Массаж для развития речи — логопедические воздействия

Логопедический массаж-эффективный метод, который помогает справиться с речевыми нарушениями и улучшить психоэмоциональное состояние человека. Оценить, нужен логомассаж человеку или нет, может только логопед.

Виды логопедического массажа

Логопедический массаж бывает нескольких видов.

  1. Классический. Основные движения — поглаживания, растирания, разминания и вибрации. Чтобы укрепить мышцы специалист может перейти к энергичным действиям.
  2. Точечный. Техника предполагает воздействие на зоны, в которых собраны нервные окончания и сосуды.
  3. Аппаратный. Проводится вакуумными и вибрационными устройствами.
  4. Зондовый массаж — авторская разработка. Он нормализует артикуляционную моторику и улучшенает тонус мышц, которые принимают участие в воспроизведении звуков.
  5. Самомассаж включает в себя комплекс упражнений, массаж лица руками, языка зубами и т. д.

Определить, какую технику воздействия использовать, может специалист. Логопед проводит обследование, диагностирует речевое нарушение и определяет необходимость логомассажа для устранения дефекта речи.

Достоинства и недостатки

Логопедичесий массаж обладает преимуществами. Он безопасен и не представляет опасности. Регулярное проведение логомассажа позволяет значительно снизить количество медикаментов, ускорить процесс коррекции нарушений звукопроизношения и быстро справиться с вялостью мышц или ,наоборот, с чрезмерным напряжением таковых.

Он положительно влияет на функции сосудов. Доступность методики — преимущество упражнений.

Минусы тоже есть. Некоторые действия могут доставить ребенку дискомфорт и даже боль. Все упражнения воздействуют на мышечный аппарат. Это тоже относится к недостаткам.

При каких показаниях ребенку нужен логомассаж

Эффективность воздействия доказана многими специалистами.

Комплекс упражнений помогает справиться со многими речевыми нарушениями — дислалия, алалия, афазия, заикание. Необходим логопедический массаж при дизартрии и дефектах голоса, обусловленных недостаточной иннервацией речевого аппарата.

Показания для логомассажа:

  • дисграфия;
  • повышенное слюноотделение;
  • ДЦП;
  • невнятное произношение звуков.

Логопедический массаж полезен в том случае, если причина речевого недоразвития не ясна.

При заикании проводить логопедический массаж нужно с осторожностью. При данном нарушении доверить проведение специального комплекса упражнений нужно специалисту. Заниматься самолечением не стоит.

Техники логомассажа

Существует несколько техник. Они различаются способом и силой воздействия.

Логопедический массаж лица для детей делается отдельно для каждой области.

Проводить сеанс нужно последовательно. Все движения должны выполняться строго сверху вниз. Лишнее усилие может доставить дискомфорт во время занятий. Поэтому не нужно сильно надавливать на лицо и прилагать большие усилия. Руки должны быть расслаблены, а движения плавными.

Начинать нужно с области лба, от его середины к вискам, затем от бровей к волосам. Затем нужно приступить к разминанию лба легкими движениями.

Следующей областью, на которую нужно воздействовать, являются щеки. Необходимо разминать их поверхность, растягивать от уголков рта к вискам, от скул к нижней челюсти.

Затем нужно перейти к области носа. Начинать занятие нужно с легких поглаживаний крыльев органа дыхания. Затем их нужно растянуть. Завершается массаж носа поглаживаниями от носа к уголкам рта.

Следующей областью воздействия является подбородок. Все действия на указанной области выполняются от середина рта к его уголкам.

Завершающим этапом является воздействия на область шеи. На данном этапе выполняются поглаживающие, разминающие движения.

Проводить занятие можно в домашних условиях. Важно соблюдать нормы гигиены. Это позволит снизить риск проникновения инфекций.

Логопедический массаж ложками

Метод представляет разновидность логопедического массажа лица.

Проведение манипуляции с помощью ложек увлекает детей. Что является неоспоримым преимуществом данной техники.

Важно проводить занятие чистыми ложками. Их поверхность должна быть ровной, без изъянов и трещин. В противном случае можно травмировать кожу лица и занести инфекцию.

Движения должны быть мягкими. Воздействовать на каждую область нужно 6-8 раз. Логопедический массаж ложками нужно проводить поэтапно:

  • область висков нужно поглаживать ложками;
  • затем нужно перейти к воздействию на область глазных впадин;
  • поглаживание щек;
  • растирание висков тыльной стороной ложки;
  • воздействие на участок между бровями путем его растирания;
  • помассировать носогубный участок зауженным концом ложки;
  • поглаживание губ.

Завершается сеанс разминающими движениями подбородка и скул.

Артикуляционный массаж языка для развития речи

Доверить проведение данного вида массажа лучше специалисту.

Необходимо использовать шпатель, зубную щетку либо указательный палец руки. Для проведения логомассажа может понадобиться салфетка. Это нужно учитывать.

Манипуляции стоит начинать с поглаживаний продольных мышц языка.

Количество повторов — 9-10. Затем нужно произвести 5-6 надавливающих движений на орган артикуляционного аппарат. На следующем шаге переходим к поперечным поглаживаниям.

Продолжать логопедический массаж нужно поглаживанием боковых мышц органа речи. После этого необходимо перейти к разминанию языка пальцами рук. Манипуляцию нужно проводить в перчатках.

На следующем этапе выполняются растирающие движения. Затем выполняются потряхивания кончика языка. После этого необходимо перейти к надавливаниям на орган речи шпателем или другим доступным предметом.

