Педагогические условия воспитания культуры межнационального общения детей

В современном обществе часто можно наблюдать всплески напряженности, возникающие между представителями разных народов. Поэтому неудивительно и то, что резко растет интерес к вопросам межнационального общения. Все понимают, что воспитывать культуру межнационального общения необходимо с самых ранних лет жизни человека.

Дошкольники нуждаются  в том, чтобы их направляли и формировали у них дружелюбие не только к представителям своего народа, но и ко всем другим национальностям.

Задачи воспитания культуры межнационального общения

Не существует строгих границ в том, как решать названную задачу. Ведь все стороны воспитательной работы взаимосвязаны между собой. Нужно решать следующие задачи:

формировать чувство симпатии к представителям разных национальностей;

  • развивать желание дружить с ними, раскрывать их нравственные качества;
  • воспитывать уважительное отношение к народам.

Необходимо, чтобы у детей были правильные социальные ориентиры: о человеке нужно судить не по его национальности, а по его поступкам и делам.

Чтобы решить все эти задачи, необходимо помочь детям усвоить определенные знания о четырех-пяти народностях:

  • где они живут;
  • как они трудятся;
  • как выглядит их жилище;
  • на каком языке они разговаривают;
  • особенности народного творчества;
  • особенности искусства;
  • нравственные качества, присущие этому народу.

Развитие подобных представлений происходит в разных типах деятельности: игровая деятельность, изобразительная и познавательная.

Формирование этики общения

Чтобы процесс формирования этики общения на межнациональном уровне был успешным, у детей нужно развивать позитивное эмоциональное отношение к тому, что на планете Земля проживают представители многих национальностей.

Он должен понимать, что существующее разнообразие языков и культур – это неплохо. Все люди разные. Если бы все были одинаковыми, нам было бы скучно и неинтересно.

Учитывая это, обсудим методы и средства развития культуры общения у дошкольников. Эффективным средством формирования культуры общения между представителями разных народов является приобщение детей к художественной литературе, к сказкам и пословицам, к национальным куклам и подвижным играм с применением национальной атрибутики.

Многие воспитатели считают, что педагоги нуждаются в хрестоматии, которая бы помогала познакомить детей с произведениями разных национальных культур, подобранными так, чтобы раскрыть перед детьми общечеловеческие ценности.

Фольклор в процессе воспитания межнационального общения

Большую роль в этом играет фольклор, постоянно обращаясь к которому можно сделать более разнообразную и богатую речь. Когда дети знакомятся с поговорками и пословицами, они чувствуют разнообразие мира, привыкают к тому, как он многогранен, не бояться отличаться от других. Благодаря народным сказкам дети приобретают представления о том, что такое добро, и что такое зло.

Также важно правильно организовать предметно-развивающую среду. С ее помощью можно преподнести детям разнообразную информацию о том, насколько многообразной является культура России. Можно использовать книги о народах страны.

Причем можно даже приносить книги на разных языках, чтобы дети могли воочию увидеть, как выглядят эти языки. Они будут понимать, насколько разнообразна устная и письменная речь.

Также очень важно демонстрировать детям музыкальные инструменты разных народов, давать прослушать музыку, показывать предметы быта, особенности прикладного творчества и национальных костюмов.

Нужно помочь детям осознать главную мысль о том, что не важно, какая у человека национальность. Важны его поступки и дела. Нужно закреплять представления у детей о том, каковы ценности многонациональной среды.

Культура речи преподавателя – средства формирования

Для этого нужно использовать разные виды деятельности как во время специально организованных занятий, так и в свободные режимные моменты. Например, педагог может целенаправленно организовать тематические театрализованные постановки, занимать детей исследовательской и продуктивной деятельностью или проводить игры.

Особенность дошкольного возраста в том, что нужно выбирать такие методы и средства развития межнациональной культуры, которые бы учитывали психологические особенности детей, связанные с возрастом.

Родная речь – это естественная речь, которая сопровождает ребенка с момента его рождения до самой смерти. Она выражается в произведениях народного творчества, в сказках и фольклорных жанрах.

Сказки содержат в себе большой смысл, который позволяет правильно смотреть на жизнь. Они наделяют ребенка пониманием того, что наивысшая ценность в жизни – это сам человек. Именно благодаря сказкам дети приобретают глубокие познания  о жизни, о проблемах людей и о том, как эти проблемы нужно решать. С помощью сказок можно оказывать сильное воздействие на личность детей, что полезно для воспитательной работы и творческого развития.

Восприятие сказок – это процесс, когда дошкольник начинает ставить себя на позицию персонажей, и пытается мысленно преодолевать те трудности, которые стоят на его пути.

