Дислалия или картавость – это неправильное произношение звуков, замещение их на другие или проглатывание звуков.
Общие сведения о полиморфной дислалии (картавости)
Полиморфная дислалия – это сложная форма речевого дефекта, при котором дети неправильно произносят звуки из разных групп. При этом их интеллектуальное развитие соответствует возрасту, и ребенок хорошо слышит.
Причины картавости
Дислалия у детей может возникнуть в результате функциональных или механических проблем.
Причины:
- Неправильное строение языка.
- Врожденные заболевания – «заячья губа», «волчья пасть».
- Неправильно сформированный прикус, неровные зубы или их отсутствие.
- Узкое и высокое небо.
- Недоразвитие костей лица.
- Короткая уздечка.
Причины функциональных изменений:
- Задержка развития речи.
- Генетическая наследственность строения артикуляционного аппарата, челюсти.
- Ребенок подражает речи других людей или детей.
- ЗПР – задержка психического развития.
- В семье родители, бабушки или дедушки разговаривают на разных языках.
- «Сюсюканье» с ребенком, подражание его речи.
- Слабое развитие фонематического слуха.
- Физическое состояние здоровья: ослабленный иммунитет, частые простуды.
- Изучение иностранных языков детьми до 5-ти лет.
Также причиной нарушенного звукопроизношения является физиологическая дислалия.
Такой вид — распространенное явление у детей дошкольного возраста. Оно связано с незрелостью артикуляционного аппарата.
В возрасте до 6-ти лет повода для беспокойства нет, но дети старшего возраста должны уметь произносить все звуки. Если этого не произошло, то необходимо обратиться к логопеду.
Симптомы картавости
Родители должны обращать внимание на речь детей:
- на произношение слов в целом;
- на произношение отдельных звуков.
К симптомам проявления полиморфной дислалии относятся не произношение или проглатывание звуков к определенному возрасту:
- Ребенок в 3 года должен произносить следующие буквы и звуки: м — [м], б — [б], п — [п], ф — [ф], в -[в], х -[х], к -[к], г -[г], д -[д], т -[т], н -[н].
- К 4-м годам — свистящие звуки и буквы: с — [с], з -[з], ц -[ц].
- В 5 лет – шипящие: ш, щ, ж, ч.
- К 6-ти годам – сонорные звуки: р — [р], л -[л], й.
Сроки произношения звуков могут немного смещаться, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
К 7-ми годам дети должны хорошо произносить все звуки. Родители до этого периода занимаются с детьми для развития их речи. Если ребенок не произносит какие-то звуки или проглатывает их, то это повод заподозрить дислалию и обратиться к специалисту.
Диагностика картавости
Дислалию следует отличать от других речевых дефектов. В основном родителей беспокоит, что над ребенком будут смеяться из-за его плохой речи. И поэтому обращаются к логопедам.
Но причины могут быть различными.
За дислалией могут скрываться другие речевые проблемы: дизартрия, фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи и т.д.
Самостоятельно установить проблему речи у ребенка невозможно. Необходимо обратиться к специалисту.
Логопед проводит следующие этапы диагностики:
- Специалист проверяет фонематический слух и проводит функциональные пробы. Для этого ребенок повторяет слова за логопедом или называет их по картинкам. Слова и картинки подбираются так, чтобы все звуки были охвачены – в начале, середине и конце слов.
- Проводит уточняющие тесты, чтобы исключить другие дефекты речи.
- При необходимости просит предоставить историю заболеваний ребенка и заключения других врачей: психолога, отоларинголога или невролога.
- Ребенка мотивирует на занятия, объясняет правила поведения на уроках.
После проведения всех необходимых тестов, специалист составляет план индивидуальных занятий с ребенком. Также определяет, в какой последовательности будет исправлять произношение звуков.
Коррекция картавости
После подготовительных работ, логопед проводит занятия с ребенком. Они должны быть не реже 2-х раз в неделю, иначе не будет результата. При этом родители должны дома повторять упражнения, которые покажет врач.
Корректировка речи при полиморфной дислалии проводится в 4 этапа:
- На подготовительном этапе проводятся занятия для развития памяти, мыслительных процессов, внимания. Ребенок учится анализировать и сравнивать. Логопед помогает ему развивать фонематическое восприятие, учит звуковому анализу и развивает речевое дыхание. На этом этапе выполняются упражнения, которые помогают органам артикуляции правильно произносить звуки: для губ, щек, языка, нижней челюсти и неба.
- После всех проведенных упражнений, логопед учит ребенка правильно ставить звуки. Постановка происходит в игровой форме, при необходимости используются логопедические зонды. Одновременно ставится только 2 звука.
- На следующем этапе ребенок учится автоматизации звуков: в словах, в слогах, во фразах и текстах, а потом и в живой речи. Для закрепления результата упражнения повторяются дома – ежедневно, по несколько раз.
- На заключительном этапе ребенок учится разграничивать новый звук с тем, на который он его заменял. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем ребенок снова не картавил.
Для достижения результата, занятия при полиморфной дислалии должны длиться 5-6 месяцев. В большинстве случаев, логопед помогает справиться с проблемой, и ребенок начинает говорить правильно.
Этому способствует положительная атмосфера, хорошие взаимоотношения со специалистом, доверие к нему и интересные занятия.
Профилактика картавости
Для профилактики неправильного произношения звуков необходимо:
- развивать речь детей с малого возраста;
- правильно произносить слова в разговоре с маленькими детьми;
- читать книги детям;
- развивать мелкую моторику;
- заниматься интеллектуальным развитием ребенка;
- проводить игры для развития фонематического слуха;
- мотивировать ребенка правильно произносить звуки;
- при анатомических изменениях – своевременно их вылечить.
Родителям не стоит пытаться самостоятельно поставить ребенку звук. Например, многие пытаются заставить его произнести звук [р]. В результате ребенок старается и у него получается горловой [р], который исправить сможет только специалист.
Необходимо выявить проблемы речи до школы и устранить их. Иначе у ребенка могут возникнуть проблемы с усвоением материала, успеваемостью и отношениями с одноклассниками.