Из опыта работы по диагностике и формированию творческого воображения

Цель экспериментального исследования творческого воображения, изучение уровней сформированности творческого воображения дошкольников и выявление эффективности педагогических условий формирования творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

исследования творческого воображения

Диагностика творческого воображения у детей

Для изучения формирования творческого воображения старших дошкольников на базе МАДОУ № __ города _________ был проведен эксперимент, в котором приняли участие воспитанники двух старших групп в количестве по 15 дошкольников в каждой группе.

Эксперимент состоял из трех этапов:

  1. Констатирующий этап — исследования творческого воображения, диагностика уровня сформированности творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
  2. Формирующий этап – реализация педагогических условий формирования творческого воображения у детей экспериментальной группы.
  3. Контрольный этап — повторная диагностика уровня сформированности творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, анализ результатов исследования.

Для выявления уровней творческого воображения у детей использовались критерии, выделенные Дж. Гилфорд:

  • оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи);
  • вариативность (умение предложить различные идеи в той или иной ситуации).

Были также определены уровни сформированности творческого воображения у старших дошкольников.

Высокий уровень — выполнение задания без какой-либо помощи взрослого. Воображение ребенка определяется его собственной внутренней позицией. Он свободно придумывает ситуации, свободно придумывает объяснение действиям персонажей своей игры.

Ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

Средний уровень – выполнение после минимальной помощи взрослого в виде параллельного действия, образца. Ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

Низкий уровень — выполнение после побуждения взрослого и прямого показа. Работы этих детей не отличаются эмоциональностью, красочностью и оригинальностью. За отведенное время ребенок так и не сумел нечего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Чтобы диагностировать творческое воображение у дошкольников, мы использовали методики, описанные далее.

Тест на креативность Е.Торрента.

Он включает в себя три задания. Ответами для каждого из них служат рисунки и подписи  к ним.

Выполнять тест можно неограниченное количество времени. Ведь креативный процесс подразумевает свободный временной компонент творчества. При этом не нужно учитывать, насколько художественными получаются рисунки.

Тест «Нарисуй картинку».

Ребенок должен нарисовать картинку, взяв за основу цветное пятнышко овальной формы, которое вырезано из цветного картона. Ребенок может сам выбрать подходящий цвет. Фигура напоминает по своей форме обычно яйцо. Также нужно дать этому рисунку любое название.

Тест «Заверши фигуру».

Ребенок должен закончить недорисованные стимульные фигуры и назвать каждую из них. Для выполнения задания дается 10 разных фигур.

Тест «Повторяющиеся линии».

Ребенок должен работать с 30 парами вертикальных линий, расположенных друг ко другу параллельно. Каждая пара линий служит основой для создания рисунков. Получится 15 уникальных картинок.

Анализ результатов теста подразумевает работу по пяти показателям: необходимо оценить, насколько бегло работает ребенок, насколько оригинальными получаются его результаты, насколько ребенок сопротивляется замыканию, его разработанность и насколько абстрактные называния он придумывает.

Вариативность позволяет охарактеризовать продуктивность творческой деятельности человека. Ее можно оценить лишь с помощью двух или трех субтестах, учитывая следующие нормы:

  1. Нужно посчитать, сколько всего ответов было выдано тестируемым во время выполнения заданий.
  2. При этом учитывать во время подсчета можно только те результаты, которые адекватны заданию.
  3. Если результат был неадекватен и не получил балл за беглость, его нужно полностью исключить из всех дальнейших расчетов.

В раздел неадекватных могут попасть такие рисунки:

  • рисунки, во время создания которых ребенок не использует предложенный ему стимул в качестве составного элемента иллюстрации;
  • рисунки выглядят как абстракции без определенного смысла, даже их названия не обладают никаким смыслом;
  • если рисунки осмыслены, но повторяются несколько раз, то все они засчитываются лишь как один ответ.
  • если во время субтеста 2 были использованы две или несколько незаконченных фигур во время создания одной картинки, то нужно начислить столько баллов, сколько фигур было использовано, так как это оригинальный ответ.
  • если две или несколько линий в тесте 3 использовались для создания одной картинки, то зачислить нужно лишь один бал, ведь этим ребенок выразил лишь одну идею.

