Навыки словоизменения у детей с ОНР – методы диагностики

Целью данной работы является изучение результативности методов развития способности к словоизменению у дошкольников с общими нарушениями речи.

Перед исследованием ставились задачи:

  • провести анализ всей доступной научной литературы на тему;
  • составить план исследовательской работы;
  • определить общие недостатки в словоизменении у дошкольников с ОНР;
  • составить методику по коррекционной работе с детьми с помощью средств развития способностей к словоизменению у дошкольников с речевыми дефектами.

Мы провели исследовательский эксперимент в МАДОУ №_____. В эксперименте было задействовано две группы, состоящие из дошкольников шестилетнего возраста. Экспериментальная группа состояла из ребят с ОНР. Контрольная группа состояла из детей без речевых нарушений. В каждой группе находилось по 12 человек.

Критерии сформированности навыка словоизменения

Для диагностики были выделены следующие критерии:

  • способности к изменению существительных согласно их падежной принадлежности;
  • умения изменять прилагательные для согласования их с существительными по числу и роду;
  • развитость навыка по образованию формы существительных в родительном падеже в ед. или мн.числе;
  • наличие навыка изменять форму глаголов в соответствии с числами;
  • развитость навыка по согласованию глаголов в прошедшем времени с именем существительными;
  • степень развитости навыка по согласованию глаголов с местоимениями;
  • степень развитости навыка по согласованию существительного с числительными.

Уровни сформированности навыков словоизменения

Были также определены уровни сформированности навыка словоизменения у детей:

Высокий уровень – у ребенка сформированы умения изменения существительных согласно их падежной принадлежности; умения изменять прилагательные для согласования их с существительными по числу и роду; развит навык по образованию формы существительных в родительном падеже в ед. или мн.числе; сформирован навык изменять форму глаголов в соответствии с числами; ребенок умеет согласовывать глаголы в прошедшем времени с именем существительными; легко согласовывает глаголы с местоимениями; хорошо развит навык по согласованию существительного с числительными.

Средний уровень – у ребенка хорошо проявляются умения изменения существительных согласно их падежной принадлежности; но ребенок не всегда справляется с заданием изменять прилагательные для согласования их с существительными по числу и роду; делает незначительные ошибки по образованию формы существительных в родительном падеже в ед. или мн.числе; хорошо сформирован навык изменять форму глаголов в соответствии с числами; ребенок пробует согласовывать глаголы в прошедшем времени с именем существительными; хорошо согласовывает глаголы с местоимениями; недостаточно развит навык по согласованию существительного с числительными.

Низкий уровень – у ребенка не сформированы умения изменения существительных согласно их падежной принадлежности; не развиты умения изменять прилагательные для согласования их с существительными по числу и роду; не развит навык по образованию формы существительных в родительном падеже в ед. или мн.числе; не сформирован навык изменять форму глаголов в соответствии с числами; ребенок не умеет согласовывать глаголы в прошедшем времени с именем существительными; не может согласовывать глаголы с местоимениями; не развит навык по согласованию существительного с числи

Для определения уровня сформированности навыка словоизменения у детей использовались следующие упражнения.

Методы диагностики навыков словоизменения

Упражнение 1.

Цель упражнения – определить степень сформированности способности к изменению существительных согласно их падежной принадлежности.

Ход действий: Педагог предлагает детям внимательно слушать то, что он сейчас зачитает. Далее произносит незаконченное предложение. Дети должны выбрать картинку, которая позволит вставить в предложение недостающие слова.

Критерии оценки:

5 – все задания ребенок выполняет правильно

4 – в целом ребенок справляется, но допускает одну или две ошибки, которые сразу же сам исправляет;

3 – ребенок допускает немного ошибок, которые исправляет с помощью педагога;

2 – ребенок допускает много ошибок

1 – не смог справиться с заданием.

Таблица 1 – Результаты изучения степени сформированности способности к изменению существительных согласно их падежной принадлежности

группаВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень
Кол-во%Кол-во%Кол-во%
Дети без ОНР975216,718,3
Дети с ОНР00433,3866,7

Упражнение 2.

Цель упражнения –  определить уровень сформированности способности изменять прилагательные для согласования их с существительными по числу и роду.

Ход действий: педагог называет словосочетание, состоящее из прилагательного и существительного и намеренно допускает ошибку в окончании прилагательного. Ребенок должен исправить ошибку.

Критерии оценки:

5 – полностью все выполнено верно;

4 – в целом ребенок справляется, но допускает одну или две ошибки, которые сразу же сам исправляет;

3 – ребенок допускает немного ошибок, которые исправляет с помощью педагога;

2 – ребенок допускает много ошибок

1 – не смог справиться с заданием.