Малые фольклорные жанры отличаются своей лаконичностью и поэтичностью образов. Они важны, чтобы запоминать нравственные нормы, поведенческие правила, навыки взаимодействия.

Праздники как средство воспитания КМО

Универсальные средства межнационального воспитания – это народные праздники. Мир культуры народов многомерен и очень разнообразен. Он ритмичен и отражает быт народа. Праздники являются частью одного из древних культурных элементов. Они имеют общечеловеческие корни, позволяют продемонстрировать особенности культуры, национальные черты характера. Праздник – это общественное явление.

Элементом народных праздников становятся игры. Существуют работы, которые подчеркивают, Насколько важно широко использовать народные игры при работе с детьми дошкольного возраста.

Специалисты, которые изучают народные игры, пишут, что ни помогают развивать такие качества, как сообразительность и юмор, смекалку и мудрость.

Существует множество игр, которые формируют согласованность действий для достижения общего результата. Сюда относится и командная игра, и хороводы.

Широко распространены игры типа «делай как я» или игры, где ловят другого человека. Все это формирует чувство локтя и учит понимать других людей. Вместе с этим они позволяют человеку выражать собственные черты характера, выбирая мимику, особенности речи и движения.

Народные игры в воспитании межнационального общения

Народные игры формируют у детей любовь к родному народу, учат почитать старших, проявлять сострадание и милосердие, приобретать общественные поведенческие привычки.

Особое средство межнационального воспитания дошкольников – это использование народных игрушек, которые представляют собой то общее, что связывает детство представителей всех народов. Национальные игрушки помогают обобщить верования и обычаи разных народов.

Уже во время дошкольного детства человек может подметить для себя человеческие ценности и идеалы, которые важны для окружающих его людей. Он это отражает в своей деятельности.

Народные игрушки обладают большим количеством функций: они являются и средством воспитания, и средством для забавы. Это может быть еще и подарок на праздник, и украшение. С помощью народных игрушек в старину передавали духовный человеческий опыт. Игры с использованием народных игрушек побуждают детей фантазировать и воображать, формировать интерес к национальной культуре.

Это могут быть свистульки, фигурки птиц и животных, образы из сказок, куклы – все это в интересной форме вводит детей в историю своего народа и своей страны. Они учат детей традиционным методам взаимодействия с окружающей средой. Дети знакомятся с методами взаимодействия национальных культур с природой. Они изучают специфику традиционных систем обеспечения жизни в разных народах, изучают социально-культурные и природные особенности обитания этих народов.

Большую роль среди разных игрушек играет кукла, которая с древних времен занимает главное место среди игрушек. Куклы часто связывали с жизнью человека. Считалось, что существуют куклы, которые могут охранять ребенка от злых духов, от разного рода болезней и бед. Их называли оберегами.

Другие куклы имели чисто игровую функцию – они помогали детям развиваться, выстраивать отношения друг с другом. Играя в эти куклы, дети приобретали нравственные качества, учились гуманному отношению к другим.

Также были куклы обрядового назначения, которые символически позволяют познакомиться с традициями и с принятыми в этносе формами взаимодействия.

Танцы в воспитании межнационального общения

Народные танцы также являются элементом этнической культуры. Они оказывают больше значение в воспитательном процессе на межнациональную культуру дошкольников.

Танец – это способ, позволяющий символически выразить свое мировоззрение и взгляды с помощью жестов и движений. Искусство танцев в том или ином виде присутствует практически в каждой культуре.

Согласно А.Г. Асмолову, танцы помогают отразить особенности мировоззрения любого этноса. Появление танцев обусловлено исторически. Например, с помощью движений вальса люди имитировали то, как планеты крутятся вокруг солнца. Этот танец был рожден только после того, как было сделано соответствующее открытие Коперника.

Знакомство дошкольников с танцами должно состоять из трех этапов:

  1. Эмоционально-познавательный. Ребенок изучает культурные особенности народа, его отношение к природе и к людям, к окружающему миру. Знакомится с традициями и сказками.
  2. Игровой. Дошкольники изучают основы танцевального искусства народа с помощью игр с элементами народной музыки и пения, повторяют простые танцевальные элементы, чтобы образно передать суть движений.
  3. Постановочный. Подразумевает то, что будут изучаться и исполняться народные танцы.

Также полезно проводить с детьми беседы и рассказы о тех народах, которые проживают в России и во всем мире. Нужно знакомить их с культурными особенностями народностей, читать им соответствующие художественные книги.

Узнавая об истории, дошкольники получают знания о том, что у их народа есть общее прошлое с другими народами. Поэтому дети начинают чувствовать собственную принадлежность к определенным культурам, свою сопричастность к событиям, которые происходят в родном городе или стране.