Оригинальность – ключевой показатель, демонстрирующий уровень креативности. Степень этого свойства показывает, насколько самобытно и уникально творческое мышление ребенка. Его можно подсчитать по каждому из трех субтестов, учитывая следующие правила:

  1. Оценку за оригинальность ставят, основываясь на статистической редкости полученного результата. Если ответы встречаются часто, то за них ставится 0 баллов. Если редко – 1 балл.
  2. Оценивать нужно не названия, а сами рисунки.
  3. Общая оценка является суммой всех оценок по всем картинкам.

Вот ответы на 0 баллов по показателю «оригинальность».

Примечание! Если неоригинальный ответ содержит в себе лицо человека, и фигура была превращена в лицо, то это рисунок на ноль баллов, так как он неоригинальный. Однако если фигура изображает лишь часть лица (глаз или усы), то можно поставить один балл.

Субтест 1 – оценивать нужно лишь те предметы, которые были изображены с помощью цветной фигуры. Не стоит оценивать весь сюжет.

Субтест 2 – нужно обращать внимание, что у каждой незаконченной фигуры есть собственная нумерация, которая начинается от 1 до 10 слева направо сверху вниз.

Субтест 3:

Абстрактность названия – еще один показатель, который подвергается оценке. Он демонстрирует способность ребенка выделять главное, понимать сущность проблемы, что основано на мыслительных процессах по обобщению и синтезу. Показатель можно рассчитать, основываясь на результатах выполнения тестов 1 и 2.

Оценивается в виде баллов от нуля до трех.

  • 0 баллов получают те дети, которые придумали простые заголовки с очевидными названиями. Обычно так дети просто констатируют класс, к которому можно отнести изображенный объект, с помощью одного слова: конфета, гора, дача.
  • 1 балл получают дети за называния описательного характера, констатирующие определенные свойства изображенных предметов, но описывают лишь то, что итак видно на рисунке. Сюда же относятся названия, которые описывают, чем именно занято животное или человек на иллюстрации, а также свойства, которые легко вывести из того, к какому классу относится предмет. Если елка, то зеленая, если кошка, то Мурка и т.п.
  • 2 балла получают дети за описательные заголовки с образным содержанием: Загадочная фея, Давай побегаем и т.п.
  • 3 балла получают дети за философские и абстрактные названия, которые позволяют выразить скрытую глубокому мысль, заключенную в форму рисунка.

«Сопротивление замыканию» — это показатель, которые позволяет определить, способен ли ребенок долгое время быть открытым для чего-то нового и принимать окончательные решения, позволяющие совершать мыслительные скачки и создавать оригинальные идеи. Подсчитать этот показатель можно лишь основываясь на тесте 2.

Каждому ответу можно присвоить от нуля до двух баллов.

  • 0 баллов дети получают за фигуру, которая замыкается наиболее очевидным и простым способом. Дети просто используют кривые или прямые линии, а затем полностью закрашивают фигуру. Цифры и буквы также достойны нуля баллов.
  • 1 балл присваивается ответам, которые превосходят классическое замыкание фигур. Ребенок старается дополнить фигуру внешними деталями. Если же детали были добавлены лишь внутри фигуры, то ответ набирает ноль баллов.
  • 2 балла присваивается ответам, в которых фигура вообще не замыкается и остается открытой. Она является лишь элементом рисунка. Также два балла можно присвоить фигурам, которые замыкаются в виде сложной конструкции.

Следующий показатель, требующий оценки – это «разработанность». Он демонстрирует, насколько способен ребенок детально работать с выдвинутыми идеями. Оценивать показатель можно в каждом субтесте в согласии со следующими принципами.

