Особенности развития речевой активности детей посредством фольклора

В ранний период у детей формируется художественное восприятие. Они легко воспринимают колыбельные песни, заклички, потешки и другие виды фольклора.

С их помощью дети приобретаю важные жизненные уроки. Они учатся быть чистыми физически и нравственно. Многие фольклорные произведения пронизаны любовью и душевной теплотой.

Малые фольклорные формы развивают у детей желание принадлежать к собственной культуре и народу, активно использовать все богатство русского языка.

С помощью литературного языка удается донести до детского сознания трудные истины. Фольклор лишает человека обыденности, ведь он содержит в себе подтекст, способный раскрыть интересные принципы жизни. И лишь те, кто добрыми глазами видит окружающий мир, способен понять истинную ценность фольклора. Именно дети лучше всего воспринимают этот вид художественного творчества.

Чтобы реализовать задачи исследовательской работы, мы активно использовали фольклор. Именно содержание этих произведений позволяет интегрировать личность детей в национальную культуру.

Фольклор в детском возрасте

Фольклор для детей, созданный в России, очень богатый и разнообразный. Уже в третьем году дети начинают общаться со взрослыми с помощью речи. Они начинают даже понимать, что говорят окружающие.

С детьми в этом возрасте общаются не только о том, что те видят, но и о том, что в их опыте уже было прежде, что будет потом. Дети начинают формировать наблюдательность, учатся более полноценно общаться.

Дети воспринимают связные рассказы родителей, вникают в содержание инсценировок, и улавливают происходящие события с большим числом персонажей. Они могут внимательно рассматривать изображения, не отвлекаются от них. Они слушают чтение книг, рассматривают книги, аккуратно кладут их на место. Очень широким становится репертуар литературных произведений, с которыми дети могут познакомиться. Но по-прежнему большую роль в их развитии играют малые формы фольклора.

Их содержание становится более сложным. Это связано с тем, что расширяется набор персонажей. Иногда это может включать в себя систему образов. Сюжет их не такой простой, как в стихах.

Согласно Н. Гавришу в ранний период нужно ускорять рождение первых осознанных слов у детей. Пополнять словарный запас помогают малые фольклорные формы, которые привлекают внимание людей к животным, предметам и людям.

Если часто употреблять поговорки в своей речи, ребенок будет приучаться к лаконичному и ясному выражению своих чувств и мыслей, он будет способен интонацией окрашивать свои слова, творчески использовать речь и образно описывать предметы, характеризуя их очень ярко.

Согласно Ушаковой и Усовой поговорки и потешки – это необычайно богатый материал для формирования культуры звука речи. Формируя чувства рифмы и ритма, мы подготавливаем детей к последующему восприятию поэтики и развиваем в нем интонационную выразительность.

Дети не рождаются с развитой речью. Они учатся говорить постепенно и медленно, шаг за шагом осваивая те или иные звукосочетания. После того, как возросли их способности к произношению, дети учатся понимать речь окружающих. Спустя какое-то время они произносят слова, а затем объединяют их между собой. Дети могут научиться последовательно и ясно высказывать свое мнение.

У детей есть потребность в том, чтобы им была оказана дополнительная помощь в  формировании речевых способностей. И здесь нельзя недооценить роль фольклора. Это один из главных поэтических жанров, доступных восприятию воспитанникам младших групп.

Именно в этом возрасте дети очень быстро и активно начинают усваивать поведенческие нормы взрослых, учатся общаться с помощью речи.

Усвоив особенности речи, дети начинают познавать окружающий природный мир. Следующая форма общения – диалоги. Дети учатся воспринимать бытовое речевое творчество народа через потешки и песенки. Напевные знакомые мелодии помогают детям просыпаться и умываться.

Ребенку не всегда приятно, когда за ним ухаживают. И песенки сглаживают этот негативный эффект. Возникают эмоциональные контакты, которые перерастают в такие формы общения, которые так важны для развития ребенка. Большую радость детям доставляют игры со взрослыми.