Дидактические игры необходимы, чтобы приучать дошкольников соблюдать культурные традиции. Т.Ю. Бурмистров писал о том, что игры в воспитательном процессе играю важную роль и помогают развивать представления о народах России [10].

Он писал о том, что можно выделить две категории игры:

  1. Игры, с помощью которых можно познакомиться с географией свой страны.
  2. Игры, которые помогают ребенку познакомиться с иностранными языками.

Так, для развития межнациональной культуры общения необходимо проводить следующие игры.

  1. «Оденем куклу на праздник».

Задача игры: одеть куклу согласно национальным особенностям.

Задания:

  • Одеть куклу и назвать каждый элемент ее костюма.
  • Выбрать один из нескольких национальных костюмов так, чтобы он принадлежал к определенному народу.
  • Рассказать о празднике, который кукле нужно будет праздновать, станцевать или исполнить песню этой национальности.
  1. «Встречаем гостей».

Задача: закрепить представления дошкольников об особенностях национальной культуру, систематизировать знания о разных этнических общностях, обучить правилам национального этикета. Развивать культуру общения.

Действия: в зависимости от того, к какой национальности относится гость, поприветствовать его на его родном языке, накрыть стол и угостить его традиционными блюдами его культуры.

Материал: куклы в разных национальных костюмах, национальные блюда и муляжи.

  1. «Волшебные слова».

Задача: закрепить способность использовать «волшебные» слова родного языка: говорить спасибо и пожалуйста, здороваться и прощаться. Формировать национальную культуру общения.

Действия: передавать мяч друг другу, называть слова на разных языках. Первый раз – на русском, второй раз – на татарском, затем на украинском и т.п.

  1. «Кто где живет».

Цель: запомнить названия стран, кто в них живет. Дети должны осознать, что на земле существует множество разных стран.

Материал: мяч.

Действия:

Педагог говорит:

— давайте узнаем о жителях разных стран. Я буду называть страну и бросать мяч. А вы будете ловить его и называть жителей этой страны. Кто живет в России? – Россияне. А кто в Грузии – Грузины. И т.п.

  1. «Назови слово».

Цель: помочь детям узнать, в чем заключаются различия разных народных языков.

Материал: аудиозапись с песнями детей из разных народов.

Ход: Дети, сегодня мы узнаем слово мама на разных языках мира. Послушайте, как это слово звучит на английском…

Видите, языки народов очень сильно отличаются. У каждого языка есть свои особенности, но все они очень красивые.

Музейная педагогика как средство воспитания МКО

Воспитание межнациональной культуры общения должно включать в себя элементы музейной педагогики. У музейных экспонатов есть большой педагогический потенциал. Сегодня их все чаще используют для работы с дошкольниками.

Музейная педагогика рассматривается как область знаний, которая в наглядном виде позволяет познакомиться с историей народов, с культурным разнообразием жизненного уклада.

Главная задача музейной педагогики – это формирование социокультурного опыта, который бы позволял личности развиваться творчески путем приобщения к музейным ценностям.

Музей играет роль связующего инструмента для личности и социокультурной средой. Он дает возможность детям приобщиться к национальным ценностям общечеловеческого плана.

Таким образом, воспитание культуры межнационального общения – это высокий уровень совершенства отношений, которые проявляются в связах между представителями разных национальностей.

Нужно развивать у подростков способность выстраивать дружеские отношения с окружающими людьми независимо от их этнической принадлежности. Они должны быть готовы взаимодействовать с людьми разных взглядов и обычаев, принимать людей такими, какие они есть.

Дети должны испытывать интерес к чужой культуре. А чтобы добиться успеха в этом сложнейшем процессе, необходимо хорошо понимать сущность межнациональных отношений и методов их формирования.

Таким образом, рассмотрев теоретические основы воспитания культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводам:

  1. Культура межнационального общения – чувство симпатии, дружелюбия и уважения к людям других национальностей, принятие и понимание их этнической самобытности, обычаев и традиций.
  2. В старшем дошкольном возрасте возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь одногодку, подсказать ему правильный ход. Если четырех-пятилетние дети вслед за взрослым охотно осуждают действия сверстников, то шестилетние, напротив, защищают товарища или даже могут поддержать его «противостояние» взрослому. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется. Однако наряду с этим у старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его игрушки, промахи или успехи, но и его желания, предпочтения, настроения.
  3. Эффективными педагогическими условиями воспитания культуры межнационального общения являются: традиции, общение, художественная литература, сказки, пословицы и поговорки, национальные куклы, подвижные игры, с использование национальных атрибутов, произведения искусства и др.
Оценки
( Пока оценок нет )
Логоправ!
Добавить комментарий