Таблица 2 – Результаты изучения уровня сформированности способности изменять прилагательные для согласования их с существительными по числу и роду

группаВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень
Кол-во%Кол-во%Кол-во%
Дети без ОНР65065000
Дети с ОНР00433,3866,7

Упражнение 3

Цель упражнения: определить степень развитости навыка по образованию формы существительных в род. падеже в единственном или множественном числе.

Ход выполнения: педагог называет слово и просит ребенка ответить на вопрос «Кого нет?». Например: «Собака – нет кого? Собаки».

Критерии оценки:

5 – полностью все выполнено верно;

4 – в целом ребенок справляется, но допускает одну или две ошибки, которые сразу же сам исправляет;

3 – ребенок допускает немного ошибок, которые исправляет с помощью педагога;

2 – ребенок допускает много ошибок

1 – не смог справиться с заданием.

Таблица 3 – Результаты изучения степени развитости навыка по образованию формы существительных в род. падеже в единственном или множественном числе

группаВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень
Кол-во%Кол-во%Кол-во%
Дети без ОНР866,7216,7216,7
Дети с ОНР18,3433,3758,3

Упражнение 4

Цель упражнения: определить уровень развитости навыка изменять форму глаголов в соответствии с числами.

Ход выполнения: педагог называет слово и просит дошкольника изменить его форму так, чтобы количество предметов было много. Например: «Мандарин упал – Мандарины упали».

Критерии оценки:

5 – полностью все выполнено верно;

4 – в целом ребенок справляется, но допускает одну или две ошибки, которые сразу же сам исправляет;

3 – ребенок допускает немного ошибок, которые исправляет с помощью педагога;

2 – ребенок допускает много ошибок

1 – не смог справиться с заданием.

Таблица 4 – Результаты изучения уровня развитости навыка изменять форму глаголов в соответствии с числами

группаВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень
Кол-во%Кол-во%Кол-во%
Дети без ОНР975216,718,3
Дети с ОНР00433,3866,7

Упражнение 5

Цель упражнения: определить уровень развитости навыка по согласованию глаголов в прошедшем времени с именами существительными.

Ход выполнения: педагог называет слова, а ребенок должен их изменить так, чтобы они означали прошедшее время. Например, к слову «собака» нужно добавить слово «спала». А к слову «ночь» – «прошла».

Критерии оценки:

5 – полностью все выполнено верно;

4 – в целом ребенок справляется, но допускает одну или две ошибки, которые сразу же сам исправляет;

3 – ребенок допускает немного ошибок, которые исправляет с помощью педагога;

2 – ребенок допускает много ошибок

1 – не смог справиться с заданием.

Таблица 5 – Результаты изучения уровня развитости навыка по согласованию глаголов в прошедшем времени с именами существительными

группаВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень
Кол-во%Кол-во%Кол-во%
Дети без ОНР975216,718,3
Дети с ОНР00433,3866,7

Упражнение 6

Цель упражнения: проверить степень развитости навыка по согласованию глаголов с местоимениями.

Ход выполнения: педагог просит изменить глагол так, чтобы он звучал правильно в предложении. Например, я бегу, ты бежишь, он бежит.

Критерии оценки:

5 – полностью все выполнено верно;

4 – в целом ребенок справляется, но допускает одну или две ошибки, которые сразу же сам исправляет;

3 – ребенок допускает немного ошибок, которые исправляет с помощью педагога;

2 – ребенок допускает много ошибок

1 – не смог справиться с заданием.

Таблица 6 – Результаты изучения степени развитости навыка по согласованию глаголов с местоимениями

группаВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень
Кол-во%Кол-во%Кол-во%
Дети без ОНР975216,718,3
Дети с ОНР216,7433,3650

Упражнение 7

Цель упражнения: определить степень развитости навыка по согласованию существительного с числительными.

Используемый материал: нужно подготовить картинки с изображениями животных в количестве по пять и по два.

Ход выполнения: педагог предлагает детям рассмотреть картинки и назвать сколько и чего на них нарисовано.

Критерии оценки:

5 – полностью все выполнено верно;

4 – в целом ребенок справляется, но допускает одну или две ошибки, которые сразу же сам исправляет;

3 – ребенок допускает немного ошибок, которые исправляет с помощью педагога;

2 – ребенок допускает много ошибок

1 – не смог справиться с заданием.

Таблица 7 – Результаты изучения степени развитости навыка по согласованию существительного с числительными

группаВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень
Кол-во%Кол-во%Кол-во%
Дети без ОНР975216,718,3
Дети с ОНР00433,3866,7

Результаты исследования отражены в таблице 8.

Таблица 8 – Анализ результатов исследования особенностей словоизменения у детей старшего дошкольного возраста    

ИспытуемыеМетодика диагностики сформированности системы словоизмененияитог
1234567
Дети с ОНР1,82,41,32,91,62,32,42,0
Дети без ОНР4,14,24,14,14,54,24,04,1

Примечание:

  1. Изменения существительных по падежам.
  2. Согласования имен прилагательных с существительными в роде и числе.
  3. Умения образования имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа.
  4. Умения изменять глаголы по числам.
  5. Умения согласования глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.
  6. Умения согласования глаголов с личными местоимениями.
  7. Умения согласовывать имена существительные с именами числительными «два» и «пять».