Один балл может быть зачислен за любую существенную деталь изображения, с помощью которой ребенок дополняет данную ему стимульную фигуру. При этом одна и та же деталь в разных рисунках может быть оценена лишь один раз. К примеру, если к цветку добавили много лепестков, то не нужно добавлять количество баллов, равное количеству лепестков.

Если на рисунке изображены одинаковые предметы, то оценить их разработанность можно по принципу «плюс один балл за идею». К примеру, если нарисовано несколько облаков и деревьев, то баллы начисляются по одному за каждый класс предметов,  а не за количество отдельных этих предметов.

Если же предметы повторять, то каждый из них имеет отличительную особенность. Нужно брать по одному баллу для каждого отличительного предмета. К примеру, много разных цветов, но каждый из них своего цвета. Значит за каждый цвет нужно добавить по одному баллу.

Слишком примитивные картинки не стоит оценивать и присваивать им баллы.

Как интерпретировать полученные результаты?

Нужно сложить все баллы, которые были получены по каждому фактору и затем разделить их на пять.

В результате получается общий уровень креативности.

Метод «Где чье место?»

Необходимо научиться отходить от реальности и моделировать в своем сознании ситуацию в целом. В этой игре приходится переносить функции одних объектов на другие, видеть целое раньше, чем замечать его детали. Другими словами, ребенок должен задействовать собственное воображение.

Этот принцип и лежит в основе указанной игры. Смысл ее психологического воздействия на детей заключается в том, чтобы смотреть, умеет ли дошкольник проявлять свое воображение в конкретных предметных ситуациях.

Инструкция. Пожалуйста, посмотри внимательно на картинку и с помощью кружочков обозначь необычные места.

Ответ оценивается в зависимости от того, какой уровень воображения ребенок смог проявить при решении поставленной задачи.

Первый уровень. Дошкольнику сложно выполнять это задание. Он расставляет фигурки на традиционные места. А объяснения его сводятся к подобным ответам: собака находится в конуре, потому что это ее дом.

Когда же взрослый ставит кружочки в другие места, малыш весело смеется и не может объяснить, как это они там оказались. Если же получится добиться от ребенка каких-либо объяснений, то это будут шаблоны и стереотипы: кошка просто прячется на клумбе, собачка в пруду просто прячется.

Второй уровень. У детей не возникает особых сложностей в выполнении этого задания. Им не трудно поставить кружочки с персонажами на неклассические места. Но вот объяснить свой выбор они не могут.

Иногда дети даже начинают ставить фигурки обратно на свои места, если преподаватель просит объяснить, почему было выбрано другое место. Обычно дети с этим уровнем развития креативности пытаются доказать то, что их рассказы имеют под собой реальное основание.

Третий уровень. Самый высокий. Дошкольники легко расставляют кружочки на «неродные» места и могут объяснить свой выбор. Они могут даже обдумывать ту задачу, которую перед ними поставил взрослый.

Некоторые дети специально отводят взгляд от картинки, встают подальше и начинают ее рассматривать со стороны, чтобы лучше ее увидеть. В результате ребенок даже может взять на себя роль, чтобы объяснить свой выбор. К примеру, «Я волшебник, поэтому оживляю картинку». И затем они начинают фантазировать и рассказывать, объясняя необычное местоположение тех или иных предметов.

После того, как ребенок поразмышлял, он может что-нибудь придумать. «На столе была картинка. Вдруг подул сильный ветер и все кружочки разлетелись». Затем начинается сказочный сюжет. Обычно дети с этим уровнем воображения могут связывать в своих рассказах разные эпизоды в один сюжет.

Еще одна особенность заключается в том, что они легко объясняют лишь те места предметов, которые размещали самостоятельно. Но испытывают сложности в том, чтобы объяснить размещение предметов, расставленных кем-то другим.

Это связано с тем, что с самого начала они руководствуются своим замыслом, когда расставляют картинки. И им сложно объяснить чужой замысел, о существовании которого они не знают.

Метод «Нарисуй что-нибудь»

Эту диагностику и исследования творческого воображения предлагает Р.С Немов.

