоторые особенности влияния и закономерности развивающей среды на формирование личности ребенка.

Второй – основной – этап проекта заключается в разработке различных проектов для обеспечения предметно-пространственной среды на каждую группу. Этап заключается в обмене опытом по формированию среды, здесь собирается информация, которая будет необходима, чтобы среда стала действительно развивающей.

В проекте организации развивающей предметно-пространственной среды следует изучить нормативно-правовые документы, проанализировать психолого-педагогическую литературу, а также воспользоваться научно-педагогическим моделированием.

На этом этапе нужно использовать план-схему формирования развивающей среды, внедрить индивидуальное и коллективное творчество педагогов; метод анкетирования, наблюдения, использовать в работе творческие отчеты воспитателей о том, как они создают развивающую среду, быть во взаимодействии с родителями детей и прислушиваться к их мнению, внося соответствующие коррективы в развивающую среду.

На протяжении всего проекта происходило изучение опыта работы по введению новшеств в развивающую среду в иных ДОУ района нашей области при помощи информации из Интернета.

Мы создали альбомы на темы: «Предметно-пространственной среды в развитии ребенка в условиях ДОУ», «Центры различных видов деятельности», «Мое настроение», разработали «Паспорт группы».

Обогащение развивающей среды

Систематическое обогащение развивающей среды происходит на основе требований ФГОС ДО во всех центрах групп. Общаясь с родственниками малышей, проводились конкурсы, в которых родители принимали непосредственное участие («Семейный альбом», «Все работы хороши, выбирай на вкус», «Моя мама лучшая на свете»).

Каждому педагогу нужно было принять участие в конкурсе ДОУ «Развивающая среда группы в условиях ДОУ». Среди малышей проводился конкурс «Моя группа самая лучшая», а последний этап проекта – это планирование работы на последующем этапе.

У каждой группы ДОУ есть собственное наименование и определенная стилистика в оформлении, все они индивидуальны и своеобразны. Задача педагогов – разнообразить каждую группу, исходя из индивидуальных особенностей каждого из детей и всего коллектива.

Построение развивающей предметно-пространственной среды побуждает возникновение у ребенка любознательности, коммуникабельности, влияет на развитие у него самостоятельности, инициативности и способствует возникновению творческих идей. После такой работы заметно возникает у группы дополнительный динамизм и индивидуализация пространства для пребывания каждого малыша в ДОУ.

Внедрение игровых технологий

Внедрение игровых технологий в процесс образований, требовало от меня проявлений доброжелательности, эмпатии. Мне было важно оказать эмоциональную поддержку каждому ребенку, создать максимально благоприятную эмоциональную обстановку, чтобы дети не боялись проявлять фантазию, рассказывать о своих выдумках.

Лишь в этом случае можно говорить об эффективности, наличии пользы для всестороннего развития ребенка, благодаря чему он будет вовлечен в продуктивное сотрудничество со взрослым человеком. Насколько успешно будет организован воспитательный процесс, затрагивающий эстетическое, физическое и умственное развитие, зависит уровень именно сенсорного развития ребенка, в частности, нет ли проблем с тем, как он видит, слушает и осязает аспекты окружающего мира.

Были использованы игровые технологии, а точнее отдельные моменты, один из которых получил название «Бабушкина блины» (после того, как блины были приготовлены, они перепутались, нужно разложить большие для родителей, а те, что поменьше для внуков, получится ли у ребенка выполнить данное задание).

Эмоциональный контакт с помощью игр

Игровые технологии обладают важным значением, если говорить про педагогический процесс, в частности, адаптацию ребенка в детском учреждении. Мне было важно добиться формирования эмоционального контакта, выстроить максимально доверительные отношения с детьми. Они должны были видеть в воспитателе значимого взрослого, готового в любой момент прийти на помощь, способного поддержать любую игру без какого-либо осуждения.

Если разработать задания в форме игры, удастся помочь ребенку с познанием окружающего мира. Больше не придется думать, как задействовать его творческие способности, любознательность.

