Сегодня мы с Вами поговорим о звуке Ч, об артикуляции звука, о способах и приемах постановки звука. Кроме этого, разберем поэтапность автоматизации звука в речи ребенка.
Звук Ч относится к шипящим звукам. Может нарушаться как сам по себе, так и вместе с другими шипящими: [Ш], [Ж], [Щ].
Для представления, каким образом возникает звук Ч, разберем его артикуляцию. При произнесении Ч — губы скруглены и принимают позицию «рупор». Кончик языка дотрагивается до нёба.
Верхние коренные зубы тесно соприкасаются с боковыми краями языка. Наблюдается подъем спинки языка. Краешек языка отдергивается от нёба вследствие проследования воздушной струи через середину языка.
Постановка звука Ч
При постановке Ч следует вызвать отдельный «чистый» звук, это рекомендовано делать посредством звукоподражания, а именно проговаривая «ч-ч-ч» и выполняя жест «тихо»; чуx-чух – едет поезд.
Поставить Ч возможно тремя способами: по подражанию, с механической помощью и смешанным способом.
Эффективные приемы постановки звука Ч:
- Педагог предлагает малышу воспроизвести слог –aть- с мощьным выдохом на –ть-, одновременно с этим губы немного вытянуть вперед и ладонью осуществлять контроль за силой выдоха.
- Попросить ребенка резко воспроизвести звукосочетание –тьщ-.
- Во время воспроизведения [Ц] предложить малышу приподнять краешек языка к вверху, а губы выдвинуть вперед, как «рупор».
- Малыш выполняет упражнение «рупор» — т.е. зубы приближены, губки выдвинуты вперед и с сильным выдохом произносит звукосочетание -тьс- «как выстрел». В том случае, когда язык не достает до нёба, или не удерживается на верху, нужно прибегнуть к использованию логопедических инструментов.
- Ребеночек говорит пару раз слог – aтс-, либо звукосочетание –тш-, одновременно с усилием дует на язык. Благодаря зонду логопед немного отодвигает назад кончик языка.
Очень важно, чтобы ребенок понял артикуляцию звука, запомнил ее и смог самостоятельно выполнить уже без использования вспомогательных предметов: шпателей либо зондов. Для этого во время постановки взрослый должен сосредотачивать внимание ребенка на работу артикуляционного аппарата, на силу выдыхаемой струи.
Артикуляционная гимнастика
— «Наказать непослушный язычок»;
— «Блинчик»;
— «Вкусное варенье»;
— «Чашечка»;
— «Гармошка»;
— «Грибок»;
— «Ковшик».
Автоматизация звука Ч
Стадия автоматизирования звука – это искоренение неправильного звукопроизношения и закрепление навыка общепринятого произношения.. Поставленный звук еще не стойкий, при отсутствия закрепления навыка употребления нового стереотипа, звук может «потеряться» и в последствии его придется ставить заново.
Вот почему очень важно не только поставить звук, но и автоматизировать его в речи.
Существует определенная последовательность, которую следует выполнять при закреплении звука: сначала в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, стихотворениях, скороговорках и только потом в самостоятельной речи. Ребенок не может перепрыгнуть или пропустить хоть один этап, так как речевой материал идет по типу усложнения.
Как только ребеночек научился правильно произносить звук в многократном и длительном повторении, тогда можно начать автоматизировать поставленный звук в слогах. Однако если звук еще неустойчивый, иногда искажается, нужно подольше «посидеть» на стадии автоматизации.
Автоматизация звука Ч в слогах обладает своими особенностями: сначала автоматизируется звук в обратных слогах, затем – в прямых открытых слогах.
Автоматизация [Ч] в обратных слогах:
ач – оч – ач еч – еч – ич
оч – уч – оч уч – ич – уч
Автоматизация [Ч] в прямых слогах:
- ча – чо – ча
- чо – чу – чо
- чи – чи – че
- чу – чи – чу
в словах:
- мяч, смерч, врач, калач, ключ, трубач, грач
- чай, часы, чайка, чайник, число, чижик, чемодан, чемпион, четыре, чудо
- удочка, речка, задача, печать, удача, почка, хомячок, колокольчик.
в чистоговорках:
- ЧА-ЧО-ЧЕ-ЧИ — печёт печка калачи.
- ЧО-ЧУ-ЧЕ-ЧА – как хочу я калача.
- ЧА-ЧЕ-ЧИ-ЧО – ах, как пальцам горячо!
- ЧО-ЧИ-ЧЕ-ЧУ – ем калач я и молчу.
в предложениях:
- На столе чашка горячего чая.
- Мальчик кормит собачку Жучку.
- Девочка заплела две косички.
- Девочка сачком ловит бабочку.
После этапа автоматизации, учим ребенка дифференцировать звуки на слух, если они смешиваются в произношении. Дифференциация звука в слогах чаще всего выполняют методом повторения т.е. взрослый произносит – ребенок повторяет. Еще есть упражнения на словообразование, либо словоизменение.
На первых этапах работы по дифференциации ребенок слышит произносимый звук взрослым и видит артикуляцию взрослого. Затем задание усложняется, взрослый закрывает листком лицо, теперь ребенок ориентируется только на слух.
Ч-Т
- чa-тя
- чу-тю
- чи-ти
- оч-оть
- юч-ють
- ечь-еть
- тявкать-чавкать
- редька-речка
- петь-печь
- чесать-чесать
- мять-мяч
- медь-меч
Ч-Ц
Упражнение 1. Повтори за мной.
- ча-ця
- чу-цю
- чи-ци
- оч-оц
- юч-юц
- ечь-ец
Упражнение 2. Прослушайте слова.
Произнеси слова только со звуком ч.
а) Чтение, цапля, чувство, цветок, чёлка, чтит, цепь, цвет, чистый;
б) Платочек, пальцы, сверчок, огурцы, строчка, разноцветный, курочка, пчелка, борцы;
а) Птенец, грач, богач, врач, мяч, колодец, скворец, силач, кузнец.
Ч-Щ
Задание 1. Повтори за мной.
- чa-щa-чa
- чу-щу-чу
- чи-щи-чи
- ощ-оч-ощ
- ющ-юч-ющ
- ещ-ечь-ещ
Словосочетания и фразы на звук Ч
1) Флейта звучит, а флейты звучат;
- Швея строчит, а швеи строчат;
- Малыш кричит, а малыши кричат;
- Мальчишка стучит, а мальчишки стучат.
2) Курица кудахчет, кузнечик стрекочет, орёл клекочет, лев рычит, воробей чирикает, рыба молчит.