Затем выполняются сжимания боковых мышц языка. Движения должны быть легкими. Дискомфорта и боли во время процедуры возникать не должно.

Завершается сеанс пощипываниями и похлопываниями органа речи.

Количество повторов может достигать 10.

https://www.youtube.com/watch?v=1Aowp9c0Lac

Пальчиковый логомассаж для развития речи

Данный вид манипуляций не имеет противопоказаний. Пальчиковый логопедический массаж можно делать детям до года. Суть метода заключается в воздействии на нервные окончания путем массирования фаланг пальцев. В результате несложных манипуляций происходит воздействие на речевые зоны коры головного мозга.

Начинать воздействие нужно с мизинца, от ногтя до основания. Нужно проработать каждый сустав. Упражнение нужно повторить на обеих руках.

Затем нужно слегка нажать на подушечки пальцев. Начинать манипуляцию необходимо с легким нажатий и постепенно увеличивать их силу.

После этого нужно приступить к воздействию на поверхность ладони, совершая круговые движения указательным пальцем. Чтобы ребенку было интересно, можно разнообразить упражнение потешками или считалками (например, «Сорока-белобока»). Затем нужно совершать круговые движения от края к центру ладони.

Для пальчикового массажа можно использовать мячик с шипами или специальный тренажер из дерева.

Самомассаж

Самомассаж человек проводит самостоятельно. Чтобы разнообразить занятия, можно сопровождать упражнения потешками, считалками, стихотворениями. Это позволит привлечь внимание ребенка и сделает процесс коррекции речи интересным и занимательным.

Кроме того, упражнениям можно давать необычные названия, которые бы отражали сущность проводимых манипуляций. Можно предложить ребенку самостоятельно придумать названия для упражнений.

Зондовый логопедический массаж

Массаж зондами требует наличия профессиональных навыков.

Длительность курса массажа составляет 15-20 дней. Техника проведения зависит от вида зонда.

В настоящее время существует несколько видов инструментов:

  • вилочковый;
  • зонд-восьмерка;
  • зонд-саночки;
  • зонд-топорик;
  • зонд-крестовина;
  • зонд-толкачик.

Вилочковый необходим для обкалывания языка, которое необходимо для ритмичного сокращения мышц органов артикуляции.

Зонд-восьмерка предназначен для осуществления нажатий на язык.

Зонд-саночки подходит для надавливаний на орган речи.

Крестовина обеспечивает сокращение мышц языка за счет нажатий и отталкивания назад.

Воздействие зондом-толкачиком позволяет расслабить мышцы органа артикуляции.

Логопедический массаж-эффективный метод, который помогает справиться с речевыми нарушениями и улучшить эмоциональное состояние человека. Оценить, нужен логомассаж человеку или нет, может только квалифицированный логопед.

Противопоказания к проведению массажа

Логопедический массаж имеет противопоказания. Категорически запрещается проводить манипуляции при инфекционных заболеваниях, болезнях кожи, слизистой оболочки рта и глаз, при увеличении лимфатических узлов. Если у ребенка плохое настроение, и он не расположен к занятиям, от сеанса логомассажа лучше отказаться.

Не рекомендуется проводить манипуляции даже при небольшом повышении температуры тела. Запрещаются сеансы при герпесе, наличии судорог, синяков. При онкологических заболеваниях важность проведения массажа должен оценить врач.

Полезные рекомендации по выполнению

Проводить логопедический массаж должен специалист. Наличие навыков у педагога может подтвердить сертификат.

К быстрому эффекту приведет проведение занятий в домашних условиях при следующих условиях:

  • упражнения нужно проводить в проветренном помещении;
  • обязательно использование защитных средств, одноразовых перчаток и масок;
  • инструменты должны быть обработаны кипятком или специальными дезинфицирующими средствами;
  • руки должны быть обработаны спиртосодержащим раствором, это позволит защитить слизистую оболочку от воздействия болезнетворных бактерий и микроорганизмов;
  • не нужно проводить упражнения сразу после еды;
  • воздержаться от логомассажа нужно и в случае плохого самочувствия или настроения;
  • продолжительность первых сеансов не должна превышать нескольких минут, постепенно время проведения увеличивается;
  • логопедический массаж лучше всего проводить в лежачем положении или в положении полусидя;
  • под голову нужно подложить валик или любой другой предмет, который позволит расслабить мышцы, на которые будет производиться воздействие;
  • ребенка нужно приободрять и говорить ему слова похвалы и одобрения;
  • на руках педагога не должно быть колец и украшений, которые могут повредить кожу ребенка.

Длительность курсов и количество сеансов определяют врач и логопед.

При тяжелых нарушениях речи сеансы могут проводиться в течение года и более длительного времени. Один курс включает в себя двадцать сеансов. Занятия нужно проводить каждый день. Длительность одного сеанса зависит от эмоционального состояния ребенка.

Важен настрой ребенка. Он должен понимать цель занятий, осознавать важность упражнений. Ребенок должен доверять человеку, который проводит занятия. Правильный эмоциональный настрой — залог успеха и эффективности коррекции речевых нарушений.

Первые сеансы нужно проводить в положении сидя. Через 2-3 сеанса можно изменить позу и предложить ребенку провести занятие в положении лежа.

Опираясь на свои навыки и умения, специалисты применяют в практике сочетание нескольких техник логомассажа. Это позволяет ускорить процесс коррекции нарушения речи.

Оценки
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Логоправ!
Добавить комментарий