С помощью игры малыш овладевает различными формами мышления, расширяет кругозор. Логопедические игры помогают ребенку преодолеть трудности, связанные с развитием речи.
Логопедические игры — роль и значение
Развитие ребенка напрямую связано с его способностью разговаривать. Поэтому, немаловажно контролировать любое проявление дефектов и следить за произношением звуков.
Проблемы бывают не только в нарушении речи, но и в ее восприятии. При средней и тяжелой степени появляются симптомы дефекта умственного, речевого и физического.
С помощью игр малыш учится правильно произносить слова, понимать их. Он не воспринимает это как обучение, все проходит в игровой форме.
Значение таких игр заключается в увеличении словарного запаса, расширении кругозора малыша и знакомстве его с окружающим миром.
Как производить занятия в домашних условиях
В домашних условиях можно проводить несколько видов занятий. Это:
- пальчиковые игры;
- артикуляционная гимнастика;
- упражнение на звукоповторение;
- логоритмические упражнения;
- игры для активизации слухового аппарата;
- повторение литературного материала.
Занятия должны быть ежедневными, регулярными и проходить в игровой форме. Если ребенку будет скучно, то он не научится ничему.
Существует несколько правил проведения:
- Длительность занятий растет постепенно. Оптимальное время для первого занятия — 3-5 минут.
- Не стоит учить принудительно, иначе ребенок откажется заниматься и вовсе.
- В день проводить по несколько небольших упражнений.
- Не повышать голос, если малыш не способен на что — то. Следует определить, почему язык его не слушается и работать над этой проблемой.
Только в этом случае можно достигнуть успеха.
Пальчиковые игры
Пальчиковая гимнастика совместно с текстами помогает развить мышление, воображение, внимание и выразить свои эмоции. Помимо развития речи наблюдается еще и появлении быстрой реакции. Заниматься следует ежедневно по 5 минут. Упражнений есть много, но для начала подойдут:
- Цветок. Ручки сложены, как при молитве. Малыш говорит: солнышко просыпается, цветочек открывается(пальцы разжимаются, ладошки сжатые), солнышка садится, цветочек спать ложиться (ладони вновь сомкнуть).
- Кошка. Руки на столе, сжатые в кулак. Малыш проговаривает: «кулачок-ладошка, я иду как кошка». Разжимает руки, не отрывает ладони от твердой поверхности, а затем возвращается в исходное положение. Повторить 7 раз.
- Птица. Скрестить руки перед грудью, ладони к себе. Сцепить большие пальцы, они символизируют голову птицы. Пальцы — крылья. Птица полетела (помахать пальцами), села-поседела (разъединить ладошки и прижать к груди), дальше полетела.
Такие игры можно использовать и в минуты отдыха, на прогулке, в дома, в поездке.
Артикуляционная гимнастика
Такого вида упражнения следует проводить перед каждым занятием. Они воздействуют на мускулатуру артикуляционного аппарата и помогают подготовить его к работе на занятиях.
Гимнастика представляет собой комплекс специально подобранных упражнений для укрепления мышц губ и языка. Именно они участвуют в произношении звуков. Из-за их недостаточной функциональности речь у ребенка нечеткая.
Проводятся логопедические игры и упражнения перед зеркалом, чтобы малыш контролировал свои движения. Так он быстрее научится правильному произношению. Занятия проводить дважды в день, продолжительность 7-10 минут. В результате малыш будет говорить не только правильно, но и разборчиво и четко.
Пример комплекса:
- Максимально растянуть губы в улыбке, зубы не видны. Пробыть в таком положении пол минуты.
- Проделать то же, только зубы видны, опять же пол минуты.
- Язык не напряжен, лежит на нижней губе, рот приоткрыт. Проговаривая «ПЯ», шлепать им. Верхняя губа касается языка.
- Свернуть язык в трубочку и держать так 30 секунд.
- Медленно облизывать верхнюю и нижнюю губу по кругу, не отрывая язык.
- Широко улыбнуться и касаться поочередно языком кутиков губ.
Логоритмика, звукоповторение, речевой слух
Прежде всего, у ребенка должен быть развит речевой слух. Для этого предлагаются следующие упражнения:
- Продемонстрировать малышу предметы, которые издают звук. Попросить его повернуться спиной и создать звук, чтобы он угадал, что это за предмет. Так формируется речевой слух и восприятие звуков.
- Завязать ребенку глаза и звонить в колокольчик, при этом перемещаясь по комнате. Он должен пальцем указать откуда идет звук.
Звукоповторению можно учить ребенка с годовалого возраста. Возьмите куклу и убаюкивайте ее (аа-аа-аа-а), пусть малыш повторяет. Также можно повторять звуки животных.
Логоритмические занятия представляют собою повторение стихотворения, движений и музыки. Проводят в любом возрасте, родители показывают пример, ребенок повторяет за ними. Можно петь песню и делать движения, о которых в ней поется.
Повторение литературного материала
Занятия должны включать и чтение стихов, скороговорок. Они должны быть маленькими, легкими, ассоциативными. Скороговорки помогают увеличить запас слов, выработать четкую речь, развить дикцию. Материал можно брать из любых источников, или же придумать свой.
К сожалению, такие занятия в домашних условиях могут помочь только при небольших дефектах. С серьезными нарушениями необходимо обращаться к профессионалу.