Причины и устранение афазии у детей и взрослых

Афазия – это расстройство коммуникации, которое возникает из-за повреждения головного мозга в одной или нескольких областях, контролирующих язык.

Данное заболевание чаще встречается у пожилых людей, особенно у тех, кто перенес инсульт. Афазия становится на пути способности человека использовать или понимать слова.

Она не ухудшает интеллект человека. Люди, страдающие этим расстройством, могут испытывать трудности с речью и поиском «правильных» слов для завершения своих мыслей. Они также могут иметь проблемы с пониманием разговора, чтением и пониманием фраз, написанием слов и использованием чисел.

В исследованиях А.Р. Лурии мы находим похожее пояснение трактовке. Афазия — это проблема с речью, которая может включать в себя трудности с речью, а также неспособность понимать предложения других людей.

Причина афазии — различные поражения структур центральной нервной системы, наиболее частым из которых является инсульт. Однако языковые расстройства могут развиваться и по другим причинам.

Каков прогноз для пациента с афазией — есть ли шанс, что пациент восстановит способность говорить свободно и понимать речь?

Понятие афазии

Афазия — это термин, производный от греческого языка, точнее от слова афазия — приставка «а» в данном случае означает «без», а «фазис» переводится как речь.

Таким образом, в простейшем переводе афазию можно понимать как неспособность говорить, но на практике проблема может быть такой, но тоже немного иначе.

В связи с тем, что разговорный язык, несомненно, очень важен для человеческого общения, трудности с речью довольно быстро улавливаются как человеком, который их испытывает, так и окружающей средой.

Именно по этой причине давно было сделано первое описание афазии — упоминания об этой проблеме можно найти уже в древнеегипетских папирусах, в которых описывается это заболевание у человека, чьи височные доли мозга были повреждены в результате травмы головы.
Афазия — в силу своих причин — в основном встречается у людей среднего и пожилого возраста. Однако это возможно в любой момент жизни, даже у ребенка нескольких лет.

Причины заболевания

Афазия развивается у людей, когда они испытывают некоторые повреждения структур, принадлежащих центральной нервной системе.

Здесь, однако, необходимо подчеркнуть ключевой аспект — источником этой проблемы являются именно дефекты самого мозга, у людей с афазией, речевого двигательного аппарата, т.е. язык и элементы гортани полностью функциональны.

В прошлом считалось, что афазия может быть вызвана только повреждением определенных областей мозга. Я говорю о так называемых речевые центры, которыми являются:

  • Центр Брока (так называемый речевой моторный центр, он расположен в лобной доле мозга);
  • Центр Вернике (или речевой сенсорный центр, он расположен в височной доле мозга).

Действительно, именно прямое повреждение речевых центров в наибольшей степени может вызвать афазию, но на практике оказывается, что также повреждение, например, нервных волокон, соединяющих эти центры с другими областями мозга, также может привести к нарушениям речи.

Заболеванием, которое чаще всего вызывает афазию, является инсульт — по оценкам, до 40% всех пациентов, у которых он развивается, в конечном итоге имеют нарушение речи.

Однако афазия может возникнуть в результате других заболеваний, таких как:

  • нейроинфекция при травмах головы (например, герпетический энцефалит);
  • нейродегенеративные заболевания (например, болезнь Альцгеймера);
  • опухоли головного мозга, атеросклероз артерий, кровоснабжающих мозг.

Вышеуказанные — самые частые причины афазии.

Эта проблема, хотя и гораздо реже, также может быть результатом эпилепсии (тогда афазия обычно носит временный характер и длится непродолжительное время), также были сообщения об афазии как побочном эффекте использования обезболивающих, содержащих фентанил.

Если более кратко, то афазия возникает из-за:

  • опухоли мозга;
  • инфекции;
  • слабоумия или другого неврологического расстройства;
  • дегенеративного заболевания;
  • травмы головы.

По данным исследованиям возникает риск развития этого нарушения у людей, которые перенесли инсульт (25-40%).

Приступы головной боли (мигрени) провоцируют появление временной афазии. Временная форма заболевания может проявиться из-за транзиторной ишемической атаки (ТИА), которая временно прерывает приток крови к мозгу. ТИА еще называют инсультом.

Последствия транзиторной ишемической атаки включают в себя:

  • слабость;
  • онемение некоторых частей тела;
  • проблемы с речью;
  • сложности с пониманием речи.

Транзиторная ишемическая атака отличается от инсульта, потому что его последствия являются временными.