Результаты диагностики словоизменения

Таким образом, на основании данных из таблиц и диаграмм мы делаем следующие выводы:

Дошкольники с ОНР проявили следующие ошибки в словоизменениях: они не правильно работали с падежами существительных (3 ребенка не смогли выполнить задание), 8 дошкольников совершили очень много шибок, лишь один из ребят справился с заданием со второй попытки с небольшим количеством ошибок.

Дети с ОНР также с трудом справлялись с согласованием существительных с прилагательными. 8 ребят очень много ошибались, четверо – справились с заданием со второй попытки, но допустили немного ошибок.

Что касается упражнения по работе с существительными в род. падеже в разных числах, то 8 ребят не смогли выполнить это задание. Двое дошкольников допустили множество ошибок. Двое справились с заданием при помощи педагога, но допустили немного ошибок.

Самые лучшие результаты были при выполнении упражнения по согласованию глаголов с числами. Хотя дети и допускали немного ошибок, с помощью педагога они хорошо выполнили задание.

А вот с упражнением по согласованию глаголов с существительными в прошедшем времени возникли сложности. Шесть ребят не смогли выполнить задание, шесть выполнили с большими ошибками.

При работе с глаголами и местоимениями все дети справились с заданием, но многие из них допускали много ошибок.

Результаты эксперимента показали, что практически все дошкольники с ОНР не умеют работать с числительными при согласовании их с существительными. 5 учеников очень много раз ошибались и только благодаря педагогу выполнили упражнение до конца. 7 человек продемонстрировали проблемы в усвоении способности к словоизменению.

То, что детям сложно усваивать навыки по словоизменению, нужно учитывать во время проведения коррекционной работы по преодолению ОНР у дошкольников.

Дети без ОНР продемонстрировали хорошие результаты во всех выполняемых ими заданиях. Согласно исследованию, дети без ОНР достаточно хорошо владеют навыками словоизменения, что соответствует их возрастному уровню.

Согласно материалам эксперимента, можно выявить, что практически все дошкольники из контрольной группы демонстрируют высокий уровень развитости грамматического строя речи (90 процентов испытуемых), и лишь 10 процентов от общего числа показывают средний уровень. В данной группе нет детей с низким уровнем развитости речи.

Практически все дошкольники без ОНР с удовольствием и легко выполняли упражнения, у них не возникало никаких затруднений, и лишь иногда этим детям нужно было более подробно объяснить, что от них ожидается.

В результате мы получили более высокие показатели сформированности речи у детей без ОНР в сравнении с детьми с ОНР. Их уровень словоизменения достаточно высок.

Ошибки словоизменения у детей с ОНР

Самые распространенные ошибки у дошкольников с ОНР следующие:

Детям трудно менять существительные по падежам, они не замечают собственных ошибок даже если им на это указывает педагог. Причем это же вид упражнений не вызвал каких-либо затруднений у детей из контрольной группы, которые достаточно хорошо с ним справились.

Эти дети даже если и совершали ошибки, тут же самостоятельно их замечали и поправлялись. А вот дети из экспериментальной группы не были способны заметить и исправить свои ошибки даже при помощи педагога.

Во время диагностики способности согласовывать прилагательные с существительными, дети из экспериментальной группы допускали примерно одни и те же ошибки: перчатка белый, рука белые.

  • также дети часто смещали окончания в существительных в косвенных падежах;
  • также они заменяли окончания, обозначающие средний род, окончаниями женского рода;
  • допускали ошибки при склонении существительных в СР, Они использовали по ошибке ЖР;
  • неправильно ставили ударения;
  • проблемы в дифференциации типа глаголов;
  • дефекты при работе с предложными и беспредложными фразами;
  • проблемы в согласовании прилагательного с существительным;
  • в родительском падеже во мн. числе все окончания сводятся к одному – «ов».
  • проблемы со склонением числительных.

Было заметно, что дошкольникам с ОНР особенно трудно было работать с существительными в родительном падеже. Также трудно было согласовывать глаголы с существительными в прош. вр.. Также в родительном падеже существительных было трудно согласовывать с ними прилагательные.

Были проблемы с согласованием числительных с им. сущ.. Примечательно, что все эти проблемы касались только экспериментальной группы, а вот дети из контрольной группы без каких либо нарушений речи их не испытывали.

Также было заметно, что дети с ОНР заменяли нужное окончание окончанием из другого падежа.

Уровень развитости способности к словоизменению у детей с ОНР оказался практически в два раза ниже, чем у детей без речевых нарушений.

Логоправ
Добавить комментарий

Adblock
detector