Во время формирующего этапа активно использовала сказки и потешки. Чтобы закреплять знания, были проведены дидактические и подвижные игры.
Первые сказки для дошкольников я выбирала так, чтобы они помогали пробуждать у детей сочувствие физическому и душевному состоянию персонажей.
В детском саду знакомство со сказками обычно начиналось с младших групп. Сказки для этих детей очень просты, в них наблюдается динамичный сюжет, они достаточно короткие. При знакомстве ребят со сказкой, я старалась напоминать им о том, как эта сказка называлась. Так дети постепенно запоминали названия и содержание многих русских народных сказок.
Сказка в жизни ребёнка
Конечно, детям не всегда было легко справиться с заданиями во время занятий. Но они получали удовольствие от них и ждали их с нетерпением. Почему детям было так интересно?
Дело в том, что герои сказок часто оказываются в сложных ситуациях, но они самостоятельно находят из них выход. И дети учатся преодолевать проблемы на их примере.
Занятие всегда завершалось на какой-нибудь оптимистической ноте, дети должны были оценивать каких-либо героев, а персонажи что-нибудь дарили детям.
Занятия проходили так, чтобы у детей возникало чувство праздника и веселия. Многие задания на сообразительность и смекалку формировали логику, дети могли отвечать хором, звучал рабочий шум. Если ребята не могли правильно ответить, то с помощью вопросов удавалось помочь им прийти к правильному выводу.
Во время подобных занятий сказочные персонажи как бы ни старались, у них ни как не получалось справиться с проблемами самим. Поэтому они просили помощи у ребят. И дошкольники становились участниками происходящих событий. Причем они чувствовали себя очень умными и сообразительными. Решив разные задачи, выйдя из лабиринтов, отыскав сокровища и сняв проклятие с героев, дети испытывали счастье.
У ребят интерес вызывали народные произведения, которые побуждали подражать животных в их повадках и голосах.
Так дети приобретали доброе отношение к миру животных.
Во время прогулок и наблюдений дети проговаривали разные заклички.
С малого всегда зарождается большое. От любви к маленькой птичке к заботе о природе родного края.
Народные загадки – это еще один фольклорный жанр, которые важен для умственного развития детей.
Очень разнообразны и остроумны большинство народных сказок. Детям интересно разгадывать загадки о явлениях природы, о животных и людях, о предметах, которые их окружают.
Игры в загадки побуждают ребенка развивать свою сообразительность. Насколько хорошо они знакомятся с окружающим миром? Знают ли они качества и признаки явлений и предметов. Отгадывая загадки, дети развивают свои интеллектуальные способности.
Мы с детства чувствуем, что сказка не просто развлекает нас, но и по доброму воспитывает, знакомит с миром добра и зла. Это универсальный педагог. В сказах дети учатся видеть мир не только глазами, но и сердцем.
Даже математику помогают понимать сказки. Например, дети усваивают понятие размера и количества с помощью сказки о трех медведях.
Сказки в положительном свете представляют труд людей. В них работают даже животные, приходят друг другу на выручку. Поэтому сказки с раннего возраста развивают уважительное отношение к трудовой деятельности. В них лень не поощряется, а труд вознаграждается. Дети начинают испытывать сочувствие с положительным персонажам. Они учатся трудиться и ценить труд других людей.
Из опыта работы по развитию речевой активности
Выбирая произведения для организации игровых занятий с дошкольниками, я всегда стараюсь учесть, чтобы они могли отражать разные стороны жизни людей, формировали их взаимоотношения с окружающими.
Играя с куклами, дети укладывают их спать. Для этого они поют им колыбельные. Играя в парикмахерскую, дети спрашивают игрушки, больно ли им. Они разговаривают с ними, используя поговорки.
Когда я наблюдала за детской игрой, то заметила, что они легко могли переносить ситуации и действия из понравившихся им сказок и потешек в собственную игровую деятельность.
На заключительном этапе исследовательской работы я заметила, что ребята более внимательно слушают сказки, активно участвуют в их обсуждениях после того, как прослушали что-то, стараются обыграть сказочные отрывки, более качественно воспринимают материалы, включенные в образовательный процесс, включают героев из сказок в собственную игровую деятельность.
Я считаю, что фольклорная деятельность принесла положительные результаты.
Во-первых, ребята познакомились с народным творчеством. Решая познавательные задачи, дети формировали свое мышление и развивали речевые способности.
Во-вторых, работая с фольклором, я развивала у ребят любовь в родной культуре, учила воспринимать окружающий мир.
Не существует ни одного занятия, куда нельзя было бы включить фольклорные элементы. Фольклор добавляет эмоциональности к любому занятию. Дети формируют с его помощью образное и логическое мышление. Загадки – это хороший инструмент для подобных формирующих игровых занятий.
Игровые занятия и фольклор
Большое значение фольклор может иметь и в играх. Мы с удовольствием играем в народные игры, поем песенки, используем считалки, произносим прибаутки. Детям нравится водить хороводы под народные песни.
Игры-забавы позволяют активно работать с известными среди детей потешками, что дает возможность иметь активную речь.
Чтобы реализовать свою методику, я также подобрала подходящие игры, наглядные пособия, книги, которые бы позволяли детям закреплять базовые речевые навыки.
Был создан книжный уголок, куда размещались книги разного формата: с картинками, малышки и раскладушки, а также игрушки. Поместили в этот уголок и фигурки, изображающие персонажей из знакомых прибауток и потешек. Это очень нравится детям и привлекает их внимание. они с удовольствием играют в них, рассматривают картинки, пересказывают содержание знакомых стишков.
Устный фольклор и развитие речевой активности
Формирование познавательной и речевой активности детей раннего возраста с помощью устного фольклора позволяет адаптироваться к окружающему миру, растить пассивный и активный словари, формирует эстетическое художественное восприятие. Когда дети откликаются на богатство и красочность наглядных образов, они могут принимать любые забавные сюжеты, входить в игровое взаимодействие с педагогами и брать на себя разные роли.
Мы составили план методической работы с ребятами. Учитывались Государственные стандарты, программы М. А. Васильевой и О.Л. Князевой.
Русская культура богата произведениями народного творчества, которые показывают нам истоки духовности русских людей, наглядно показывают моральные ценности, художественный вкус. Все это помогает формировать речь детей путем их знакомства с фольклором.
Итак, опыт показал, что если систематически целенаправленно использовать малые фольклорные формы, это позволяет детям развивать познавательные способности, они приобретают навыки разных видов деятельности: лепят из пластилина, рисуют, что-либо конструируют. Также они приобретают базовые навыки художественной деятельности. Ребята с радостью и простотой приобретают навыки гигиены и самообслуживания.