Педагогические условия формирования сенсорных представлений о цвете у детей

Разные исследователи предлагают свои условия формирования представлений о цвете у дошкольников.

Ф. Фребель предлагает развивать представления о цвете у детей с самых первых дней жизни. Он советует родителям позаботиться о том, чтобы в колыбельной у малыша были подвешены разные геометрические фигуры с яркими цветами. Исследователь называет их «дарами». Причем нужно регулярно менять цвет этих предметов, их размер и высоту. С помощью регулировки высоты можно добиться того, чтобы ребенок старался тянуться к игрушкам руками, дотрагиваться до них, хватал и ощупывал.

Фребель даже создал детский сад, в котором были внедрены методики развития представления у дошкольников о цвете с помощью игр и разработанных им игровых средств.

Игровые средства, которые должны были развивать представления о цвете были мячики из войлока с различной окраской, которые подвешивались на веревочке. Это помогало демонстрировать детям те или иные цвета. Также дети знакомились с разными типами движения и их направлений. Игра «Мозаика» как раз была заимствована из разработок этого ученого.

Фребель писал, что разноцветные бусы, которые изготавливаются из дерева, стекла или керамики, помогают детям развивать художественный вкус. Их нанизывают по своему усмотрению на тесемки или нитки, а затем используют для игр или в целях украшения помещения. Также это наглядное пособие позволяет познакомиться с «множеством», осознать количественные значения. Неплохо развивается и мелкая моторика, а также концентрация внимания. Дети становятся более точными  выдержанными.

Еще одна интересная методика описана Б.И. Хачапуридзе. Он считал, что для изучения цвета нужно использовать специально разработанные им дидактические материалы в процессе организации коллективных и личных игр. Игры эти довольно интересны и увлекательны, детям нравится работать с цветными карандашами и красками, а также с природными материалами.

Дидактические игры, которые предлагает исследователь, подразумевают, что ребенок будет применять основные интеллектуальные операции. Он будет учиться обобщать и анализировать, а также синтезировать. Это поможет ему правильно использовать в речи словесные обозначения объектов и выделять их свойства.

Отечественные психологи пишут, что сенсорное воспитание дошкольников лучше всего осуществлять через рисование, конструирование, с помощью лепки и аппликаций. Такой точки зрения придерживаются Д.Б. Эльконин, Н.П. Сакулина и другие. Эти виды деятельности формируют у детей представления о цвете, которые связаны с изучением пространственных свойств объектов окружающего мира.

Сегодня система сенсорного воспитания внедряется в воспитательную работу детского сада. Для нее отводится определенное место в процессе организации дидактических игр.

Во время таких занятий педагог старается поставить перед ребенком умственную или сенсорную задачу в игровой форме. Формирование восприятия цвета у дошкольника, получение знаний и навыков происходит не только во время учебной деятельности, но и в процессе увлекательных игровых действий. Дети учатся прятаться и искать, отгадывать загадки, изображать те или иные ситуации из жизни, соревнуются друг с другом и стремятся достичь результата.

Важное значение для детей имеют игрушки и дидактические материалы. Например, можно использовать наборы геометрических фигур, игрушки для сбора и разбора, вкладыши и т.п.

Эти упражнения основываются на практических действиях детей с элементами дидактической игрушки и с материалами. Дети учатся собирать игрушки, раскладывать их, составлять из отдельных элементов целое, вкладывать в отверстия определенной формы нужную деталь и т.п. — все это совершенствует сенсорный опыт детей, что очень полезно для формирования представлений о цвете и величине, а также о форме объектов окружающего мира.

Педагоги Н.С. Карпинская и Т.В. Башаева, разработали специальные упражнения, игры и целые занятия, которые позволяют развивать представления дошкольников о цвете.

Многие педагоги стараются знакомить дошкольников с цветами радуги с помощью художественного слова. Например, были написаны стихотворения специально для этой цели. Н. Ефремова написала стихотворение «Цветная страна». Есть и другие подобные работы.

Постоянно ведется работа над созданием новых дидактических пособий, которые способствуют развитию восприятия цвета и используют в работе необычные материалы, созданные из пластиковых бутылок и других доступных предметов. Цветные крышки в коробке – это своего рода «Сухой аквариум», который очень нравится детям.

Играя с таким «аквариумом» дети чувствуют, как у них снимается усталость и напряжение, мышцы спины расслабляются, снимается нагрузка и с плечевого пояса. Это формирует их восприятие, тренирует мышление и внимание, дети учатся воображению, реализуют свои творческие способности. Положительный эффект оказывается и на мелкую моторику.

