Повышаем уровень речевого развития дошкольников

Основываясь на типовой программе воспитания в ДОУ, и отбирая нужное содержание работы по развитию речи, мы составили план занятий с дошкольниками на период опытного исследования.

Работу вне занятий мы старались проводить каждый день, учитывая составленный план занятий, а также предлагали необходимые индивидуальные задачи.

Была сформирована речевая развивающая среда, в которой мы разместили комплекты дидактических игр и заданий.

Пополнение лексического словаря детей осуществлялось практически в каждый удобный момент, чем бы дети ни занимались: во время бытовой активности, во время художественной и игровой деятельности.

Разрабатывая план, я старалась ориентироваться на то, чтобы обеспечить нужный уровень речевого развития дошкольников. Для этого нужно расширять круг явлений или предметов из ближнего окружения, создавать формирующую речевую среду.

Принципы речевой среды

Составляя план, я старалась руководствоваться такими принципами:

  1. Принцип посильной самостоятельности и активности.

Это значит, что нужно создавать все условия, чтобы дети испытывали потребность в речевом взаимодействии со взрослыми. Педагог должен вызывать у детей чувство сопереживания и деятельностью персонажей, предлагать малышам включаться в игровые взаимодействия в процессе чтения текста.

  1. Познавательная активность.

Один из главных принципов знакомства дошкольников с фольклором. Эмоциональность поможет достичь соблюдения этого принципа. Эмоциональное изложение позволяет педагогу поддерживать детское внимание.

  1. Наглядность.

Не менее важным в процессе фольклорных занятий является наглядность. Это значит, что нужно активно использовать наглядные средства, с помощью которых можно создать развернутую картину действий и достичь результата, использовать приемы инсценировки.

  1. Поэтапность.

В процессе передачи смыслового содержания поэтапность дает возможность осуществить практическую связь: нужно так организовать образовательную деятельность, чтобы она состояла из нескольких связанных между собой частей, которые были бы рассчитаны на усвоение смыслового содержания. Смена частей может обуславливаться тем, что освоение должно происходить постепенно, нужно отрабатывать какие-либо навыки и понимание.

  1. Вариативность.

Позволяет закреплять и расширять знания детей. Вариативность – это повторение изученного материала в образовательной деятельности и в совместной деятельности в разных вариациях. Систематическое использование фольклоров во время работы с дошкольниками, позволяет им приобрести первоначальные навыки самостоятельной художественной речевой деятельности.

В своей работе я стараюсь использовать технологию Е.И. Тихеевой. Дети учатся запоминать названия одежды, разных предметов, которые нужны для гигиены, белья. Главная задача этих игр – закрепить с дошкольниками последовательность важных бытовых действий: дети учатся умываться, раздеваться, принимать пищу и т.п.

Вместе с педагогами мы старались вводить упражнения коррекционного типа на каждом занятии согласно с темой и содержанием. Это такие упражнения, которые позволяют формировать речевое дыхание, моторику и слуховое внимание.

Речевой материал мы классифицировали по темам. Большое значение имела работа фольклором. Вместе с другими воспитателями мы подбирали потешки, которые можно было использовать в разных ситуациях (во время подъема, во время умывания, во время еды, во время прогулок и т.д.). Также активно использовались разные стихи с элементами звукоподражания. Детям нравились чистоговорки на разные звуки. Проводились постановки сказок, разные жизненные ситуации, работали с подходящими куклами и героями мультфильмов и т.п.

Воспитатели придерживались рекомендаций логопеда, поэтому старались уделять внимание пространственной среде. Они подбирали игрушки, с помощью которых можно развивать мелкую моторику, учить детей застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, играть с водой и песком.

Речевая активность и игровые занятия

Также развитие у детей культуры общения происходит посредством ролевых игр, когда дети с помощью кукол изображают посещение гостей, уход за гостями и т.п. Эти занятия проводят в младших группах. Длятся они по продолжительности как полноценное занятие. Мы учим детей укладывать кукол спать, аккуратно складывать одежду на стуле, заботиться о куклах, петь им колыбельную, закреплять постельные принадлежности, осмысливать значения слов, которые связаны с действиями «уложить», «накрыть» и «постелить».

По правилам игры дошкольники должны отбирать из лежащих на столе предметов лишь те, что необходимы им для сна. Я прошу малышей поочередно брать нужные для сна предметы и класть их в спальню, которая была заранее приготовлена для куклы.

Затем под моим руководством дошкольники стараются последовательно выполнять действия по раздеванию кукол перед сном. Они надевают на них пижаму, укладывать спать, предварительно приготовив для этого кроватку. Они поют колыбельную и качают куколку.

Подобные игры очень нравятся детям. Более того, это эффективный метод обучать детей самостоятельно играть в сюжетные ролевые игры. Также эти игры проводятся в утренние часы, во время занятий по речевому развитию, во время прогулок и при индивидуальной работе с дошкольниками. Проводятся наблюдения за животными, а если нет такой возможности, применяются картинки.

Я старалась уделить большое внимание тому, чтобы проводить словарную работу. Это неотъемлемая часть занятий по формированию активной речи. Использовались следующие приемы работы с лексическим словарем:

  • демонстрация и называние;
  • многократное повторение новых слов или фраз;
  • объяснение происхождения разучиваемых слов;
  • применение взрослыми нового слова, сочетая его с уже знакомыми для ребят словами;
  • поручения, которые предполагают ответ действия.

Для активизации лексики я использовала подходы:

  • задавала вопросы;
  • проводила дидактические игры и давала дидактические упражнения, которые подразумевали активное использование слов;
  • договаривалась с детьми;
  • сочетала показ и объяснения с играми;
  • давала поручения, которые требовали от детей развернутых высказываний. Чаще этот прием использовался в тех или иных инсценировках.

Организуя интегрированные занятия, я старалась прилагать все усилия, чтобы все дети участвовали в них не только голосом, но и движениями. На всех занятия я старалась внедрять игровые приемы.

Почему? Дело в том, что именно игровые действия побуждают детей развивать свою активность и память.

Но занятия обладают определенными задачами и целями, чем отличаются от игр.

Средства малого фольклора в режимных моментах

Во время режимных моментов я старалась использовать средства малого фольклора, художественные слова. Сюда можно отнести прибаутки, потешки, поговорки и т.п.

Больше внимание в работе с дошкольниками по формированию активной речи я уделяла созданию формирующей речевой среды. В группе был организован книжный уголок.

Для родителей была выпущена групповая книга. Познакомившись с ней, родители заметили, что мы действительно проводим активную работу с детьми. Задачи по обучению формирования активной речи я решала вместе с родителями. С помощью родителей мы смогли приобрести дидактические игры и игрушки, обзавелись разными тематическими пособиями и вкладышами.

Такая организация рабочего процесса с младшими дошкольниками по формированию активной речи дала возможность нам дать детям не только глубокие знания, но и:

  • пополнить их лексический  запас;
  • развивать грамматически правильный речевой строй;
  • формировать связную речь.
Логоправ
Добавить комментарий

Adblock
detector