Содержание организации этических бесед с детьми старшего дошкольного возраста

В дошкольном детстве обычно проходят первый этап становления культуры этикета. Это связано с некоторыми особенностями развития личности в этот возрастной период:

  1. У детей развито образное конкретное мышление.
  2. Они очень хорошо поддаются внушению.
  3. Они легко подражают взрослым людям.
  4. У воспитателя непререкаемый авторитет.
  5. Они предпочитают действовать по образцу.
  6. Главный вид деятельности детей – это игра.

Согласно этой специфике дошкольники могут воспринимать и развивать в себе этикетные привычки. Однако это возможно только в том случае, если они связаны с их жизнью, помогают им в общении и проиллюстрированы наглядными примерами в виде идеальных образцов поведения людей из ближнего окружения. Благодаря тому, что взрослый обладает высоким авторитетом, этикетные требования для ребенка становятся чем-то естественным и необходимым. Они с готовностью следуют им, так как они исходят от родителей или педагогов.

Развитие этикетных представлений у детей

Методы подбора содержания и методики развития у дошкольников этикетных представлений описаны подробно в исследованиях Л.Ф. Островской и И.Н. Курочкиной. Многие другие исследователи согласны с этими авторами в том, что уже в раннем возрасте можно приобщать дошкольников к этикетной культуре и это необходимо делать как можно раньше.

Это связано с тем, как у дошкольников формируются представления о том, как взаимодействовать и общаться с ровесниками и взрослыми. Например, детей сегодня принято учить вести себя за столом правильно. Также их учатся доброжелательно и уважительно общаться с ровесниками. Конечно же, содержание обучения по мере взросления должно становится все более комплексным и насыщенным. Это позволит сформировать у дошкольника систему представлений об этикете и научит его правильно себя вести.

В своей статье В.К.Котырло пишет о том, каковы особенности развития у дошкольников знаний об этикете. Они пишет, что дети в старшем дошкольном возрасте способны получить знания о том, как правильно участвовать в разговоре, как вести себя во время принятия пищи, какие правила нужно соблюдать в общественном транспорте и других общественных местах.

Поэтапное развитие этикета у детей

Проанализировав особенности дошкольников, ученые предложили несколько этапов развития знаний об этикете:

  1. Первый этап: ребенок знакомится с правилом, корректирует те знания, которые у него уже есть.
  2. Второй этап: развивающая среда пополняется нужными предметами, которые бы позволили ребенку репетировать применение изучаемого этикетного правила.
  3. Третий этап: дети в играх и на занятиях закрепляют полученные знания. Для этого можно также устраивать целые праздничные и развлекательные мероприятия.
  4. Четвертый этап: дети самостоятельно выполняют этикетные правила, когда в этом возникает необходимость.

Чтобы беседа была эффективной, нужно правильно подобрать иллюстрированный материал. Сюда относятся произведения искусства, книги, статьи, диафильмы, видеофильмы и мультфильмы.

Для дошкольников сегодня выпускается большое количество разнообразного иллюстрированного материала. Но педагогу может быть непросто найти подходящий, систематизировать по темам, дополнить найденные источники другой информацией.

Помимо наглядных пособий нужно подумать, какие использовать педагогические средства, чтобы этот материал дал возможность детям получать новые знания о нормах нравственности, соотнося их с собственной жизнью, делами и чувствами.

Например, можно продумать вопросы, которые бы направляли ход обсуждения в нужное русло. Также необходимо с помощью вопросов обучать дошкольников анализировать нравственные явления, сравнивать их, синтезировать и обобщать.

Подготовка этической беседы с детьми

Подготавливаясь к беседе, дошкольники выполняют различные задания. Содержание таких заданий, их объем – все это зависит от выбранной темы, от конкретного нравственного явления и от особенностей развития самих детей.

К примеру, когда дети принимают участие в беседе на тему добросовестного отношения к труду, они получают задания по звездочкам.

  1. Первая звездочка должна узнать, есть ли у детей какие-нибудь домашние обязанности и как они к ним относятся.
  2. Вторая звездочка должна найти подходящие стихи и рассказы о детском труде, о том, как помогать взрослым.
  3. Третья звездочка должна задать родителям вопросы об их работе, и спросить у них, что такое трудовая дисциплина.
  4. Четвертая звездочка должна найти картинки с изображением трудовой деятельности.
  5. Пятая звездочка собирает поговорки или пословицы о работе.

Так все дети вовлечены в подготовку к проведению беседы. Конечно, не у всех получается одинаково хорошо. Но каждый может привнести собственный вклад, что позволит вырабатывать у всех в группе позитивное отношение к труду.