Игровые элементы, которые выполнены из полиэтиленовых бутылок, получили название «Накорми птенца». В этой игре также используются и разноцветные крышки.

Это пособие помогает закрепить представления детей об оттенках цветов и цветовой гамме в целом. Также это пособие учит детей метать в цель, упражняться в счете, формирует их внимание и воображение, делает более зорким глазомер, развивает мелкую моторику.

Интегрированные занятия при обучении цветам

Ребенок знакомится с цветом и во время интегрированных занятий изобразительной деятельности и музыки.

Интеграция занятий ИЗО и музыки способствует повышению эффективности сенсорного развития дошкольников. На занятии ИЗО музыка, в первую очередь, способствует мотивации детей, позволяет использовать больше форм и методов обучения.

В части формирования представлений о цвете интегрированные занятия помогают детям более осознанно воспринимать информацию, при этом развивая у дошкольников воображение и чувства.

Эффективность интегрированных занятий заключается еще и в том, что позволяет снять утомление воспитанников во время выполнения того или иного задания.

Во время таких занятий важно делать акцент на общее в музыке и живописи. Например, можно предложить детям подобрать цвет к музыке. Или же, наоборот, на музыкальном инструменте изобразить определенный цвет.

Таким образом, интеграция дает возможность представлять воспитанникам явления с разных точек зрения, а для решения конкретной задачи применять знания из разных областей.

Образное мышление помогает дошкольникам создавать цветовую композицию при прослушивании музыкального отрывка. Звук переходит в цвет, а цвет ассоциируется с каким — то музыкальным аккордом.

Интегрированные занятия не только формируют координацию движений, но и помогают накапливать яркий цветовой опыт.

В раннем детстве, когда внимание направляется на изучение новых материалов, у детей проявляется интерес к краскам. Это связано с тем, что на листе бумаги ребенок может получить яркие цветовые пятна.

Цвет не всегда связывается с настроением или эмоциями. Детей часто привлекают чистые и яркие цвета. В три года ребенок не просто пытается закрасить что-либо, но и учится воспринимать пятна. У него возникают ассоциации, когда он смотрит на цвет и массу пятна.

Если лист бумаги закрашивается в какой-либо цвет, ребенок воспринимает его как единый образ. В результате возникает ассоциативная связь между предметом и цветом. Причем для ее появления достаточно лишь штрихов, пятен и линий. Ассоциативные рисунки позволяют ребенку работать с характеристикой цвета и высказывать собственное к нему отношение.

Сначала у дошкольников развиваются представления о том, какие бывают ахроматические цвета, также дети изучают черный и белый цвета. Это помогает им научиться обозначать цвета словами. Согласно работам Л.А. Вегнера, сначала нужно вводит не семь цветов, а только шесть. Лучше исключить голубой, который сложно усваивается детьми на первых порах.

Знакомство с этим цветом лучше начинать в более позднее время, когда у дошкольников уже сформировались представления о разных цветовых оттенках, о расположении цветов в спектре. Дети уже должны уметь отличать холодные и теплые цвета.

В результате дети могут отличать светло-синий цвет от голубого. Они понимают, что голубой находится между зеленым и синим.

Л.А. Венгер пишет, что когда дошкольники знакомятся со цветовыми тонами, лучше не рассматривать их насыщенность и светлоту отдельно. В реальной жизни обычно эти две характеристики изменяются одновременно, что приводит к изменениям и яркости цвета.

В бытовой жизни, когда люди называют цвета, они часто могут обозначить их светлоту с помощью приставки «светло» или «темно». Этим самым люди подразумевают яркость окраски. Поэтому обычно не стоит требовать, чтобы дети усваивали что-либо больше, чем разновидности цветов по светлоте. И нужно понимать, что иногда некоторые светлотные оттенки в быту называются особо. К примеру, розовый цвет – это светло-красный.

Дети могут использовать такие названия, но им нужно запоминать и их правильные варианты. Это можно отнести и к названиям цветовых оттенков, которые занимают промежуточные цвета между соседними. Обычно в быту их всех называют какими-то опредмеченными терминами: шоколадный, лимонный и т.п.

Было замечено, что можно значительно ускорить усвоение названий цветов, если применять эти опредмеченные наименования. Заменив абстрактные термины названиями определенных предметов, педагог делает запоминание более доступным.

В дошкольный период игры используются в качестве инструмента для сенсорного воспитания. Они позволяют формировать сенсорику дошкольника.