Народ создает много игровых песен. Если сопровождать любые действия с малышом песенкой, то взрослые учат так детей вслушиваться в речь, привыкать к ее ритму и проникать в смысл отдельных слов.

Народное творчество

Народное творчество – это хороший инструмент для развития эмоций ребенка. Его окружают звуки и краски. Если беседовать с ребенком о персонажах сказок, выразительно рассказывать ему истории, побуждать высказываться о своих чувствах, это значительно повышает восприимчивость детей к эмоциям.

Сегодня, когда вопросы эстетического и нравственного воспитания являются необыкновенно острыми, уже в детские годы нужно формировать у детей сильное эмоциональное восприятие художественных произведений. Это будет формировать у детей творческие способности, богатый мыслительный процесс, будет учить его эстетически воспринимать окружающий мир.

Малые фольклорные произведения помогают формировать детскую речь. Если детям систематически рассказывать сказки, это помогает им учиться сосредоточенно слушать.

Уже к четвертому году дети начинают понимать содержание литературных произведений и у них появляется эмоциональный на них отклик. В этом время у детей развивается достаточно сложно отношение к художественным текстам: дети учатся судить о том, что узнают, обобщать и делать выводы, первично оценивать услышанное.

Трехлетние малыши могут пересказывать содержание небольших сказок и рассказов.  Они способны рассматривать иллюстрации, легко перелистывают страницы, берегут книги. Это основа для развития эстетического отношения к художественным текстам на более позднем этапе.

Анализируя фольклорные тексты, мы видим, что они помогают придерживаться системного подхода к знакомству с окружающей средой, ориентируя детей на человека и его деятельность.

Именно это богатое наполнение фольклора позволяет сделать вывод, что народные произведения обладают большой значимостью для гуманизации процесса воспитания. Младшие дошкольники уже приобретают с их помощью способность осуществлять познавательную деятельность.

Использование малых форм фольклора

Наше исследование в основном посвящено работе с малыми фольклорными формами. И мы нашли подтверждение следующим положениям.

  1. Педагогический процесс необходимо обогащать с помощью малых форм фольклора. Это позволяет гуманизировать воспитательный процесс с раннего возраста.
  2. Эти произведения оказывают множество педагогических воздействий на дошкольников, учитывая их возрастные особенности.
  3. Дети уже в первые годы своей жизни имеют специфическое восприятие и по-особенному относятся к фольклорным произведениям, что связано с их психическими особенностями.

Формирование речи на этом этапе протекает в два направления: взрослые учатся понимать речь взрослых, у них развивается личная активная речь.

Уже в три года дети поддаются регулированию их поведения с помощью речевых указаний. С помощью речи можно побуждать детей к осуществлению или прекращению того или иного действия. Речь начинает оказывать как мгновенное, так и длительное воздействие.

Понимание речи на этом этапе значительно меняется. Дети не просто осознают суть некоторых слов. Они могут совершать предметные действия по указанию педагогом. Они с любопытством вслушиваются в разговоры взрослых, стараются понять, о чем идет речь. Им нравится слушать стихи и сказки [29].

Появляется способность слушать и воспринимать речь, которая выходит за границы текущей ситуации. И это важное приобретение для детей. Благодаря этому дети могут использовать свою речь в качестве главного средства познания окружающей действительности.

Воспитатели стараются направлять детей на формирование способности дошкольников понимать и слушать речь, которая не относится к конкретным ситуациям. Малые фольклорные формы отлично подходят для решения подобных задач, ведь дети стараются представить то, о чем говорится в потешке, сказке или прибаутке.

Чтобы сказка или детская песня могла запомниться ребенку и повлиять на него, он должен осознать, каков смысл ее содержания. Всю работу с произведениями фольклора можно разделить на следующие этапы:

1 этап.

Знакомство с персонажами

Предварительная работа.

Дети знакомятся с персонажами сказки. Для этого они:

  • разглядывают игрушки и картинки;
  • наблюдают за предметами;
  • играют в эти игрушки и предметы;
  • наблюдают за явлениями природы;
  • играют в дидактические игры с животными из произведения;
  • поют песенки.