Организация этических бесед

От педагога требуется большое мастерство, чтобы грамотно провести беседу. Необходимо помочь детям быть активными во время беседы.

Методика подразумевает, что детям нельзя лишь передавать знания в готовом виде. Воспитание должно основываться на таких подходах, которые бы позволяли формировать активные и осознанные личности. Будет правильно, если воспитатель после беседы задаст ребятам вопросы, уточнит и направит их высказывания, исправит неправильное мышление.

При этом необходимо иметь в виду, что у детского мышления есть определенные особенности. Иногда ребята лишь по одному факту могут сделать обобщение. К примеру, если кто-то не выучил один раз уроки, то он плохой. Нужно учить детей приводить обоснования своим обобщениям, быть более конкретными. К примеру, плохо – это ведь может быть и ленивый, и рассеянный, и непослушный. Некоторые термины вообще могут быть детям незнакомы.

И нужно внедрять в детскую лексику эти слова, полностью раскрывая их содержание. Иногда дошкольникам сложно указать, каковы признаки того или иного нравственного качества. Они склонны сосредотачиваться на второстепенном. Невозможно рассматривать каждое из моральных качеств отдельно, изолированно друг от друга. Нужно подчеркивать, как они взаимосвязаны между собой.

Так, дошкольники должны увидеть, что легко можно стать высокомерным, если сосредоточиваться на своих достоинствах. Если не быть скромным и не испытывать чувство долга, можно стать тщеславным и честолюбивым.

Иногда хорошее качество может превратиться в плохое. К примеру, вежливость может стать угодничеством.

Что важно в проведении этической беседы?

Во время беседы на основании прочитанного материала, нужно умело задавать вопросы. Эти вопросы должны затрагивать чувства дошкольников, побуждать их обращаться к событиям, которые происходят в реальной жизни. Если педагог понимает, что у детей небольшой багаж знаний о нормах нравственности, он должен задавать вопросы, которые бы помогли воспроизводить события, которым нужно дать нравственную оценку или которые содержат образец того, как нужно поступать.

Благодаря грамотно подобранным вопросам и нужной их последовательности можно подвести дошкольников к тому, чтобы они могли выделить моральное правило, которому необходимо следовать во время общения с разными людьми, когда выполняешь свои обязанности. Необходимо придерживаться следующих принципов, чтобы правильно подготовить вопросы для проведения беседы.

  1. Вопрос должен быть направлен на нравственные аспекты жизни, на явления и поступки, которые скрыты за предметными действиями человека. Вопросы нужно формулировать так, чтобы они дали возможность дошкольнику выделять отношения людей к чему-то или кому-то, к самим себе, к собственным обязанностям.
  2. Вопросы должны помогать детям задумываться над мотивами собственных поступков, видеть сложную взаимосвязь результатов поступка и его мотивами. Нужно так задавать вопросы, чтобы дети были побуждены сравнивать разные мотивы в одних и тех же поступках, чтобы они видели одинаковые мотивы, приводящие к одним и тем же поступкам. Эти вопросы дают возможность дошкольнику увидеть сложность поведения людей. Так дети учатся соединять воедино действия, слова и мысли человека.
  3. Вопрос побуждает дошкольника замечать нравственные последствия любых поступков людей. Для этого дети должны обращаться к уже имеющемуся у них опыту. Это поможет им прочувствовать последствия поступков других людей, перенести на себя то, что чувствовали другие люди. Так дети учатся ставить себя на место другого человека.
  4. Вопросы привлекают внимание детей к внутренним чувствам человека, учат его во внешних признаках узнавать состояния людей, понимать эти состояния и сопереживать им.

Очень важно, чтобы вопросы позволяли детям связывать прочитанные истории с личным нравственным опытом. Дети также должны испытывать и коллективное переживание. Конечно, не обязательно в любой беседе ставить вопросы, которые были бы направлены на осознание тех или иных сторон морали.

В некоторых случаях воспитатели обращают внимание дошкольников на обсуждение чужих мотивов, другие направляют на оценку поступков. В третьих ситуациях – на нравственные последствия каких-либо действий. Но важно, чтобы в комплексе все эти беседы позволяли приобрести знания о нормах морали.

Вопросы можно повторять на протяжении многих бесед. Ситуации можно обсуждать типичные. Это поможет детям закрепить представления о нравственных аспектах общественной жизни, событий в группе, в поступках человека, в его чувствах и высказываниях. Они учат детей давать нравственную оценку собственным поступкам и поступкам других людей. Во время беседы младшие дошкольники могут усвоить аналитические приемы, применяемые к нравственным явлениям. Это позволяет педагогу сделать беседы более разнообразными, подавать фактический материал так, чтобы повысить его эмоциональность и образность.

