Методика «Палочки Кюизенера» или дидактическое пособие

Палочки Кюизенера сразу приходят на ум, как только родители начинают планировать серьёзно заняться развитием малыша. Начинаются долгие и часто неэффективные поиски каких-то дидактических пособий, беготня по магазинам.

А ведь всё настолько просто — вот они палочки. Кстати сказать, что вместо них можно использовать любые счётные палочки, или даже спички с заранее оборванными зажигательными головками и окрашенные в разные цвета.

Использовать этот дидактический материал можно самыми различными способами, схемы для выкладывания можно подобрать в интернете. А ещё лучше, если это будут спонтанные выкладывания — тогда и мышление, и творческое воображение приплюсуются вдобавок.

Цель и задачи методики с палочками Кюизенера

Как таковые палочки Кюизенера стали использовать по рекомендациям педагога из Бельгии. Он придумал тоненькие брусочки, окрашенные в разные цвета для обучения детей математическому счёту и другим действиям. Такая наглядно-игровая форма сразу была поддержана педагогами в детских учреждениях страны и вышла за её пределы.

Главной целью методики «палочки Кюизенера» стало обучение математическим действиям в эффективной форме, близкой для понимания детьми.

Задачи же многообразны:

  • это и обучение числам;
  • и формирование преставлений о счёте и цвете;
  • развитие познавательного интереса к самому предмету математики;
  • тут же и развитие логики, мыслительных способностей, формирование нестандартного типа мышления;
  • становление основ арифметических навыков и умения сложения и вычитания.

Как видим, с палочками можно делать многое. И всё, однозначно, будет развивающе действовать на малыша, не обременяя его при этом серьёзными учебно-образовательными нагрузками.

Преимущество методики «Палочки Кюизенера»

С палочками удобно выполнять очень много разных заданий и упражнений, даже порой далеко не связанных с математикой.
Как я уже выше упомянула, их можно использовать для формирование творческого потенциала, представлений о цвете и т.п.

Таким образом, ни один ребёнок с палочками Кюизенера точно не заскучает. Скажу по секрету, они мне и самой очень помогают справиться с различными стрессово-жизненными ситуациями. Начинаешь с ними заниматься, и сразу все тревожные мысли куда-то улетучиваются. А перед тобой появляется возможность творить и удивлятся, восхищаться и радоваться.

Описание набора «Палочки Кюизенера»

Палочки представляют собой не всегда и не совсем палочки. Этакие брусочки, а при небольшой длине, так и вовсе кубики.
Размер брусочков от 1 до 10 см. По количеству есть наборы попроще, включающих в себя 116 брусочков, а есть наборы традиционно-классические с 241-й палочкой.

Раскрашены они в 10 цветов различных оттенков. Для полноценных занятий с ребёнком я предпочитаю выбирать набор, где палочек побольше.

Палочки Кюизенера

История методики «Палочки Кюизенера»

Как было уже сказано, бельгийский педагог по имени Джордж Кюизенер, заметив, что ученикам младших классов сложно воспринимать арифметический материал на уроке, даже когда объяснение дано очень подробное, буквально на пальцах всё показано и рассказано.

И тут он подумал, что было бы лучше ещё и показать наглядно каждый пример. Тогда и зародилась идея создать палочки Кюизенера, которые стали использовать даже при обучении математике в дошкольном возрасте.

Д. Кюизенер порекомендовал не просто использовать палочки как наглядное обучающее пособие для решения поставленных задач, но и применять его в игровой форме.

Свои концепции Кюизенер строил, опираясь на работы Марии Монтесори и Фридриха Фребеля.

А рекомендации автор пособия выпустил в виде инструкции, а позднее появилась книга «Числа и цвета». Здесь предложен целый комплекс игровых заданий с палочками. Эти задания сначала дети могут выполнять под наблюдением родителей или других взрослых (педагогов, воспитателей), а позднее, когда они пойму предназначение данного дидактического материала, то могут уже и самостоятельно их использовать.