Дидактические игры в образовательном пространстве

Можно выделить наличие разнообразных дидактических игр. Эти задания можно делать через игру, чтобы дети вовлекались в них, не ощущая никаких обязательств. Они будут увлечены процессов, без какого-либо принуждения. Максимум пользы для их развития, да и получение эмоции в любом случае гарантировано.

Отдельного внимания заслуживает насыщенная предметно-пространственная среда, способствующая всестороннему развитию личности ребенка, чтобы обеспечить формирование сенсорного восприятия, мелкой моторики, речевых навыков, логического мышления, креативности.

Мне удалось приобрести разные развивающие игры, которые были одобрены специалистами в сфере педагогики и психологии: логические пирамидки «Цветные столбики», тактильно-развивающая панель «Разноцветное домино», паровозик с фигурами в ящике из дерева, мозаики, шнуровки, пособия Марии Монтессори, геометрические фигуры, рамки с застежками «Одевай-ка», комплекты «БлокиДьенеша» и «Цветные палочки Кюизенера», развивающие игры «Кораблик Плюх-Плюх», «Двуцветный квадрат» (автор Воскобович) и другие.

В процессе активного использования разнообразия дидактических игр, а также пальчиковых игр, физкультминуток, мне удалось понять: в процессе игры происходит куда лучшее усвоение материала учебной программы, грамотное выполнение сложных заданий.

Вышеупомянутые мной игры оказались задействованы в самостоятельной работе детей, их образовательной и совместной деятельности. Это в свою очередь способствовало повышению эффективности педагогического процесса, что оказало положительное влияние на развитие мышления, памяти у детей, а также когнитивные способности. Мне было важно, чтобы при обучении ребенка через игру, закрепилась радость от образовательной деятельности, что немало поможет при подготовке к поступлению в учебное заведение.

Непосредственно у детей дошкольного возраста можно наблюдать плавный переход от непроизвольного внимания к произвольному, что позволяет сосредоточиться на данном задании, выслушать воспитателя. Лишь с помощью игры удастся обучить ребенка не отвлекаться, забыть про какие-то посторонние факторы, которые могут оказаться куда интереснее, чем выполнение поставленной задачи.

Мне удалось организовать игровую ситуацию на внимание «Найди такой же». Ребенку следовало отыскать похожие друг на друга фигурки, кубики, шарики или ориентироваться на выданный ранее образец.

Использование игровых технологий способствует качественному развитию памяти, которая также приобретает произвольный характер. Необходимо практиковать применение игр вроде «Закрой окошки», «Найди пару», «Найди такую же».

Чтобы решить задачи, связанные с математическим развитием ребенка, было решено использовать компоненты следующих игровых технологий.

Логические блоки Дьенеша

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор фигур, которые различаются друг от друга формой, оттенком, размером. Мне чаще всего доводилось использовать такие цвета, как: синий, желтый, красный, а также формы круг, квадрат по таким величинам, как маленький и большой. Это способствовало облегчению восприятия самих детей.

Все занятия мной проводились в форме сказки. Это значит, не просто блоки разделялись по цветам, а по разным корзинам собирали «грибочки» и «цветочки». Мне было важно для начала предложить простейшие упражнения и игры, чтобы освоить свойства, значение слов «не такой», «такой же», а также критериев размера и цвета:

  • «Сортировка по признаку». Я выложила на поверхность стола все блоки, чтобы попросить произвести отделение всех красных, а впоследствии желтых, не круглых.
  • «Найди такой же». Я демонстрировала детям один блок, чтобы попросить их отыскать абсолютно такой же по форме и цвету. После успешного завершения задания, было предложено отыскать не «такой же»

3)  Перед людьми я выложила сразу три детали. После считалочки дети закрывали глаза. Я быстро убирала одну из фигур. Считалочка повторялась. Дети открывали глаза. Я просила их посмотреть, какая именно конфета была съедена Мишуткой.