Формы проведения этических бесед

Этические беседы должны проводиться так, чтобы дети чувствовали себя непринужденно. Они не должны быть похожи на мораль и назидания. Не  стоит использовать насмешки и упреки. Дошкольники делятся своими суждениями и впечатлениями, ведут себя максимально свободно и непринужденно. Они еще пока наивны, их высказывания неточны. Если ребенок говорит что-то неправильно, педагог не должен его обрывать. Он просит других детей дополнить, высказать свою позицию. А если из детских ответов не удается получить нужное обобщение, воспитатель должен прийти на помощь как их наставник.

Этические беседы с дошкольниками должны принимать занимательную форму. Для этого специально в их содержание включатся разные ситуации, которые не только содержать нравственную проблему, но и представляются для дошкольников в необычной форме так, что им приходится использовать догадку. Процесс поиска должен быть эмоционально окрашен.

Эффективное накопление детьми коллективных гуманных отношений, нравственного поведения осуществляется в процессе жизни, в трудовой или игровой деятельности. Все это учит детей использовать на практике нормы морали, принципы нравственности. Именно поэтому нужно правильно организовать воспитательную работу в коллективе после того, как была проведена этическая беседа.

Прежде всего педагогам в детском саду нужно обращать внимание на то, чтобы развивать общественное мнение внутри коллектива детей. Общественное мнение позволяет создать моральную атмосферу, в которой все друг друга уважают, заботятся об интересах друг друга, чувствуют ответственность перед товарищами, проявляют нетерпимость к нарушением правил поведения. Когда ребенок может открыто выражать свою точку зрения, у него формируется чувство собственного достоинства и чувство ответственности, что побуждает детей контролировать самих себя.

Общественное мнение и этикет

Общественное мнение может быть использовано, чтобы формировать положительные качества характера и тормозить развитие отрицательных.

Необходимо, чтобы объектом общественного мнения стал позитивный поступок ребенка. Не нужно направлять это мнение только на плохое поведение и нарушения дисциплины. Важно так организовать коллективную деятельность, чтобы ребята могли свободно обсуждать сам процесс и результаты работы, давать оценку успехам и достижениям участникам коллектива, на практике утверждать нормы нравственности.

Общественное мнение формируется за счет того, что вводятся новые и корректируются уже имеющиеся понятия нравственности. Детей обучают новым правилам, их обсуждают, дают оценку происходящим событиям и отдельным поступкам. Так вырабатываются правила жизни, которые становятся критериями для оценки нравственности каждого ребенка.

У общественного мнения есть некоторые особенности, которые связаны с составом коллектива, развитием и возрастом его участников. Если общественное мнение будет слишком категоричным и ситуативным, будет неустойчивым, это приведет к тому, что объектом общественного мнения могут стать не всегда наиболее важные события, происходящие в общественной жизни.

Воспитатель должен проявлять руководство в том, чтобы выбирать объекты общественного мнения, способы влиять на личность детей, формы требований. Он не должен останавливаться лишь на том, чтобы контролировать или назидать детей.

Каждая этическая беседа с дошкольниками должна проводиться так, чтобы использовать определенные источники знаний о нормах нравственности, о поведении и поступках. Обсуждение нравственных проблем должно начинаться с анализа фактов, которые в этих источниках заключаются.

В процессе беседы к этим фактам должны присоединяться другие факты, которые уже известны детям из их опыта и наблюдений.

Типы этических бесед

Всего существует несколько типов этических бесед:

  1. Беседы, основанные на прочитанном рассказе.
  2. Беседы, которые проводятся на основании книги.
  3. Беседы, которые базируются на материалах и проблемах, поднимающихся в детских мультфильмах и актуальные в текущий момент.
  4. Беседы, которые связаны с просмотром видео или мультфильмов.
  5. Беседы проблемного характера, вопросы для которых предлагают сами дети.
  6. Беседы, основанные на небольших рассказах, придуманных детьми.

Беседа, основанная на рассказе, будет уместна в следующих случаях:

— когда рассказ дает возможность дошкольникам анализировать поступки персонажей, которые напоминают те, что совершают другие ровесники. Анализ чужих событий дает возможность детям задумываться и о жизни в своем коллективе, анализировать свои собственные поступки;

— когда педагог желает посредством художественного поведения продемонстрировать детям образец нравственного поступка, предоставить им знание того, какие поступки будут поощряться и приносить человеку радость и удовлетворение, а какие будут приводить к тяжелым переживаниям;

— когда у дошкольников еще нет достаточного по объему личного опыта, наблюдений и представлений о рассматриваемом нравственном явлении из жизни общества.