Симптомы и основные виды афазии

Обычно афазию легко обнаружить — нарушения речи обычно хорошо видны для окружающих, а часто и для самого пациента.

В процессе возникновения проблемы может быть значительная трудность в формировании даже простейших предложений проблем с называнием определенных предметов — может показаться, что пациент не помнит, как данный предмет называется, используя странные слова в разговоре или составляя предложения, которые полностью лишены смысла произнесения только отдельных, совершенно непонятных слов.

Однако здесь следует подчеркнуть, что даже если пациент произносит только обрывки слов, на самом деле у него обычно в голове есть то, что он хотел бы сказать в данный момент — афазия возникает не из-за проблем с памятью или интеллектуальных недостатков, а после просто расстройство самой речи.

Здесь также следует добавить, что афазия может протекать по-разному — по этой причине существуют разные ее типы, в том числе:

  • моторная афазия: состоит в том, что пациент теряет способность говорить — он хотел бы что-то сказать, но он не может сделать;
  • сенсорная афазия: проблема в том, что пациент может говорить сам, хотя он не может понять, что говорят другие люди;
  • смешанная афазия: в ее ходе у пациента возникают трудности как с речью, так и с пониманием предложений, которые он слышит;
  • агностическая афазия (или номинальная): она характеризуется тем, что пациенту трудно подбирать правильные слова во время разговора, кроме того, у него возникают трудности с называнием различных предметов.

Афазия и дизартрия

Стоит подчеркнуть, что к нарушениям речи может привести не только афазия, но и другая проблема — дизартрия.

Однако уже упоминалось, что афазия вызвана повреждением структур мозга, участвующих в лингвистических функциях, в то время как дизартрия возникает в результате ненормального функционирования речевого двигательного аппарата, например, мышечных структур, связанных с излучением голоса (причиной которого может быть их повреждение, а также паралич нервов, которые их снабжают ).

Афазия: диагностика

При возникновении афазии — особенно внезапной — всегда следует проконсультироваться с врачом.

В конечном итоге причиной этой проблемы может быть даже инсульт, который требует, чтобы пациенту как можно скорее было проведено соответствующее терапевтическое лечение.

В случае афазии пациент сначала проходит неврологическое обследование — другие аномалии, обнаруженные во время него (например, сенсорные нарушения или парез), могут указывать на то, чем именно было заболевание у пациента или какая часть его мозга была повреждена.

Позже обычно назначают визуализационные исследования головы, такие как компьютерная томография или магнитно-резонансная томография, которые позволяют обнаружить, например, очаги ишемии в головном мозге или наличие внутричерепной опухоли у пациента.

Ещё одна разновидность афазии: Афазия – акустико-гностическая форма

Афазия: лечение

Сама по себе афазия — это не болезнь, а симптом — поэтому лечение, которое назначается пациенту, должно быть сосредоточено на причине афазии.

У пациентов, перенесших инсульт, по мере улучшения их состояния также могут исчезнуть нарушения речи.

Однако улучшение в этом случае может быть разной степени — у одних афазия исчезает полностью, у других проблема сохраняется постоянно.

Для многих таких пациентов очень важна речевая тренировка, так как она проводится с участием логопеда и часто помогает снизить уровень речевых нарушений.

Лечение афазии сильно отличается у людей, у которых она развивается из-за опухоли головного мозга.

В их случае эффективная терапия, основанная, например, на удалении всего поражения, иногда оказывается достаточным методом лечения — бывает, что опухоль сдавливает центры речи в головном мозге, и ее резекция, устраняя это давление, приводит к разрешению афазии.

Афазия: прогноз

Подобно тому, как афазия влияет на качество жизни (ведь нетрудно догадаться, что внезапная потеря способности говорить существенно влияет на психику пациента), она не влияет на выживаемость пациентов.

Однако точный прогноз для людей, у которых развивается афазия, невозможно определить — все зависит от причины этой проблемы.

Общий прогноз лучше для тех, у кого развивается нейроинфекция (особенно та, которую можно эффективно лечить), в то время как у тех, у кого афазия развивается из-за очень злокачественной опухоли головного мозга, общий прогноз намного хуже.

Детская афазия

Афазия поражает людей всех возрастов, в том числе и детей. Детская форма заболевания – это, прежде всего, нарушения ЦНС, при котором наблюдается частичное или полное расстройство речевых способностей, даже тогда, когда речь была ранее сформирована.

Педиатры редко диагностируют данное заболевание у детей (лишь 1%), в основном, оно считается взрослым.

У детей проявляется преимущественно в дошкольном или младшем школьном возрасте.