Для того, чтобы применять разные сенсорные анализаторы и добиться расширения сенсорного опыта детей, я использовала игру «Волшебный мешочек». Его суть в том, чтобы в красивый мешочек из ткани сложить фигуры. Дети должны были засунуть руку внутрь, чтобы нащупать предмет, описать его свойства (размер, форма).

Огромное значение имеет выстраивание из блоков разных машинок, домиков, дорожек, других сооружений. Я успела оценить преимущества использования такого популярного набора, как блоки Дьенеша. Малышам не составило большого труда построить домик из квадрата и треугольника.

Мне удалось внедрить в процесс взаимодействия с детьми упражнения с материалом «Удивляй-ка», который можно назвать первой ступенью к играм, включающим логические блоки Дьенеша. Дети оказываются заинтересованы красочным пособием, возможностью проверить свои силы при выполнении заданий «Знакомство с кругом», «Дай мишке такой же круг», «Бусы для кукол». Эти задачи направлены на развитие процессов памяти, внимания, креативности, количественных и геометрических представлений.

Логические блоки Дьенеша можно применять в самых разных видах деятельности (комплексные и интегрированные занятия), учитывая использование принципов наглядности, системности, возможности поменять деятельности. При рисовании они окажут пользу, давая детям знания относительно ориентации на плоскости, в то время, как в конструировании – в пространстве.

По прогнозам уже к концу учебного года дети смогут на самостоятельной основе определять и называть форму, цвет, размер предметов, производить деление на категории, учитывая схожие характеристики, в частности, выделение до 3-4 признаков.

При разнообразных манипуляциях с логическими блоками, дети смогут обучиться таким важным процессам, как: сравнение, обобщение, классификация предметов по самым разным критериям. Это окажет благотворное влияние на общее когнитивное развитие, обеспечение предматематической подготовки.

При использовании логических блоков Дьенеша в контексте системы сенсорного развития детей, происходит не просто закрепление ранее полученных знаний, сколько полноценное развитие мыслительных умений детей: обобщение, сравнение, анализ, формирование креативности.

Палочки Кюизенера

Палочки Кюизенера считаются отличным материалом, чтобы обеспечить развитие творческих способностей, произвольного внимания, логического мышления, умения конструировать и моделировать.

С самого начала я пользовалась ими, как материалом для увлекательной игры, что не могло не произвести впечатления на детей. Они сначала играли ими, как обычными кубиками и палочками, применяя, как барабан, материал для возведения сооружений. Спустя какое-то время дети в соответствии с заданием, выкладывали забор или дорожку, акцентируя внимание на оттенке, размере, чтобы суметь создать заборы, которые одинаковы по цвету и высоте.

Мне удалось оценить игру «Заборчик», участниками которой стали дети раннего возраста. Это позволило установить отношение эквивалентности по цвету и длине. При этом важно обеспечить соответствие «росту» и физическим параметрам выбранного животного (теленок, поросенок, цыпленок). Как было обнаружено впоследствии, у детей возникают трудности, если нужно выяснить суть понятий: низкий- высокий. Они подменяют их на: маленький и большой. При этом я обращала их внимание на различия, не только в высоте, но и цветах забора.

Я полагаю, что подобного рода технология, как дидактическое пособие «Палочки Кюизенера» следует применять для игр, в которых принимают участие дети младшего возраста. Это будет способствовать прекрасной активизации их умственной деятельности, смотивирует на самостоятельные действия. Лучше всего убрать мелкие детали, чтобы дети случайно их не заглотили. Меры профилактики не стоит недооценивать.

Игры М. Монтессори

Игровые упражнения математического содержания по методике знаменитого педагога М.Монтессори способствуют полноценному развитию внимания, логического и творческого мышления, речевых навыков, памяти, мелкой моторики и воображения.

Ребенок может искать игрушку в крупе, как задумано в игре «Найди предмет». Он может пытаться рисовать на крупе самые разные известные формы. Нельзя забывать про шнуровку обуви, возможность описать предмет, не видя его, только трогая пальцами. Это все позволит развить мелкую моторику, добиться концентрации внимания, развития воображения.

