Причины и устранение афазии у детей и взрослых

Афазия – это расстройство коммуникации, которое возникает из-за повреждения головного мозга в одной или нескольких областях, контролирующих язык.

Данное заболевание чаще встречается у пожилых людей, особенно у тех, кто перенес инсульт. Афазия становится на пути способности человека использовать или понимать слова.

Она не ухудшает интеллект человека. Люди, страдающие этим расстройством, могут испытывать трудности с речью и поиском «правильных» слов для завершения своих мыслей. Они также могут иметь проблемы с пониманием разговора, чтением и пониманием фраз, написанием слов и использованием чисел.

Причины заболевания

Афазия возникает из-за:

  • опухоли мозга;
  • инфекции;
  • слабоумия или другого неврологического расстройства;
  • дегенеративного заболевания;
  • травмы головы.

По данным исследованиям возникает риск развития этого нарушения у людей, которые перенесли инсульт (25-40%).

Приступы головной боли (мигрени) провоцируют появление временной афазии. Временная форма заболевания может проявиться из-за транзиторной ишемической атаки (ТИА), которая временно прерывает приток крови к мозгу. ТИА еще называют инсультом.

Последствия транзиторной ишемической атаки включают в себя:

  • слабость;
  • онемение некоторых частей тела;
  • проблемы с речью;
  • сложности с пониманием речи.

Транзиторная ишемическая атака отличается от инсульта, потому что его последствия являются временными.

Детская афазия

Афазия поражает людей всех возрастов, в том числе и детей. Детская форма заболевания – это, прежде всего, нарушения ЦНС, при котором наблюдается частичное или полное расстройство речевых способностей, даже тогда, когда речь была ранее сформирована.

Педиатры редко диагностируют данное заболевание у детей (лишь 1%), в основном, оно считается взрослым.

У детей проявляется преимущественно в дошкольном или младшем школьном возрасте.

Дифференциация детского расстройства коммуникации:

  1. Заболевание, которое возникло после изменений (органических или структурных) в коре центрального отдела нервной системы. К ним относятся проблемы с речью из-за опухолей, травм, патологий в сосудах и т.п.
  2. Приобретенная эпилептическая детская форма. При этом речевые расстройства возникли не в результате каких-либо отклонений от нормы в головном мозгу. Причина ее появления – эпилептическая активность.

Случается, что эти типы объединены. Такой вариант заболевания развивается после полученной травмы, возникшего новообразования, гематомы или прочих структурных изменений в центральном отделе нервной системы.

К тому же стали возникать судорожные припадки, тем самым они значительно утяжеляют совокупность проявления болезни и стимулируют развитие у ребенка.

В основном, диагностируют после черепно-мозговой травмы (ЧМТ) и отклонений от нормы у крупных мозговых артерий, которые питают головной мозг.

К травмам центрального отдела нервной системы, которые могут спровоцировать появление афазии, относят открытые поражения, они сопровождаются потерей мозгового вещества. Закрытые ЧМТ в меньшей степени вызывают афазию.

Этиология расстройства коммуникации у детей:

  • опухоль;
  • аневризм;
  • гематома;
  • абсцесс головного мозга;
  • энцефалит.

На фоне синдрома Ландау-Клеффнера проблемы с речью сочетаются с появлением судорог. Педиатры считают, что приобретенная форма эпилептической афазии возникает после перенесенного энцефалита.

Формы и симптомы

Каждый тип заболевания вызывает ухудшение, оно варьируется от легкой до тяжелой степени.

Общие типы расстройства коммуникации включают в себя следующее:

  1. Экспрессивная. Человек знает, что хочет сказать, но испытывает трудности в общении с другими.
  2. Рецептивная. При данной форме человек способен слышать, читать, но не понимает смысла сказанного или прочитанного. Часто люди с таким заболеванием воспринимают язык буквально. Их собственная речь может быть нарушена, потому что они не понимают свой собственный язык.
  3. Аномическая. Человек испытывает трудности с поиском слов. Он пытается найти правильные слова для разговора и письма.
  4. Глобальная. Это самый тяжелый тип заболевания. Чаще всего наблюдается сразу после того, как случился инсульт. Человеку трудно говорить и понимать слова. Кроме того, он не в состоянии читать или писать.
  5. Первичная прогрессирующая. Это редкое заболевание, при котором люди постепенно теряют способность говорить, читать, писать и понимать то, что они слышат в разговоре в течение определенного периода времени. При инсульте афазия может улучшиться при правильной терапии. А вот для этой формы нет никакого лечения, чтобы обратить вспять данное заболевание. Поэтому люди общаются другими способами, например, они могут использовать жесты.

Формы афазии:

  • легкая;
  • тяжелая.

При легкой афазии больной в состоянии разговаривать, но у него есть проблемы с поиском правильного слова или пониманием сложных разговоров.

Тяжелая афазия ограничивает способность человека к общению. Он говорит мало и не может участвовать или понимать любой разговор.

Основные симптомы афазии включают в себя:

  1. Проблемы с речью.
  2. Борьба с подбором необходимого термина или слова.
  3. Использование странных или неуместных слов в разговоре.
  4. Употребление короткими, неполными предложениями или фразами.
  5. Неправильный порядок слов.

Афазия не влияет на навыки мышления. Но у человека могут быть проблемы с пониманием письменного материала и трудности с почерком. Иногда можно наблюдать, что люди с афазией испытывают трудности с использованием чисел не могут делать простые вычисления.