Дифференциация детского расстройства коммуникации:

  1. Заболевание, которое возникло после изменений (органических или структурных) в коре центрального отдела нервной системы. К ним относятся проблемы с речью из-за опухолей, травм, патологий в сосудах и т.п.
  2. Приобретенная эпилептическая детская форма. При этом речевые расстройства возникли не в результате каких-либо отклонений от нормы в головном мозгу. Причина ее появления – эпилептическая активность.

Случается, что эти типы объединены. Такой вариант заболевания развивается после полученной травмы, возникшего новообразования, гематомы или прочих структурных изменений в центральном отделе нервной системы.

К тому же стали возникать судорожные припадки, тем самым они значительно утяжеляют совокупность проявления болезни и стимулируют развитие у ребенка.

В основном, диагностируют после черепно-мозговой травмы (ЧМТ) и отклонений от нормы у крупных мозговых артерий, которые питают головной мозг.

К травмам центрального отдела нервной системы, которые могут спровоцировать появление афазии, относят открытые поражения, они сопровождаются потерей мозгового вещества. Закрытые ЧМТ в меньшей степени вызывают афазию.

Этиология расстройства коммуникации у детей:

  • опухоль;
  • аневризм;
  • гематома;
  • абсцесс головного мозга;
  • энцефалит.

На фоне синдрома Ландау-Клеффнера проблемы с речью сочетаются с появлением судорог. Педиатры считают, что приобретенная форма эпилептической афазии возникает после перенесенного энцефалита.

Формы и симптомы

Каждый тип заболевания вызывает ухудшение, оно варьируется от легкой до тяжелой степени.

Общие типы расстройства коммуникации включают в себя следующее:

  1. Экспрессивная. Человек знает, что хочет сказать, но испытывает трудности в общении с другими.
  2. Рецептивная. При данной форме человек способен слышать, читать, но не понимает смысла сказанного или прочитанного. Часто люди с таким заболеванием воспринимают язык буквально. Их собственная речь может быть нарушена, потому что они не понимают свой собственный язык.
  3. Аномическая. Человек испытывает трудности с поиском слов. Он пытается найти правильные слова для разговора и письма.
  4. Глобальная. Это самый тяжелый тип заболевания. Чаще всего наблюдается сразу после того, как случился инсульт. Человеку трудно говорить и понимать слова. Кроме того, он не в состоянии читать или писать.
  5. Первичная прогрессирующая. Это редкое заболевание, при котором люди постепенно теряют способность говорить, читать, писать и понимать то, что они слышат в разговоре в течение определенного периода времени. При инсульте афазия может улучшиться при правильной терапии. А вот для этой формы нет никакого лечения, чтобы обратить вспять данное заболевание. Поэтому люди общаются другими способами, например, они могут использовать жесты.

В следующей статье — Оптическая (амнестическая) афазия

Формы афазии:

  • легкая;
  • тяжелая.

При легкой афазии больной в состоянии разговаривать, но у него есть проблемы с поиском правильного слова или пониманием сложных разговоров.

Тяжелая афазия ограничивает способность человека к общению. Он говорит мало и не может участвовать или понимать любой разговор.

Основные симптомы афазии включают в себя:

  1. Проблемы с речью.
  2. Борьба с подбором необходимого термина или слова.
  3. Использование странных или неуместных слов в разговоре.
  4. Употребление короткими, неполными предложениями или фразами.
  5. Неправильный порядок слов.

Афазия не влияет на навыки мышления. Но у человека могут быть проблемы с пониманием письменного материала и трудности с почерком. Иногда можно наблюдать, что люди с афазией испытывают трудности с использованием чисел не могут делать простые вычисления.

Методы диагностики

Обычно врач диагностирует афазию при лечении пациента от инсульта, черепно-мозговой травмы или опухоли. Используя серию неврологических тестов, врач может задать вопросы лично, просит повторить определенные команды, назвать различные предметы или объекты.

Результаты этих тестов помогают врачу определить, есть ли у человека афазия. Они также помогают определить тяжесть заболевания. КТ или МРТ помогают определить место и тяжесть поражения головного мозга.

Детская афазия диагностируется после сбора анамнеза, объективного обследования и общения с ребенком. Во время сбора анамнеза устанавливается причина (какие были травмы головы, есть ли другие заболевания), проводится анализ симптомов и их динамики.

Малыша также осматривает невролог и определяет нарушения, связанные с поражением центрального отдела нервной системы. Психиатр или педиатр проводит тесты, по которым просят ребенка: что-то сказать, написать, прочитать, посчитать.