Игрушка оказывает положительное внимание на маленького ребенка, если использовать ее правильно. Она привлечет его внимание, вызовет гамму эмоций. Не стоит недооценивать и обучающий эффект, чтобы суметь закрепить совершенно новые знания и навыки, которые относятся к цветам, представлениям об объеме и цвете предметов.

У меня есть право считать, что применение игровых технологий во время работы с детьми способствует оптимальному усвоению учебного материала. Дети проявляют больше самостоятельности, активности. Они не боятся применять полученные знания, умения и навыки в новых ситуациях. Им ничего не стоит адаптироваться в изменившихся обстоятельствах, руководствуясь методом проб и ошибок, учитывая прошлый опыт. Благодаря игре, удастся сформировать разные функции психики, индивидуальные способности.

В дальнейшей работе крайне важно постепенно усложнять задания, учитывая перечисленные игровые технологии, ориентируясь на возрастные и личные особенности ребенка.

Можно отметить эффективность совместной игры педагога и детей, учитывая проигрывание через игровые ситуации разных ситуаций, с которые можно столкнуться в повседневной жизни. Спустя какое-то время ребенок захочет попробовать свои силы в игре со сверстниками.

Ребенку в любом случае скучно все время играть в одиночку, учитывая нашу социальную и биологическую природу. Порой можно увидеть, как дети не сходятся характерами, не могут прийти к компромиссу, в результате чего возникают конфликты, драки.

В этом случае на помощь придет именно игра. Следует заранее научиться детей правилам: не стоит бросать игрушки, нужно возвращать их на место, не грубо хватать игрушки из руки другого ребенка, а вежливо попросить.

Для реализации данной цели были проведены небольшие коллективные беседы с детьми: «Каждой игрушке собственный домик», «Как мы играем», «Кто тут самый лучший помощник?»

Еще в начале года приходилось прибегать к эпизодическим игровым моментам. Это предполагало использование игры из серии «Догонялки», «Хороводные», «Выдуваем мыльные пузыри».

Работа, касающаяся развития игровых умений, учитывала внедрение момента неожиданности, знакомство с новыми игрушками, осуществление соответствующих действий, чтобы впоследствии оказаться путешественником в сказку.

Детей в любом случае следует обучать правилам. Это поможет их социализации в дальнейшем, успешной адаптации в учебном заведении.

Популярностью среди детей пользуются и сюжетно-ролевые игры. К примеру, после прочтения сказки «Айболит» (автор К.И.Чуковский), просмотра иллюстрации, была проведена беседа о содержании, как дети поняли замысел писатели. Это впоследствии стало основой, чтобы организовать игру «Больница для игрушек». Нельзя не отметить и проведение беседы о деятельности врача, медсестры с небольшой экскурсией в медицинский кабинет, что позволило расширить кругозор ребенка, позволить ему приобрести новые впечатления.

Игра «Семья» направлена на получение и закрепление представлений о семьи, в частности, обязанностях родителей, бабушек и дедушек, детей. В рамках данной игры удалось организовать знакомство с посудой, приготовить обед, всячески взаимодействовать друг с другом, как члены семьи.

Игра «Строим дом» подразумевала знакомство с профессией строителей, в частности, сооружение разных построек из подручного материала. Можно отметить и существенное развитие речевых навыков ребенка, умение работать в команде.

Нам удалось плавно усложнять и впоследствии по максимуму обогатить предметно-развивающую среду. Постепенно внедрялись новые игры, затрагивающие актуальные тенденции повседневной жизни, мотивы популярных литературных произведений, возможность задействовать игрушки в своего рода театрализованном представлении.

Абсолютно все указанные и рассмотренные технологии игры предполагают, что игра станет для детей действительно увлекательной, интересной и самостоятельной деятельностью. Каждый ребенок сможет раскрывать заложенные природой способности, научиться грамотному взаимодействию со взрослыми и сверстниками.

Логоправ
Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Adblock
detector