Отечественные педагоги разработали достаточно большое количество таких игр. Были даже созданы сборники дидактических игр на развитие сенсорики.

Сегодня заметна тенденция изменения роли дидактических игр, основанная на принципах дидактики дошкольной системы образования.

Согласно В.Н. Аванесовой, во время занятий, когда взрослый непосредственно обучает ребенка, невозможно осуществить все задачи сенсорного развития. Дидактические игры до сих пор играют одну из важнейших ролей в этой области.

Согласно исследователю, в некоторых случаях эти игры можно организовать так, чтобы они приняли форму игрового занятия и проводились организовано совместно со всей группой. В других ситуациях лучше их использовать в повседневной жизни, во время свободного времени дошкольников.

Психолого-педагогические источники определяют дидактические игры в качестве целенаправленно проводимых и приспособленных для обучения игр.  Дидактическая игра – это сложное явление педагогического влияния на детей, имеющее множество планов. Она с одной стороны позволяет играть с детьми, с другой стороны, обучать их. При этом дети играют в них самостоятельно или под руководством взрослого. Такие игры позволяют ребенку развиваться всесторонне.

Дидактические игры как форма обучения

Дидактические игры – это форма обучения детей. Это очень сложный инструмент. Даже сложнее обычной учебной деятельности. Ведь игра должна включать в себя не только развлекательный или познавательный аспекты, но и должна быть занимательной и увлекательной.

В каждой игре дидактической направленности, совмещаются познавательное и учебное начала. Они выражаются в задачах, которые преследуют цели интеллектуального и сенсорного воспитания дошкольников. Наличие этих задач, показывает, что игра носит целенаправленный характер. Собственно, ради достижения поставленных целей и создаются и проводятся эти игры.

Но только лишь тогда дидактические игры становятся настоящими играми и обучающими инструментами, когда педагог не ставит учебные задачи прямо перед дошкольниками, а скрывает их в игровом процессе. Таким образом, задачи носят контекстный характер и сплетаются с игровыми действиями и задачами.

Дидактические игры могут принимать два вида – занятия и автодидактические игры.

Занятия характеризуются тем, что ведущая роль в них отводится взрослому, который для развития интереса старается внедрить те или иные игровые приемы, создать игровые ситуации, вносит соревновательные элементы и т.п. применение тех или иных игровых компонентов сочетают с вопросами и указаниями, а также с показом и объяснениями.

Дидактические игры, которые проводятся в качестве самостоятельной деятельности, возможны лишь в том случае, если дети усвоили их правила.

Поэтому задачей воспитателя является то, чтобы развить у дошкольников запас знаний о разных таких играх. Дети должны быть способны сами выбирать дидактическую игру и играть в нее без подсказок со стороны. Главное, чтобы у них не пропадал интерес. Иногда нужно позаботиться об усложнении игры, предложив разные ее вариации.

А.И. Сорокина выделяет структуру дидактической игры: это задача, правила и действия.

Согласно А.Н. Аванесовой для развития у дошкольников общих представлений о цветах, о солнечном спектре, как системе отношений цветов, сначала нужно обратить внимание на такие дидактические игры, которые бы позволили детям приобретать навыки узнавания и называния основных цветов. Затем уже внедряются в систему обучения дополнительные цвета и оттенки.

После этого можно использовать дидактические игры, которые бы учили детей различать и называть разные оттенки сначала основных, а затем уже и дополнительных цветов. И в конце этой цепочки воспитательного процесса нужно остановиться на развитии представлений об определенных системах отношений цветов, о том, в какой последовательности они расположены и на каком месте солнечного спектра находятся.

Благодаря тому, что дошкольники получают знания о цвете, у них развивается сенсорное восприятие и интеллект. Используются эти данные в качестве эталонов для познания предметов, дошкольники стараются лучше и быстрее ориентироваться в окружающем мире. Их деятельность становится более целенаправленной и осознанной.

Благодаря тому, что дети получают определенные сенсорные представления, расширяется их кругозор. Но это еще не значит, что они будут способны использовать эти знания на практике.

Дидактические игры в этом случае позволяют расширить практику использования этих эталонов. И дидактические игры в этом смысле играют не учебную, а практическую роль.

Игры можно внедрить практически в каждое занятие. Нужно сопровождать их стихами и загадками, и другими фольклорными произведениями, чтобы усилить эмоциональный эффект. Также это позволяет привнести эстетический характер игре, помогает развивать образное мышление у ребенка и его воображение.