Дошкольник получает лист бумаги и фломастеры или карандаши. Ему предлагают нарисовать все, что захочется.

Чтобы выполнить задание, выделяется около пяти минут.

Чтобы оценить качество рисунка, опираются на следующие показатели:

10 баллов: дошкольник за выделенное ему время придумывает и рисует что-то необычное, что свидетельствует о его хорошей фантазии и ярком воображении. Ребенок тщательно прорабатывает детали картинки.

8-9 баллов: дошкольник придумывает красочную и оригинальную картинку и неплохо прорабатывает на ней детали.

5 – 7 баллов: дошкольник придумывает картинку, которая не является новой сама по себе, но включает в себя некоторый творческий элемент. Зрители испытывают определенные эмоциональные впечатления.

3-4 балла: дошкольник рисует что-то очень просто, в чем слабо прослеживается фантазия. Детали проработаны плохо.

0-2 балла: дошкольник не успевает ничего придумывать, на рисунке видны лишь абстрактные линии и штрихи.

Получаются следующие уровни сформированности воображения:

Результаты исследования творческого воображения по методике Е.Торрента представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования творческого воображения по методике Е.Торрента на констатирующем этапе эксперимента

группавысокий уровеньсредний уровеньнизкий уровень
кол-во%кол-во%кол-во%
экспериментальная группа213,3213,31173,3
контрольная группа16,7426,71066,7

Как показывают результаты исследования творческого воображения по методике Е.Торрента, высокий уровень показали 1 испытуемый контрольной группы —  6,7% и 2 испытуемых экспериментальной группы — 13,3%.  Дети за определенное время придумали и нарисовали нечто оригинальное, необычное, свидетельствующее о незаурядной фантазии и богатом творческом воображении.

Средний уровень показали 4 испытуемых контрольной группы —  26,7% и 2 испытуемых экспериментальной группы — 13,3%.  Дети нарисовали нечто, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческого воображения. Детали и образы рисунка проработаны средне.

Низкий уровень показали 10 испытуемых контрольной группы – 66,7% и 11 испытуемых экспериментальной группы – 73,3%. Дети за отведенное время не сумели ничего придумать и нарисовали лишь отдельные штрихи и линии.

Результаты исследования творческого воображения по методике «Нарисуй что-нибудь» Р.С.Немова представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты исследования по методике «Нарисуй что-нибудь» Р.С.Немова на констатирующем этапе эксперимента

группавысокий уровеньсредний уровеньнизкий уровень
кол-во%кол-во%кол-во%
экспериментальная группа16,7320,01173,3
контрольная группа16,7640,0853,3

Как показывают результаты исследования по методике «Нарисуй что-нибудь» Р.С.Немова, высокий уровень творческого воображения показали 1 испытуемый контрольной группы —   6,7% и 1 испытуемый экспериментальной группы – 6,7%.  Дети быстро придумали свои идеи, в которых была отмечена оригинальность ответов.

Средний уровень показали 6 испытуемых контрольной группы —  40% и 3 испытуемых экспериментальной группы — 20%. Дети долго не могли придумать идеи, в ответах были элементы оригинальности на основе знакомых ситуаций.

Низкий уровень показали 8 испытуемых контрольной группы —  53,3% и 11 подростков экспериментальной группы -73,3%.  Дети не смогли ничего придумать.

Результаты констатирующего этапа эксперимента представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты исследования творческого воображения на констатирующем этапе эксперимента, в %

критерийструктурность продукта воображениядетализация образов воображенияоригинальность продуктов воображения
уровеньВУСУНУВУСУНУВУСУНУ
Экспериментальная группа13,313,373,36,72073,3033,366,7
Контрольная группа6,726,766,76,74053,36,753,340

 Как показывают результаты проведенного на констатирующем этапе эксперимента исследования, 73,3% дошкольников экспериментальной группы и 66,7% дошкольников контрольной группы имеют низкий уровень сформированности творческого воображения.