По данным диагностикам и определяется есть ли у ребенка афазия, ее степень, а после подбирается вариант лечения. Такие лабораторные исследования как КТ, МРТ, ЭЭГ, рентгенография черепа оценивают какая часть головного мозга нарушена, определяют причину детской формы заболевания, а после подбирается необходимая терапия.

Способы коррекции у взрослых

Лечение человека с афазией зависит от таких факторов, как:

  • возраст;
  • причина травмы головного мозга;
  • тип афазии;
  • положение и размер поражения головного мозга.

Например, у человека с афазией может быть опухоль центрального отдела нервной системы, которая влияет на языковой центр мозга. В таком случае поможет операция по лечению опухоли головного мозга.

Человек с афазией, перенесший инсульт, может получить пользу от сеансов с речевым патологом. Терапевт будет регулярно встречаться с человеком, чтобы увеличить его или ее способность говорить и общаться.

Врач также научит пациента способам общения, которые не связаны с речью. Это поможет человеку компенсировать языковые трудности.

Дополнительно врач рекомендует:

  • использовать реквизит, чтобы помочь получить сообщение;
  • рисовать слова или картинки на бумаге при попытке общения;
  • говорить медленно и сохранять спокойствие во время разговора.
  • носить с собой карточку, чтобы незнакомые люди знали, что у человека есть афазия и что означает данное заболевание.

Игровые методы коррекции у детей

Во время коррекционной работы помимо лекарственной терапии с ребенком обязательно должен заниматься логопед, в основном, занятия проводятся индивидуально. Специально подобранная методика активизирует отдельные пораженные участки центрального отдела нервной системы. Учебный материал, который чаще всего используется:

  • различные тексты;
  • карточки;
  • картинки;
  • программы на компьютере;
  • предметы.

Логопед также использует варианты бытовых ситуаций, в которых отведена важная роль ребенку, предлагает прослушать музыкальную композицию, песню. Даются упражнения на прослушивание и повторение считалочек, чистоговорок, потешек, известных коротких стихотворений. Занятия проводятся обязательно доброжелательно и эмоционально, вовлекая ребенка в игровой процесс.

Родителям рекомендуется также делать различные логопедические упражнения с ребенком в домашней обстановке, от этого зависит эффективность работы по коррекции заболевания.

Прогноз и профилактика

Многие из состояний, которые вызывают афазию, невозможно предотвратить, например, опухоли головного мозга или дегенеративные заболевания.

Однако наиболее распространенной причиной данного расстройства является инсульт. Поэтому можно уменьшить риск инсульта, если снизить риск. Для этого рекомендуется выполнять следующие действия:

  • бросить курить;
  • употреблять алкоголь только в умеренных количествах;
  • ежедневно заниматься физическими упражнениями;
  • есть продукты с низким содержанием натрия и жира;
  • контролировать уровень кровяного давления и холестерина;
  • лечить заболевания сердца (фибрилляция предсердий) если они есть;
  • обратиться за немедленной медицинской помощи, если развиваются симптомы инсульта.

Коррекционная работа во время лечения – это длительный и трудоемкий процесс, во время которого участвуют: логопед, лечащий врач, родственники и сам больной.

Прогноз для детей часто положительный. Тяжелая форма поражения центрального отдела нервной системы или синдром Ландау-Клеффнера не может дать благоприятный исход лечения. Отрицательный показатель при всех формах заболевание – отсутствие положительной динамики в первые недели начатой коррекционной работы.

Профилактика данного заболевания для детей отсутствует. Родителям рекомендуется по максимуму исключить этиологию болезни, которая может спровоцировать нарушения нормальной работы сосудов центрального отдела нервной системы.

При возникновении травмы головы немедленно обратиться в медицинское учреждение, чтобы квалифицированные врачи провели диагностику, далее следует начать коррекционную работу.

Действенность реабилитации зависит от:

  • формы и продолжительности болезни;
  • тяжести поражения ЦНС;
  • причины появления;
  • возраста;
  • начала лечения.

Дети способны общаться уже через 1-1,5 месяца при легкой форме заболевания, при средней – немного дольше (от 1 месяца до полугода).

Если у ребенка наблюдается синдром Ландау-Клеффнера, то ему назначают кроме тренировок речевого аппарата специальное лечение противосудорожными препаратами.

Несмотря на улучшения итоговое выздоровление не гарантировано. Дети, прошедшие ряд коррекционных мероприятий все же отстают в развитии речи от своих ровесников.

Оценки
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Логоправ!
Добавить комментарий