Педагогические условия развития речи учащихся начальных классов при изучении синонимов

С помощью синонимов можно разнообразить свою речь. Также они позволяют избегать повторений. Еще одна важная функция синонимов – это придать речи выразительность и гибкость, передавать с ее помощью более тонкие смысловые оттенки, правильно называть близкие явления или свойства.

Изучение синонимических языковых средств – это одно из важнейших условий, которые позволяют свободно использовать родной язык. Если человек умело использует синонимы в своей речи, она становится более яркой и культурной. Необходимо вырабатывать у учеников способность активно использовать средства синонимии в своей речи.

Наиболее эффективно использовать синонимические упражнения, когда проводится толкование значения новых для учеников слов. Существительные с определенным значением часто толкуются с применением экстралингвистических факторов: демонстрируется предмет, либо он изображается, либо создается муляж. Если же слово имеет отвлеченное значение, то его легче объяснить, назвав несколько синонимических замен. Также проводится работа со следующими видами существительных:

а) слова, имеющие отвлеченное значение;

б) слова, которые были заимствованы из книжного типа и обладающими соответствиями в родном языке;

в) слова – архаизмы;

г) термины и заимствованные слова.

Ученики должны понимать, что между синонимами всегда имеются отличия как в значении, так и в стилистике их использования.

Современные подходы к работе с синонимами подразумевают следующие направления работы:

  1. Развитие способности владеть синонимией;
  2. Пополнение лексического запаса слов;
  3. Развитие способностей самостоятельно использовать синонимы в процессе связной речи.

Сегодня не существует перечня синонимов, которые обязательно должны быть изучены в школьной программе. Система упражнений состоит из следующих компонентов:

  • выявление синонимов в предложенных текстах, объяснение понятий, разных оттенков в значениях, различий между синонимами;
  • выбор синонимов, которые могли бы быть заменой для конкретного слова, определение оттенков значений и разницы между употребляемыми словами;
  • специальные упражнения для работы с синонимами;
  • активизация синонимов в речи детей, применение их в их повседневной речи;
  • замена неудачно подобранных слов более подходящими синонимами, которые лучше вписываются в текст.

Задания, которые направлены на активное изучение школьниками синонимических выражений и слов, обычно приходится придумывать самостоятельно. Ведь учебники со держат их в очень малом количестве. Педагог должен стараться самостоятельно организовывать работу с синонимами.

Согласно Н.Г.Савкиной,  этапы мышления, на которых дети начинают учиться – это формирование комплексного мышления, которое проявляется в разных формах. У детей появляется способность мыслить ассоциациями, собирать коллекции, работать с псевдопонятиями, но еще нет возможности полноценно работать с понятиями.

Ему еще сложно отделять слова от их лексических значений.

Работая с синонимами, нужно придерживаться выполнения следующих условий:

  1. в начальной школе нужно проводить систематическую и планомерную работу с синонимами;
  2. необходимо определить курс синонимов, который может быть использован преподавателем в качестве практических упражнений и материалов.

В учебниках по русскому языку сегодня не так уж много задания для формирования речи школьников. Упражнения в этих учебниках не включат в состав даже элементарные задания, которые бы учили детей подбирать синонимы. Педагогу в младшей школе приходится самостоятельно находить подходящий дидактический материал.

Изучая синонимы в младшей школе, нужно стараться выполнять разные виды упражнений:

  1. Пожалуйста, прочтите предложения и разберите их. Напишите в тетрадку прилагательные, а также связанные с ними существительные.

Жаворонок
На солнце темный лес зардел.
В долине пар белее тонкий.
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.

Это задание можно усложнить благодаря тому, что оно будет способствовать формированию детской речи. К примеру, к тем прилагательным, которые уже выписаны, нужно подбирать слова, имеющие близкий смысл. Параллельно нужно объяснять то, какое значение имеют эти прилагательные, помогать детям понять, почему именно эти прилагательные были выбраны автором, когда он пытался описать красоту природы. Продемонстрировать, как замена на синонимы может испортить красоту текста, исказить заложенный автором смысл.

темный лес — ……………….
тонкий пар — ……………….
раннюю песню — ………….
звонкий жаворонок — …….

  1. К этим прилагательным напишите прилагательные, имеющие противоположные значения. Выделите в них окончания. Слова располагаются в два столбика. Так как детям обычно проще находить антонимы, то можно добавить еще одно задание: подберите также и слова, которые близки по значению, опираясь на данные слова для справок:
старый — …………..узкая — …………..
веселый — ………….длинная — ………
прилетный -……….белая — ………….

Здесь можно предложить детям задание, которое связано с тем, как сочетаются прилагательные и существительные. К примеру, можно попросить детей указать, какие прилагательные сочетаются с указанными существительными.

Эта работа полезна, чтобы выбирать слова, имеющие наиболее подходящие значения. Подобные упражнения помогают подбирать синонимы во время изложения. У учеников это не вызывает серьезных трудностей. Задания по подбору слов, которые имеют близкие значения, сопровождаются всеми упражнениями из учебника. Если преподаватель творчески подходит к этой работе, То он сможет сделать более разнообразными однотипные задания.

Чтобы школьники поняли, что одна из главных функций синонимов является замещение (определение наиболее точных слов), которое способствует борьбе с тавтологией. И в этом может помочь такое задание: замените слово таким словом, которое имеет похожее значение. Подобные задания помогают детям тренировать языковое чутье и быть более внимательными к словам.

Прилагательные имеют множество значений. Эта особенность этой части речи проявляется в том, чтобы демонстрировать ученикам упражнения с синонимами. Нужно учитывать то, какое значение имеют прилагательные в сочетании с существительными.

Педагог совместно с школьниками старается выяснить, какое значение имеют прилагательные в каждом конкретном случае. Для этого педагог применяет толковый словарь и выписывает для себя значения тех прилагательных, над которыми детям нужно работать.

Словарь дает возможность педагогу устанавливать общие значения между синонимами, понимать их разные оттенки, обращать внимание на синонимы, которые имеют разную лексическую сочетаемость. В результате подобных наблюдений можно установить, что ученики используют в соей речи немного прилагательных, не обозначают признаками предметов. И при этом нужно учить их выражать с помощью слов разные признаки явлений и предметов.

Многие прилагательные используются в текстах упражнений из учебника в переносных значениях. Когда выделяют такие прилагательные в тексте, мы можем сочетать их с существительными. Педагог при этом указывает, какое переносное значение имеется у прилагательного.

Помимо упражнений, которые дети выполняют под руководством учителей, нужно предлагать им и самостоятельную работу. Например, они могут находить подобные прилагательные в текстах и подбирать примеры, в которых эти прилагательные будут использованы в своем прямом значении.

Также можно дать детям задание перечислить прилагательные в порядке уменьшения признака, ими обозначаемого.

Чтобы детям было проще запомнить правописание самых часто встречающихся прилагательных, нужно дать им такое задание: выберите прилагательное, имеющее близкое значение так, чтобы у них была непроизносимая согласная.

Часто дети допускают ошибки, когда пишут слова, в которых отсутствуют непроизносимые согласные. Поэтому им можно дать следующее задание: подбирайте прилагательные, которые имеют близкий смысл, но у которых нет непроизносимых согласных. Эта задания можно выполнять в коллективе, параллельно развивая орфографические навыки.

Таким образом, если проводить систематическую и целенаправленную работу по формированию синонимии, это формирует у дошкольников внимание и интерес к словам. Это делает их речь более богатой и выразительной, развивает у них языковое чутье, формирует их интеллектуальные способности.

Логоправ
Добавить комментарий

Adblock
detector