При рисовании дети не успевают ничего придумывать, на рисунке видны лишь абстрактные линии и штрихи. Или рисуют что-то очень простое в чем слабо прослеживается фантазия. Детали проработаны плохо. Дети не способны создавать новые интересные образы. Чаще всего идеи берутся по образцу или под руководством взрослого.

Организация формирования творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

 Цель формирующего этапа: формирование творческого воображения старших дошкольников в игровой деятельности.

Мы разработали экспериментальную работу, которая была направлена на осуществление всех рассмотренных в первой главе педагогических условий.

Первое, что мы предприняли в рамках формирующего эксперимента – это обогащением предметно-развивающей среды. Была организована зона творчества, которая содержала в себе множество традиционных  и не очень инструментов. Здесь же были материалы для занятия изобразительным искусством: различные кисточки, краски, пластилин, карандаши и т.п.

Помимо зоны творчества мы установили стенд «Наше искусство», где выставлялись работы детей. Это должно было активизировать желание заниматься творчеством. Также это помогало детям обмениваться своим опытом с другими ребятами.

Ребятам понравилось украшать группу разными творческими работами. Это также являлось стимулом к тому, чтобы активно действовать. Родители также были вовлечены в процесс. Они приносили в зону творчества различные материалы для творчества и декоративные элементы. Были использованы также плакаты, на которых можно было изучать спектры цвета.

Для разных видов деятельности были предусмотрены разные фартуки и другие элементы одежды. Были принесены пособия по некоторым видам творческой деятельности. Мы изготовила несколько дидактических игр, направленных на работу с изображениями. Все это находится на доступном для ребят месте.

Следующее, что мы предприняли в рамках формирующего эксперимента, это была практическая творческая деятельность. Мы направили ее в русло художественного оформления окружающей развивающей среды детьми.

Занятия были построены таким образом, чтобы дети могли обучиться новым методам творческой работы, были побуждены действовать самостоятельно и проявлять фантазию. Также многие работы проводились коллективно.

Мы старались организовать групповое пространство таким образом, чтобы формировать у детей устойчивое желание заниматься творческой активностью, формировались творческие способности, дети приучались к труду.

Из поделок детям особенно понравились работа с салфетками. Также мы использовали оригами, крупы, квиллинг, фантики. Детям нравилось то, что фантики таким образом получали новую жизнь, а не выбрасывались.

Также детям понравилось приклеивать кофейные зерна к картону и создавать таким образом красивые картинки. Также детям очень понравилась технология квилинга, с помощью которой мы создали прекрасные групповые композиции.

Мы старались подбирать такие задания, которые были бы не слишком сложными для детей, но в то же время побуждали их использовать свой творческий потенциал по максимуму. Следили за тем, чтобы дошкольники сохраняли уверенность в своих возможностях, подбадривали их, помогали находить правильное решение, доводить начатое дело до конца.

Ежемесячно  организовывали выставку «Аллея творчества». На этой выставке мы демонстрировали работы детей, которые накопились за весь предыдущий месяц. Также дети голосовали, выбирая лучшую работу. Автор выбранной работы поощрялся. Это стимулировало детей к тому, чтобы выполнять свои поделки и рисунки как можно качественнее и интереснее для других ребят.

Мы часто проводили игровые драматизации. Дети учились входить в образ, жить его жизнью.

Также мы старались импровизировать, то есть разыгрывали различные сюжеты без подготовки к ним. Сначала дети не совсем понимали, как действовать. Поэтому мы совместно с ними готовились следующим образом: вместе выбирали тему, обсуждали совместно, как эту тему изобразить, какие могут быть в игре роли и каково может быть содержание эпизодов.

Этапы формирования творческого воображения

Стимулирующий подготовительный этап.

Задача этого этапа – побуждение дошкольников к тому, чтобы они проявляли творчество и фантазии, освобождались от эмоциональных зажимов и определенных стереотипов.