В каком возрасте использовать палочки Кюизенера

К каждому набору палочек прикладывается инструкция, где указывается, что этот дидактический материал можно использовать на занятиях с детьми от трёх лет. Однако, если родители будут рядом контролировать, то можно начинать пользоваться набором и в более раннем возрасте, например:2 или 2.5 года.

Но если на первых порах это лишь игровой материал, а также пособие для формирование цветовых представлений, то в качестве дидактического пособия для изучения чисел, палочки Кюизенера используются в старшем дошкольном возрасте.

Интересное замечание некоторых педагогов, что если использовать палочки Кюизенера для обучения математике в раннем возрасте, то ребёнок и в старший период будет воспринимать занятие с ними просто как игру.

Поэтому некоторые рекомендации даются, что для игры их не использовать, а заменить на кубики и пирамидки, которые выполняют ту же обучающую функцию для изучения цвета.

На этот счёт мнения расходятся.

Что касается меня, то я бы тоже не рискнула в слишком раннем возрасте давать малышу палочки по другой причине, ведь ребёнок может ее засунуть в неположенное место или повредить себе что-то, нечаянно ткнув.
Ну это так, моё отступление.

Правила использование палочек Кюизенера

Как и любое дидактическое пособие палочками можно заниматься, поэтапно усложняя задания для ребёнка.

Первый этап — игра с цветом

В зависимости от возраста ребёнка палочки используются по-разному. В возрасте 2.5-3 лет палочки Кюизенера просто раскладываются, группируя по цвету, длине. Можно задания усложнять — предложить собирать группами по три палочки разного цвета (красный, синий, зелёный) и таких групп собрать три, например.

Рисунок 1

Группы палочек по цветам

В 2-3 года ребёнок уже сможет выкладывать дорожки, чередуя палочки по цвету. Также и дорожки можно выкладывать по определённой схеме: красная — белая, красная — белая. Либо красная-белая-синяя-белая-красная. В середине окажется синяя палочка.

Рисунок 2

Палочки дорожки

Второй этап — добавляем размер

Затем задания выполняются на обучение размерам. Выбирают палочки конкретного размера в одну группу, другой размер — в другую группу, а самые маленькие — в третью.

Рисунок 3

Кучки разного размера

Возможно устраивать пирамидки по размеру. Снизу ложится палочка самая длинная, на неё покороче, а сверху — самая короткая.

Рисунок 4

Пирамидки одного цвета

Третий этап — цвет плюс размер

Теперь задания придумываются, чтобы палочки Кюизенера использовались уже и с цветом, и по размеру.
Выбрать все красные палочки в одну группу, синие — в другую, зелёные — в третью (см.рисунок 1).

Далее выбрать палочки одного цвета, но разного размера и построить пирамидку, как в примере второго этапа на рисунке 4.

Задание с усложнением — построить пирамидки, чередуя цвет и размер палочек как на рисунке.

Рисунок 7

Пирамидки разные

Усложняем задание и даём схему, по которой необходимо разложить палочки Кюизенера. Это может быть домик, ёлочка или что-то ещё.

Рисунок 8

Домик из палочек

А можно вообще сложить шикарный ковёр из палочек.

Рисунок 9

Ковер из палочек

Такие задания помогают развивать внимание, фантазию, а самое главное, мелкую моторику. Продолжаю логическую цепочку — а развитие мелкой моторики приводит к чему?

Правильно, стимулирует специальные области головного мозга, отвечающие за развитие речи.
Вот мы и снова пришли к тематике нашего сайта.

Возраст 4-5 лет с палочками Кюизенера

Средний, а затем и старший дошкольный возраст — благодатный период знакомить дошколят с математикой. Теперь палочки Кюизенера превращаются лёгким движением руки в настоящий обучающий дидактический материал, с помощью которого педагог знакомит детей со счётом и арифметическими действиями.

Логоправ
Добавить комментарий

Adblock
detector