Очень важно постараться оказать как можно более сильное влияние на эмоции ребенка, вызвать у него эмоциональное отношение к персонажу.

2 этап.

Знакомство с произведением

Проводится в следующей последовательности:

  • детям рассказывается потешка или сказка;
  • затем еще два или три раза ее читают, сопровождая картинками;
  • проводится беседа на основании содержания;
  • дети выборочно читают песенки или отрывки;
  • обыгрывается ситуация.

Здесь очень важно стараться читать выразительно. Это поможет детям понять суть произведения, осознать смысл поступков героев, научиться с помощью интонации показывать выразительное чтение.

3 этап.

Повторять сказки и потешки

Повторения важны, и не стоит ограничиваться лишь одним занятием. Важно повторять произведения и спустя некоторое время, чтобы помочь детям закрепить и обогатить их знания.

Повторение проводится следующими способами:

  • повторно рассказывается произведение;
  • дети рассматривают иллюстрации;
  • произведение зачитывается без просмотра иллюстраций;
  • дети договаривают незаконченные фразы или стихи;
  • произведение должен проговорить ребенок;
  • разыгрываются диалоги персонажей.

Работа с этими приемами позволяет закреплять интонационные навыки выразительного чтения, способность передавать специфику действий разных героев.

4 этап.

Внедрение фольклорных произведений в разные виды деятельности детей

  • их используют в разных режимных процессах;
  • игровые элементы внедряются в деятельность;
  • используются дидактические игры;
  • на занятиях читаются по нескольку потешек;
  • сказочные герои используются для других занятий.

Эти подходы заставляют детей чувствовать уверенность в своих возможностях, что приводит к речевой активности.

Когда начинается учебный год, я анализирую речь воспитанников в своей группе. Было заметно, что многие из них не владеют навыками речи. Они могут узнать потешку, только если им назвать персонажей из нее.

Большое значение фольклор имеет для работы с детьми с самых первых дней их нахождения в учреждении. Во время всего адаптационного периода дети скучают по дому, они не хотят дружить с ровесниками. Я старалась использовать потешки, которые бы способствовали установлению контакта с ребенком, помогали ему ощутить позитивные эмоции и симпатии к незнакомому для него воспитателю. Практически в каждую потешку можно легко добавить любое имя, не меняя суть ее содержания.

Роль воспитания в процессе организации работы с фольклорным творчеством

Воспитатель должен стараться помочь детям понять суть содержания рассматриваемого произведения.

Также он должен обогащать речь, которую дети понимают, формировать их активный словарь при взаимодействии со взрослыми. Поэтому для детей нужно создать условия, которые бы позволили им ощутить потребность во взаимодействии со взрослыми с помощью речи. Необходимо, чтобы у детей было желание поддерживать деловое общение. Они должны уметь подтверждать или возражать. Но подобная речевая активность может возникнуть лишь в том случае, если воспитатель сможет заинтересовать ребят.

Также воспитатель должен вызывать у дошкольника сопереживание действующим персонажам. Это значит, что нужно вызвать эмоциональное взаимодействие. Педагог, передавая содержание произведения, должен быть способен заразить малыша соответствующим настроением.

Еще нужно, чтобы ребенок мог действовать активно. Воспитатель предлагает ему включиться во взаимодействие в игре по мере прочтения текста. Например, он может попросить ребенку понарошку напоить из ведерочек цыплят.

Познавательная активность – это один из главных принципов знакомства дошкольников с фольклорными произведениями. Эмоциональность – это то, что поможет его достичь. Именно с помощью эмоциональности можно удержать детское внимание. Известно, что дети имеют свойство склоняться к непроизвольности действий. Они неспособны сами себя организовывать и сдерживать. И именно эмоциональное воздействие является тем рычагом, что поможет им обеспечить устойчивый интерес.

Оценки
( Пока оценок нет )
Логоправ!
Добавить комментарий