На этом этапе первые семь занятий были посвящены погружению детей в творческий процесс. Для этого мы демонстрировали дошкольникам, какие существуют возможности для создания новых образов с помощью разных приемов с применением разных материалов, детализируя определенные образы.

Обучающий этап.

Нами был разработан комплекс игровых занятий по формированию творческого воображения у старших дошкольников. Задачами этой работы стали:

  • формирование потребности в самовыражении;
  • обучение старших дошкольников главным приемам продуцирования новых образов;
  • формирование оригинальности и вариативности замыслов.

На этих занятиях мы развивали у дошкольников способность создавать образы, формировали их творческое воображение. Мы использовали во время занятий разные типы деятельности, заданий для формирования творческого воображения.

Заключительный этап.

Он позволяет закрепить уже сформированные у дошкольников навыки по продуцированию оригинальных образов, развивали у них эмоциональную сферу, пытались передать им ощущение свободы в самовыражении.

Занятия обычно строились по принципу следующей структуры:

  • настрой;
  • актуализация ощущений;
  • индивидуальная работа;
  • вербализация.

Анализ рефлексивного типа

В начале занятий мы старались настраивать детей на творческий процесс, который происходил во время общения. Для этого мы применяли различные игры, упражнения двигательного и танцевального характера, беседы и т.п.

Все эти приемы использовались для того, чтобы понизить контроль сознанием и помочь ребенку расслабиться.

Во время актуализации ощущений мы задействовали приемы музыкальной терапии, побуждали детей фантазировать на фоне разных музыкальных произведений, помогали им преодолевать стереотипность мышления, активизировали их творческие ресурсы.

В процессе индивидуальной работы во время занятий дети учились выражать свои эмоции, чувства и мысли, использовали для этого разные средства. Следующий этап был посвящен процессу общения детьми. Дошкольники делились личными ассоциациями и впечатлениями.

Более того, мы продолжали вербальное творчество детей.

Заключительный этап был посвящен позитивным высказываниям, детям оказывалась поддержка. Мы старались отметить результаты творческой работы у каждого ребенка, принимали эти результаты.

Дадим характеристику для каждого этапа.

Первый этап был посвящен тому, чтобы дети работали с такими материалами и заданиями, которые бы актуализировали у них потребность в творческом самовыражении.

Чтобы получилось преодолеть стереотипность мыслительного процесса, мы предложили дошкольникам интересные задания и вопросы. Все это позволяло направить внимание детей на возможность и необходимость создавать новые образы, активизировать их фантазию.

К примеру, во время занятий, посвященных необычным деревьям, мы объяснили ребятам, что в воображаемом лесу бывают разные виды деревьев: даже каменные и золотые, а также шерстяные и стеклянные. Мы попросили детей пофантазировать и ответить, хорошо или плохо быть таким деревом.

Во время обсуждения с дошкольниками этого вопроса, мы увидели, что их первоначальная реакция была похожа на ступор. Они не понимали, как вообще можно ответить на этот вопрос. Но благодаря открытому общению, они стали проявлять выраженную фантазию, и им стало интересно. Поэтому они так увлеклись темой, что долго не могли от нее отвлечься и продолжали беседу уже после ее завершения.

Во время занятия, посвященного маскам, мы предложили ребятам такое задание, в котором они могли складывать слова из двух изображений. Так мы побуждали детей проявлять фантазию и представлять такие образы, которые могут получиться в итоге.

Отмечая, насколько скованны дети эмоционально, насколько трудно им было преодолеть этот барьер и насколько они боялись сказать что-то не так, мы предложили детям такие задания, как материализация страхов и настроения.

Эффективные методы для стимулирования творческого фантазирования и воображения – это работа под музыку, представление героев из сказов, сказочные путешествия и т.п.

Эти приемы позволили создать такие условия, в которых дети были бы максимально раскрепощены. Опираясь на детский опыт, мы предложили им интересный материал для обсуждения. Мы старались формировать у них представления о том, что очень интересно создавать новые образы. Старались закрепить позитивные эмоции, которые связаны с творческим процессом.