Методы диагностики

Обычно врач диагностирует афазию при лечении пациента от инсульта, черепно-мозговой травмы или опухоли. Используя серию неврологических тестов, врач может задать вопросы лично, просит повторить определенные команды, назвать различные предметы или объекты.

Результаты этих тестов помогают врачу определить, есть ли у человека афазия. Они также помогают определить тяжесть заболевания. КТ или МРТ помогают определить место и тяжесть поражения головного мозга.

Детская афазия диагностируется после сбора анамнеза, объективного обследования и общения с ребенком. Во время сбора анамнеза устанавливается причина (какие были травмы головы, есть ли другие заболевания), проводится анализ симптомов и их динамики.

Малыша также осматривает невролог и определяет нарушения, связанные с поражением центрального отдела нервной системы. Психиатр или педиатр проводит тесты, по которым просят ребенка: что-то сказать, написать, прочитать, посчитать.

По данным диагностикам и определяется есть ли у ребенка афазия, ее степень, а после подбирается вариант лечения. Такие лабораторные исследования как КТ, МРТ, ЭЭГ, рентгенография черепа оценивают какая часть головного мозга нарушена, определяют причину детской формы заболевания, а после подбирается необходимая терапия.

Способы коррекции у взрослых

Лечение человека с афазией зависит от таких факторов, как:

  • возраст;
  • причина травмы головного мозга;
  • тип афазии;
  • положение и размер поражения головного мозга.

Например, у человека с афазией может быть опухоль центрального отдела нервной системы, которая влияет на языковой центр мозга. В таком случае поможет операция по лечению опухоли головного мозга.

Человек с афазией, перенесший инсульт, может получить пользу от сеансов с речевым патологом. Терапевт будет регулярно встречаться с человеком, чтобы увеличить его или ее способность говорить и общаться.

Врач также научит пациента способам общения, которые не связаны с речью. Это поможет человеку компенсировать языковые трудности.

Дополнительно врач рекомендует:

  • использовать реквизит, чтобы помочь получить сообщение;
  • рисовать слова или картинки на бумаге при попытке общения;
  • говорить медленно и сохранять спокойствие во время разговора.
  • носить с собой карточку, чтобы незнакомые люди знали, что у человека есть афазия и что означает данное заболевание.

Игровые методы коррекции у детей

Во время коррекционной работы помимо лекарственной терапии с ребенком обязательно должен заниматься логопед, в основном, занятия проводятся индивидуально. Специально подобранная методика активизирует отдельные пораженные участки центрального отдела нервной системы. Учебный материал, который чаще всего используется:

  • различные тексты;
  • карточки;
  • картинки;
  • программы на компьютере;
  • предметы.

Логопед также использует варианты бытовых ситуаций, в которых отведена важная роль ребенку, предлагает прослушать музыкальную композицию, песню. Даются упражнения на прослушивание и повторение считалочек, чистоговорок, потешек, известных коротких стихотворений. Занятия проводятся обязательно доброжелательно и эмоционально, вовлекая ребенка в игровой процесс.

Родителям рекомендуется также делать различные логопедические упражнения с ребенком в домашней обстановке, от этого зависит эффективность работы по коррекции заболевания.

Прогноз и профилактика

Многие из состояний, которые вызывают афазию, невозможно предотвратить, например, опухоли головного мозга или дегенеративные заболевания.

Однако наиболее распространенной причиной данного расстройства является инсульт. Поэтому можно уменьшить риск инсульта, если снизить риск. Для этого рекомендуется выполнять следующие действия:

  • бросить курить;
  • употреблять алкоголь только в умеренных количествах;
  • ежедневно заниматься физическими упражнениями;
  • есть продукты с низким содержанием натрия и жира;
  • контролировать уровень кровяного давления и холестерина;
  • лечить заболевания сердца (фибрилляция предсердий) если они есть;
  • обратиться за немедленной медицинской помощи, если развиваются симптомы инсульта.

Коррекционная работа во время лечения – это длительный и трудоемкий процесс, во время которого участвуют: логопед, лечащий врач, родственники и сам больной.

Прогноз для детей часто положительный. Тяжелая форма поражения центрального отдела нервной системы или синдром Ландау-Клеффнера не может дать благоприятный исход лечения. Отрицательный показатель при всех формах заболевание – отсутствие положительной динамики в первые недели начатой коррекционной работы.

Профилактика данного заболевания для детей отсутствует. Родителям рекомендуется по максимуму исключить этиологию болезни, которая может спровоцировать нарушения нормальной работы сосудов центрального отдела нервной системы.

При возникновении травмы головы немедленно обратиться в медицинское учреждение, чтобы квалифицированные врачи провели диагностику, далее следует начать коррекционную работу.

Действенность реабилитации зависит от:

  • формы и продолжительности болезни;
  • тяжести поражения ЦНС;
  • причины появления;
  • возраста;
  • начала лечения.

Дети способны общаться уже через 1-1,5 месяца при легкой форме заболевания, при средней – немного дольше (от 1 месяца до полугода).

Если у ребенка наблюдается синдром Ландау-Клеффнера, то ему назначают кроме тренировок речевого аппарата специальное лечение противосудорожными препаратами.

Несмотря на улучшения итоговое выздоровление не гарантировано. Дети, прошедшие ряд коррекционных мероприятий все же отстают в развитии речи от своих ровесников.

Тебе нравится статья?
0 0
Самые посещаемые страницы
Оценки
Логоправ
Добавить комментарий

10 + 11 =