Принципы игровой деятельности

Игры на работу с цветами согласно В.П.Вартау, нужно строить по следующему принципу: сначала ребенку нужно запоминать близкие друг другу цвета. Затем можно упражняться в том, чтобы различать их, группировать по светлости, тону.

Затем дети учатся различать разные оттенки одного из основных цветов. Сначала можно внедрить в занятие только два основных оттенка. Затем постепенно увеличивать их число.

Дидактические игры тренируют детей в различении разных оттенков цветов. Например, дети учатся определять, какой оттенок светлее или темнее основного цвета. Они учатся подбирать оттенки для каждого цвета, переходя от более темного с светлому. Также они запоминают все цвета радуги, изучают холодные и теплые цвета.

Приведем пример некоторых игр. «Костюмы для петрушек» позволяют дошкольникам упражняться в том, чтобы определять контрастные цвета с помощью спектрального круга, имеющего двойную передвигающуюся стрелку.

А игра «Две сестренки» учит дошкольников составлять рассказы описательного характера. Для этого им нужно владеть точными терминами, обозначающими цвета и предметы, а также их расположение в пространстве.

Чтобы игра приносила результат, она должна повторяться. Чтобы сенсорные эталоны прочно были усвоены, необходимо множество раз повторять одни и те же игры. Однако повторять их нужно в разных вариациях. Дидактические игры должны повторяться, что приводит к усилению их воздействия, ведь дети закрепляют полученные ранее навыки и знания.

Но если они будут в точности воспроизводить одну и ту же игру, то у них быстро пропадет интерес. Ведь игра должна нести в себе эмоциональный заряд. Повторение позволяет достичь прочных знаний и навыков, но при этом нужно еще и сохранять интерес у детей к игре. Дошкольники гораздо быстрее овладевают доступными им навыками, если этот процесс будет радовать их, приносить им удовольствие. Чтобы этот принцип был соблюден, нужно стараться сохранять эстетику материалов.

Дошкольник будет с радостью заниматься, если то, что ему демонстрируют будет выглядеть привлекательно. Важно стремиться к тому, чтобы рассматривание предметов игры доставляло ребенку радость. Чтобы сохранить интерес, игру нужно постепенно усложнять. Новые задачи должны приносить ребенку чувство удовлетворения и радости. Только тогда он начинает стремиться к интеллектуальной активности.

Развивающая среда в сенсорном воспитании

Развивающая среда – еще одно условие для формирования у детей представления о цвете.

Чтобы формировать представления о цвете, нужно помогать ребенку правильно воспринимать и использовать в жизни и в творчестве различные цвета. Художник с помощью цвета способен передать эмоции, рассказать о своих переживания, поселить нужные ему настроения в свои произведения. Ребенок должен уметь понимать эти настроения и замечать их на картинах.

Более того, чувство цвета позволяет ребенку хорошо ориентироваться в природных явлениях. Например, он ассоциирует черно-желтые цвета осы с ядом и опасностью.

Чтобы развивать представления у детей о том, какие цвета могут быть холодными или теплыми, нужно проводить беседы, учить дошкольников разделять цвета по этим двум категориям. Дети должны понимать, как это делать. А для улучшения их восприятия можно использовать наглядные образцы и конкретные примеры.

Наблюдение за окружающим миром

Еще одно педагогическое условие – это организованное наблюдение, проводимое совместно с дошкольниками. Наблюдать можно за объектами окружающего мира и явлениями природы. Затем можно организовать дидактическую игру, которая бы позволила закрепить полученные знания. Дети могут сами сочинять новые сказки и рисовать их на бумаге. При этом на рисунках будут доминировать те или иные цветы.

Полезно сопровождать подобные занятия музыкой, чтобы дети могли лучше прочувствовать цветовое настроение. Также во время восприятия цветов определенного тона можно слушать с детьми соответствующие звуки музыки. Так, звонкая веселая музыка соответствует теплым, ярким цветам. А медленная тихая мелодия соответствует холодным цветам и не ярким оттенкам цветов. Можно подобрать музыку для каждого цвета спектра и попробовать угадать с детьми какому цвету соответствует та или иная мелодия или музыкальный звук.

Чтобы закрепить полученные знания, можно проводить несколько занятий по смешиванию цветов и оттенков, а потом анализировать то, что получилось, рассказывая и объясняя детям, как цвет влияет на эмоции.

Оценки
( Пока оценок нет )
Логоправ!
Добавить комментарий