Разные задания помогали поддерживать у дошкольников интерес и устойчивое внимание до самого конца занятия. Постепенно мы внедряли в занятия знакомство с таким приемами творческой работы, которые изучались непосредственно только на следующем этапе.

Обучающий этап мы посвятили развитию у дошкольников конкретных навыков по созданию оригинальных образов. Для достижения этой цели мы применили множество разных средств и приемов.

К числу основных методов мы добавили формирование воображения с помощью музыкальных произведений, с помощью художественных книг, изобразительного искусства, фольклора, игр. Также использовалось очень много сказок. Сказки помогают формировать творческое воображение на вербальном уровне.

Дошкольники выполняли задания со сказками, сочиняли новые сказки, старались закончить оборванный рассказ, придумывали собственных сказочных героев. Много внимания на каждом занятии уделяли изобразительному искусству, ведь его рассматривают как самое главное средство для формирования творческого воображения у дошкольников, их фантазии и творческих способностей.

Это эффективно, потому что для формирования творческого воображения нужно, чтобы дошкольник не только мог бы представить себе какие-либо образы, но и выражать их, использовать для этого различные средства.

Наблюдения во время работы продемонстрировали, что в середине реализации программы ребята стали проявлять больше активности, действовали с интересом во время каждого задания, использовали новые приемы создания оригинальных образов. В целом этот этап работы был очень продуктивным.

Мы заметили, что образы, которые создавались детьми, становились все более интересными и детализованными. Дети все реже прибегали к шаблонным решениям. Мы считаем, что этого удалось достичь не только с помощью изменений эмоциональных состояний у детей, но и с помощью преодоления многих стереотипов.

На этом этапе работы мы также старались параллельно осуществлять работу с родительским составом. Мы уделяли их внимания на то, что такое творческое воображение и как можно его целенаправленно формировать, какие особенности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Для этого мы провели консультации на тему «Творчество и воображение». Также мы провели совместные домашние работы с родительским составом.

Мы старались формировать у родителей осознанное отношение к творческой работе, к формированию творческого воображения. Все это способствовало пониманию того, как творческое воображение влияет на формирование детей, активно с родителями обсуждали результаты проводимых занятий, демонстрировали детские работы, обращали внимание на некоторые детали.

Заключительный этап был посвящен закреплению развитых у дошкольников навыков и умений, старались уделить больше внимания тому, как осуществлять самостоятельное творчество, задавать ему определенное направление и стремиться понизить число возможных ограничений, чтобы дошкольники могли максимально воплощать свои задумки на разные темы.

На этих занятиях мы применяли множество заданий, которые были связаны с вербальным творчеством. Дети сочиняли разные сказки. Это было связано с тем, что для дошкольников на этом году жизни использование творческого воображения на вербальном уровне очень сложно. И это формирует творческое мышление дошкольников, активизирует их мыслительные процессы в целом, формирует их речь.

Во время организации работы на последнем этапе мы старались также уделять внимание и родителям. Мы учили их осуществлять совместную с детьми деятельность. Чтобы родители не просто понимали, что такое воображение, а осознавали его значение для ребенка, мы старались закрепить у них способности формировать воображение в разных видах деятельности.

Были предложены домашние задания для совместной творческой работы с детьми.

Родителям было предложено использовать разные материалы, стимулировать с помощью визуализации и релаксации творческую деятельность детей. Потом мы старались устраивать выставки работ и проводили разнообразные обсуждения.

В результате проведения, мы получили положительный эффект, который показывает, что применение разных типов деятельности для формирования творческого воображения, применение комплекса приемов, работа с родителями, обучение их формированию детского воображения, побуждение их к творческой активности, к созданию новых образов и к детализацию образов – все это действительно оказывает мощное влияние на раскрытие творческого потенциала личности.

Анализ реализованных мероприятий

 Цель: проверка эффективности формирующего этапа экспериментальной работы.

