Речь ребенка — эгоцентрична ли?

Эгоцентрическая речь – это форма речи, которая обычно наблюдается у маленьких детей и включает в себя использование речи, не обращаясь ни к кому конкретно. В следующих разделах статьи будет рассказано больше об этой речи и ее компонентах.

Эгоцентрическая речь — это уникальная и интересная концепция, которая встречается у маленьких детей. Включение слова «эго» в термин «эгоцентрик» предположительно имеет отношение к самому себе.

Эгоцентрическая речь — это разновидность речи, которая осуществляется с самим собой, не обязательно обращаясь к кому-либо конкретно.

Этот вид речи встречается у очень маленьких детей, как правило, в возрасте от 3 до 5 лет, и она используется в качестве средства обучения речи, так как дети не знают, как мыслить внутренне, а затем говорить.

Для примера – стоит понаблюдать за маленьким ребенком во время игры. Можно обнаружить, что ребенок имеет склонность говорить с самим собой и буквально комментировать то, что он делает.

Например, когда он кормит куклу или играет с машиной, он говорит что-то вроде: «Теперь я собираюсь покормить куклу» или «Теперь машина будет ехать по полу».

По мере того, как ребенок растет, этой речи становится все меньше и меньше, а через год или два она полностью исчезает. Это происходит потому, что ребенок учится усваивать свои мысли, думать о том, что он хочет сказать, а затем говорить.

Теории эгоцентрической речи

Эхолалия: этот тип речи включает в себя повторяющиеся слова, фразы или звуки. Обычно это слышно, когда дети болтают.

Монолог: эта форма речи является бегущим дискурсом. Это обычно наблюдается, когда играют дети, и можно услышать только фрагменты предложений.

Коллективный (двойной или социальный) монолог. Это происходит, когда два ребёнка используют речь, но эта речь не имеет связи друг с другом.

Например, когда двое детей сидят вместе и играют в разные игры, они могут комментировать свои собственные игры, но эта речь не связана друг с другом. Они просто говорят одновременно или говорят по очереди.

Имеется некоторое количество теорий, окружающие данную концепцию, и они подробно описаны в следующих разделах.

Хотя эгоцентрическая речь является неотъемлемой частью развития ребенка (точнее говоря, языкового развития у детей), также необходимо знать, что есть несколько теорий, которые окружают эту концепцию. Ниже приведены две из самых известных теорий, которые подчеркивают эту концепцию более подробно.

Теория Жана Пиаже

Жан Пиаже был известным психологом, который наблюдал за детьми и сформулировал концепцию эгоцентрической речи. Эта форма речи является частью этапов развития. Он сказал, что, когда ребенок рождается и начинает учиться, он говорит, и проявляет эту форму речи.

Так он разговаривает сам с собой, не обращаясь ни к кому конкретно. Он также заметил, что всякий раз, когда малыш разговаривает сам с собой, он почти всегда использует громкую речь.

Далее Пиаже объяснил, что эта громкая и «для себя» речь происходит потому, что ребенок еще не научился быть социальным. Быть социальным означает, что ему нужно принимать во внимание точки зрения других или понимать, что говорили другие.

Таким образом, он не знает, как эффективно общаться с другими, и прибегает к эгоцентрической речи.

Пиаже также сказал, что по мере роста ребенка он будет учиться быть частью социальной арены и, таким образом, развивать надлежащие средства общения. Это будет означать, что эгоцентрическая речь исчезнет и ее заменит социальная речь.

Теория Выготского

Выготский был еще одним психологом, который наблюдал за поведением детей, а затем вывел определенные теории на концепцию эгоцентрической речи. Его точка зрения отличалась от точки зрения Пиаже.

Выготский сказал, что дети использовали эту форму речи, потому что они еще не разработали концепцию усвоения своих мыслей. Ребенок, по его словам, еще не изучил концепцию способности продумывать свои мысли, выводить их и затем говорить.

Он находится в процессе обучения, и поэтому постоянные инструкции, которые ему передавались, были громко озвучены без их обработки.

Выготский также считал, что ребенок изначально был социальным существом, а не со временем стал социальным индивидуумом. Он сказал, что все действия, где принимает участие ребенок, — будь то лепет или использование слов, которые ребенок начинает произносить, впервые научившись говорить и общаться, — достаточное тому доказательство. Поэтому ребенок всегда был общественным существом.

Таким образом, он выступил против теории Пиаже, которая гласила, что ребенок со временем учится быть социальным, а затем учится общаться с другими.

Выготский также сказал, что эгоцентрическая речь не заменяется социальной речью, а постепенно перерастает в нее.

В последующие годы была создана комбинация обеих этих теорий, и термин эгоцентрическая речь был заменен частной речью. Это считалось более приемлемым термином.

Оценки
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Логоправ!
Добавить комментарий

  1. Иван Дмитриевич

    Статья понравилась, интересно. Но появился вопрос, который не дает покоя. А как правильно звучит и пишется Эгоцентричная речь или эгоцентрическая? По тексту идут оба этих термина. По сути — одно и то же, а на самом деле как?

    Ответить