Использование рассказов в этикете — из опыта работы

Выбирая подходящие рассказы, Нужно иметь в виду, насколько эмоционально они изложены, какие моральные переживания в них содержатся.

Когда воспитатель хочет подобрать для беседы некоторое количество рассказов, он может выбирать их так, чтобы дети могли замечать в них одни и те же нравственные качества, проявляющиеся в разных обстоятельствах. Для других бесед нужно подбирать произведения литературы так, чтобы в похожих ситуациях персонажи вели себя по-разному.

Особенно полезны беседы, в которых педагог использует сказки и рассказы, не зачитывая их до конца. В моменте кульминации он прерывает рассказ и просит детей самостоятельно придумать им конец.

Для проведения этических бесед с дошкольниками лучше всего использовать небольшие рассказы, которые бы раскрывали сущность качеств нравственности и человеческих отношений. К примеру, после чтения рассказа «Навестили» воспитатель задает детям вопрос, что они думают о Косте и об Алике.

Какое-то время ребята молчат. Их поражает описанная в рассказе ситуация. Но потом поднимаются руки, все хотят высказать свое мнение о написанном. Дети отвечают по-разному: они пришли, чтобы навестить своего друга. Но они не думали о том, чтобы ему помочь. Им просто хотелось оправдать свое опоздание в школу.

Педагог спрашивает: правильные ли побуждения были у ребят, которые решили навестить своего друга?

Дети отвечали по-разному:

— плохие;

— они просто боялись, что их отругают;

— они хотели обмануть учителя.

На вопрос: почему Толик обиделся, дети отвечали:

— сначала он был рад, потому что к нему пришли в гости. А когда он узнает, что те просто боялись идти в школу, он загрустил;

— толик грустил еще и потому, что дети хвастались, что их еще и похвалят за их поступок.

Педагог: как бы вы назвали поступок Кости и Алика?

— нечестность;

— трусость;

— не захотели получать замечания.

Педагог: поняли ли ребята, что Толик на них обиделся?

— нет;

— они ничего не поняли.

Педагог: есть такое слово – нечуткие. Это про них. А какие еще слова можно подобрать?

Детям сложно ответить на этот вопрос. Их словарный запас пока ограничен. Поэтому педагог начинает знакомить их с новыми словами, обозначающими нравственные понятия. Например, это слово «равнодушный». Когда человеку без разницы, что у кого-то случилось горе, что про него говорят? (дошкольники не знают ответа). Обычно его называют равнодушным. Дети вспоминают, что подобная ситуация произошла в рассказе «Собака яростно лаяла», когда персонажи были равнодушными к судьбе маленького котенка.

Педагог: ребята, вы сказали, что Алик и Костя были нечуткими, трусами и лгунами. Оказывается, они были еще и равнодушными. Почему автор сравнил этих мальчиков с пустыми колосьями?

Затем нужно помочь детям представить себе большое поле, на котором растет спелая пшеница. И посреди налитых зерен есть несколько пустых колосьев.

Подумайте, нужны ли эти колосья людям?

— нет, они никому не нужны;

— от них нет никакой пользы.

Педагог: какой вывод можно сделать из прочитанного рассказа?

— не стоит поступать так, как эти мальчики;

— нужно быть чутким;

— нужно помогать друзьям и не ожидать за это похвалы;

— нельзя проявлять равнодушие к беде друга.

Педагог: что нужно, чтобы дружба была крепкая?

— нужно всегда друг другу помогать;

— нужно проявлять чуткость;

— нельзя быть равнодушным, когда  у друга горе;

— не нужно хвастаться тем, что ты хорошо поступил;

— нельзя менять друзей;

— нужно всегда играть с друзьями.

Благодаря беседе, которую организовал воспитатель, детям удалось сделать правильный вывод.

Беседы, которые основаны на обсуждении рассказов, обычно проводят в школах. Но воспитатель может использовать их и при работе с дошкольниками. Главное – правильно подобрать сказку или рассказ. Нужно эмоционально его прочитать. После этого нужно задать заранее подготовленные вопросы.

Подготавливаясь к обсуждению, можно дать детям задание. Они могут рисовать персонажей из книги, передать их чувства. Детские рисунки можно развесить на стенде, продемонстрировать их родителям на собрании. Беседы нужно проводить так, чтобы учить детей аргументировать свои мысли и опираться на текст рассказа.

Таким образом, организация этических бесед в образовательном процессе способствует обучению дошкольников соблюдению норм этикета дошкольник учится развивать бесконфликтные отношения с партнерами

Логоправ
Добавить комментарий

Adblock
detector