На этом этапе была проведена повторная диагностика формирования творческого воображения дошкольников экспериментальной и контрольной групп. Использованы методики констатирующего этапа эксперимента.

Результаты исследования по методике по методике Е.Торрента представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты исследования творческого воображения по методике по методике Е.Торрента на контрольном этапе эксперимента

группавысокий уровеньсредний уровеньнизкий уровень
кол-во%кол-во%кол-во%
экспериментальная группа640,0640,0320,0
контрольная группа16,7746,7746,7

Как показывают результаты исследования по методике по методике Е.Торрента, высокий уровень показали 1 испытуемый контрольной группы —  6,7% и 6 испытуемых экспериментальной группы — 40%.  Дети за определенное время придумали и нарисовали нечто оригинальное, необычное, свидетельствующее о незаурядной фантазии и богатом творческом воображении.

Средний уровень показали 7 испытуемых контрольной группы —  46,7% и 6 испытуемых экспериментальной группы — 40%.  Дети нарисовали нечто, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческого воображения. Детали и образы рисунка проработаны средне.

Низкий уровень показали 7 испытуемых контрольной группы – 46,7% и 3 испытуемых экспериментальной группы — 20%. Дети за отведенное время не сумели ничего придумать и нарисовали лишь отдельные штрихи и линии.

Результаты исследования по методике «Нарисуй что-нибудь» Р.С.Немова представлены в таблице 5.

Таблица 5

Результаты исследования по методике «Нарисуй что-нибудь» Р.С.Немова на контрольном этапе эксперимента

группавысокий уровеньсредний уровеньнизкий уровень
кол-во%кол-во%кол-во%
экспериментальная группа746,7640,0213,3
контрольная группа16,7746,7746,7

Как показывают результаты исследования по методике «Нарисуй что-нибудь» Р.С.Немова, высокий уровень творческого воображения показали 1 испытуемый контрольной группы —   6,7% и 7 испытуемых экспериментальной группы – 46,7%.  Дети быстро придумали свои идеи, в которых была отмечена оригинальность ответов.

Средний уровень показали 7 испытуемых контрольной группы —  46,7% и 6 испытуемых экспериментальной группы — 40%. Дети долго не могли придумать идеи, в ответах были элементы оригинальности на основе знакомых ситуаций.

Низкий уровень показали 7 испытуемых контрольной группы —  46,7% и 2 испытуемых экспериментальной группы -13,3%.  Дети не смогли ничего придумать.

Как показывают результаты исследования творческого воображения, большинство детей экспериментальной группы дают схематичные иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы).

Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка или его второстепенной деталью, последнее является показателем творческого воображения.

Сравнительные результаты диагностики на констатирующем и контрольном этапах отражены в таблице 6.

Таблица 6

Сравнительные результаты диагностики творческого воображения дошкольников на констатирующем и контрольном этапах, в %

ГруппаВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень
Конст.эт.Конт.эт.Конст.эт.Конт.эт.Конст.эт.Конт.эт.
Экспериментальная группа6,746,7404053,313,3
Контрольная группа6,76,746,746,746,746,7

Как показывают результаты проведенного на контрольном этапе эксперимента исследования, 46,7% дошкольников контрольной группы имеют низкий уровень сформированности творческого воображения. В экспериментальной группе низкий уровень творческого воображения не выявлен.

Высокий уровень творческого воображения был выявлен у 46,7% дошкольников экспериментальной группы, что значительно выше результатов констатирующего этапа эксперимента. Как видим, после проведения эксперимента уровень творческого воображения у детей экспериментальной группы повысился.

Дети научились легко придумывать основные действия сказки, в их играх прослеживается четкий сюжет; дети представляют себе не просто некоторую схему событий, но и создают яркие образы героев; дети легко отступают от знакомых стандартов и создают свои собственные произведения, продукты воображения.

Таким образом, результаты повторной диагностики подтвердили эффективность проведенной работы по развитию творческого воображения у старших дошкольников.

Оценки
( Пока оценок нет )
Логоправ!
Добавить комментарий